Личность Постникова объединяет спортивную базу "Огонёк" и этнопарк. Они раньше и были объединены, были единым целым. И только недавно отделились друг от друга. Постников создал вначале "Огонёк", а потом и этнопарк.
Ещё в пятидесятых годах Постников, тогда ещё молодой выпускник института физкультуры, возглавил детскую спортивную школу в Чусовом. Постепенно из этой школы вырос центр зимних видов спорта. С горнолыжными трассами и санной трассой. Множество спортсменов воспитал "Огонёк" за свою более чем полувековую историю.
Этнопарк-музей создавался как "культурное приложение" к спортивным объектам. И это была правильная идея. Нужно было воспитывать не просто спортсменов, а гармонически развитых людей. Их и воспитывали на примерах истории и культуры родного края.
Так уж получилось, что здесь, в "Огоньке", сошлись воедино спорт, культура. история и природа родного Урала.
А мы идём, дышим чистым лесным воздухом и недоумеваем. А где же церкви, где избы?
Переходим по мостику через речку. Она в этом месте ещё чистая и прозрачная. Чуть дальше речка разливается шире и становится мутной, размывая глинистые берега. Тогда мы ещё не знали, что эта речка называется Архиповка.
Вышли на какую-то дорожку, мощёную искусственной брусчаткой. Идём вверх. Такая брусчатка знакома, наверное, каждому уральцу. Это побочный продукт металлургического производства. В Нижнем Тагиле этим "камнем" были вымощены чуть ли не все улицы. Поэтому ездить по Тагилу было ужасно неудобно. Очень сильно трясло.
В прошлом году прямая дорога была закрыта на ремонт, и нам пришлось ехать в объезд через пригород Чусового по таким же вот каменьям. Это был кошмар.
А дорога идёт всё вверх и вверх. А может, тут и нет ничего - думаем мы.
Между деревьями появляется деревянный жёлоб санной трассы. Закруглённая конструкция, обшитая досками, поразительно напоминает борт старинного парусного корабля. Жаль только снимок получился неудачный. Почти не передаёт этого впечатления.
Увидев жёлоб, мы поняли, что дорога так и будет идти вверх, пока не придёт к самой верхушке санной трассы. Мы немного расстроились и пошли обратно. Наверное, то, что мы ищем, находится не здесь.
Спустившись к речке, мы увидели палатку и человека возле неё. Речка здесь широко разливается и уходит в красивую арку водовода под железнодорожной насыпью. Арку эту построили в конце позапрошлого века вместе с Горнозаводской железной дорогой.
-А где музей-то? - спрашиваем мы у человека.
-Обернитесь - отвечает он.
Мы оборачиваемся и видим нечто.
Подходим ближе. Кто это? Авраам Линкольн? Почему здесь, на Урале? Подписи на памятнике естественно нет.
Позже мы узнали, что это Александр Грин. Он здесь вполне к месту. Его можно считать и уральским писателем. Он здесь бывал, и действие некоторых из его рассказов разворачивается на Урале. К тому же он оказывается был сослан в Туринск.
Идём дальше и видим корабль. Наверное, это струг Ермака. Не подлинный, конечно, а воссозданный по представлению. Обратите внимание на подлинный старинный якорь этого кораблика.
Дерево тоже кажется экспонатом музея. Наверное, из таких деревьев коренные народы Урала вырезали страшных многоруких идолов.
И вдруг - действующая мельница. Ленивое течение речки Архиповки крутит водяное колесо.Не удивлюсь, если там, внутри есть настоящие каменные жернова, на которых можно молоть зерно.
Мельница украшена интересным резным орнаментом. Резьба глухая, не пропильная. Никогда раньше ничего подобного не видел. Как будто колосья свёрнуты в завитки. Такой орнамент нам потом попадался и на других зданиях музея. Это скобчатая резьба. "Колосья" режутся одним полукруглым резцом. Сначала делается вертикальный рез, потом резец ставят под углом и делают подрезку. В результате получается выемка - скобочка. И таких "скобочек" здесь сотни, если не тысячи.
Опять же пограничный столб. Куда ж без него? Это моё второе после Верхнего Тагила фото у пограничного столба. Этот столб в отличие от тагильского с двойной символикой. И советской, и российской.
Стою, можно сказать, на посту. Защищаю Родину от "горя, врагов и дураков". Получается пока плохо.
Леонард Постников ездил по деревням и собирал "старый быт". Сначала вещи, сундуки, доски с резьбой. Потом целые дома и церкви. Спасал то, чем жили наши предки от забвения и уничтожения. Привозил всё сюда. В свой "Огонёк". Здесь здания собирали по брёвнышку и реставрировали. Получилась своеобразная "вторая Хохловка". Может быть, у Постникова вышло даже интереснее, чем в настоящей, пермской Хохловке.
Деревенская кузница. Раньше подобные заведения были в каждой деревне.
Перед кузней, естественно, "станок" для ковки лошадей. Лошадь загоняли в деревянную "рамку" и поднимали за брюхо вон тем брезентовым ремнём. Выйти из "станка" она уже не могла. Вот тогда ей на копыта и приколачивали подковы. Тут же лежат плуги. бороны.
Есть тут и точило с ножным приводом.
Всю бы эту древнюю технику реставрировать бы. Чтоб было понятнее, что это и для чего. Пока же совершенно неясно, как это всё работало.
Возле кузни образцы изделий деревенского кузнеца. Декоративные решётки. Люди побогаче заказывали такие как оградки для своих палисадников.
И изделия попроще. Дверные петли, скобы, ручки. Ручки простые по форме и огромные по размерам. Наверное, для дверей каких-нибудь амбаров или сараев.
А впереди уже видны купола деревянных церквей.
Тут навстречу нам выбегает довольно большая собака. И по-прежнему ни одного человека вокруг.
Мы чего-то вдруг стушевались. И решили отступить по внезапно обнаруженному нами мостику.
У другого конца мостика стоял какой-то гостевой дом, а перед ним несколько машин. Из дома вышел недавно проснувшийся человек и сказал нам, что музей откроется примерно через час, а собаки, сказал он, можно не бояться.
-Она у нас пёска добрая.
Мы же люди осторожные и неоднократно покусанные всякими "добрыми зверями".Поэтому решили судьбу не испытывать и в пасть "доброй пёски" не пошли. Мы решили продолжить свой путь в Усолье, а сюда заехать уже на обратном пути.
Journal information