?

Log in

No account? Create an account

Журнал Александра Гурина

О бересте и не только

Previous Entry Share Next Entry
Посёлок Майкор. Продолжение.
картинка
guriny

      Предыдущий пост я закончил, выложив фото моста через речку Кемельку. Но самый интересный мост через эту речку - подвесной. Подобные мосты характерны для Севера. В частности и для Уральского Севера. Хоть Майкор к северу и не относится, кто-то решил построить здесь именно такой мост.
     Мне кажется, что подобные мосты строили там, где реки во время паводка очень бурные. Боялись, что опоры мостов большой водой смоет, поэтому мосты строили безопорные. Неужто эта речка такая грозная?
      Современных фотографий этого места у меня почему-то нет. Пришлось перефотографировать стародавние. Зимнюю и летнюю.



Зимняя фотография снята чуть позже, чем летняя. На летней все перила обломаны, а самом мосту зияют дыры от сгнивших досок. На зимней мост уже приведён в порядок.



 У впадения той же Кемельки в Иньвенский залив стоит старинная заброшенная часовня. Часовня эта по стилю очень напоминает наш Верх-Нейвинский храм.


     Плоские купола, треугольные фронтоны, минимум какого-либо декора. Сравните. Может быть, два этих здания создал один архитектор? Вполне может быть и такое. Ездил в 19-м веке по Пермской губернии епархиальный архитектор. И приспосабливал к местным условиям типовые проекты храмов. А храмы все были однотипны, все в стиле классицизма. Верх-Нейвинск, как и вся территория Свердловской области, тогда входил в состав Пермской губернии.


      Над часовней сохранился крест, а внутри - полное запустение. Ходишь и запинаешься о какие-то старые водопроводные трубы, следы использования часовни "советской цивилизацией".
      Эти старые и облупившиеся кирпичные стены выглядят очень живописно. Поэтому майкорская часовня нашла своё отражение и в живописи. Я нашёл картину художника из Пожвы В.Г. Вакина, на которой она нарисована. Кстати, нашёл я эту картину на сайте http://maikor.ru/ Это сайт посёлка Майкор. Там много фотографий посёлка и разной информации о нём.



  А я осмелюсь выложить ещё две стародавние фотки, которые были сделаны прошлой нашей мыльницей, ещё не цифровой.





     Возле часовни, в чьём-то огороде стоит узкоколейный пассажирский вагон. Чуть ли не единственная память о том, что в посёлке когда-то была железная дорога. Она обслуживала металлургический завод и возила пассажиров из Пожвы.  Я эту дорогу помню только в Пожве. Когда я первый раз туда приехал ещё в 1996 году, то видел как люди ездили "на пиле". На узкоколейную платформу ставили двигатель от бензопилы и таким образом ехали. Мощности двигателя в четыре с половиной лошадиных силы им хватало.
    А вот и вагон.


      Здесь же находятся и гаражи для лодок. Гаражи эти точно такие же деревянные, как и для местных машин, только стоят у самой воды. Там у людей хранятся лодки, моторы, сети, весла. В общем всё-всё для рыбалки. Подобные сооружения, наверное, есть во всех деревнях, которые стоят на берегах больших рек.
      А вдали, за мостом, выход на широкий простор Иньвенского залива.



       В этих же местах стоял своеобразный памятник, которого теперь  уже нет. Это был якорь. Огромный, более двух метров высотой, стоял, растопырив лапы, на бетонном постаменте. Не удалось пережить этому якорю эпоху дикого капитализма. Кто-то шустрый отправил его в металлолом, поднимать экономику братского Китая.
      А теперь перейдём к двум храмам, которые стоят совсем рядом в центре посёлка.
Это Богоявленская церковь, единственная в Майкоре была построена в начале 19-го века. Церковь как говорят, деревянная. Советская власть долго приспосабливала это здание храма под какие-то свои хозяйственные нужды. Потом здание вернули верующим. Верующие стараются как-то его украсить. Купол даже небольшой поставили. Но дух советского склада в этом храме присутствует и до сих пор.



А вот с другой стороны церкви, со стороны сада и берега стоят кирпичные колонны. Они уже давно ничего не поддерживают, эти колонны. Тянутся к небу своими капителями и какими-то штырями. Что к этим штырям крепилось? Кстати, довольно странно, что у деревянного здания были каменные колонны.




В этой гранёной пристройке был алтарь, а сам храм выглядел вот так.Скорее всего, такой же портик и четыре колонны был пристроен к храму и с противоположной, поселковой стороны. Только его коммунисты разобрали ещё давно, а вот задние колонны разбирать поленились.



На капителях ещё сохранилась лепнина.


Уголки стен украшены вот такими простыми деревянными узорами.



Здесь, в этом запущенном саду позади церкви, похоронены священники и именитые люди довольно благополучного в старину заводского посёлка. Их мраморные надгробья давно уж стоят разрушенные, разворованные , заросшие.



      А перед церковью стоят два памятника. Один памятник красным бойцам погибшим во время Гражданской войны или местным активистам, зарубленным колчаковцами - пирамидка со звездой. И другой памятник - крестик в память "рабов Божиих, зде лежащих, имена коих знает один Бог", поставленный в память о тех самых священниках и именитых людях, чьи могилы не пощадили потомки. Земля и годы примирили лютых врагов.






Зайдём же в храм. Его советское прошлое бросается в глаза. Больше похоже на коридор какой-нибудь деревенской конторы.


Половички у входа.



Интерьер храма. Иконы, Старинные колонны и печное отопление с дымоходами. Природного газа здесь в храме нет, как и во всём Майкоре.


Колонны скорее всего длинные. Они проходят сквозь оба этажа здания. Храм разделили на этажи уже при советской власти.
     Священник и прихожане майкорского храма.



      Вплотную к Богоявленской церкви стоит ещё одна. Недостроенная. Её стали строить незадолго до Первой Мировой войны. Богатый кирпичный декор, горделиво вознесённая вверх колокольня. Когда храм строили, то использовали клеймёный кирпич. На клеймах написано: "Н.М. Шульц. Екатеринбург".
      Когда началась война, строить храм не прекращали. Местные мужики ушли воевать, а стройку продолжали пленные австрийцы. Так и строили храм до самого семнадцатого года западники вместе с русскими, католики вместе с православными. И надеялись, что вот ещё чуть-чуть, и будет на берегу Иньвы самая красивая церковь в округе. И не достроили. Поставили купол на колокольню, как это видно на старой фотографии, а главный купол так и не возвели. Грянула революция и гражданская война.
     Когда атеистическая советская власть в этих местах укрепилась, купол с колокольни сбросили, а сам храм хотели разобрать на кирпич. Удалось это только отчасти. Видимо крепко строили австрийцы.


    Некоторые сведения о храмах Майкора можно прочитать вот здесь. Эта статья основывается на реферате местного девятиклассника, написанного под руководством преподавателя истории Швецовой Нины Андреевны. Она же является и хранителем местного музея. О музее я как-нибудь напишу в одном из следующих постов.
   Если подойти поближе, то богатая кирпичная кладка стен храма становится видна во всех подробностях.


Прямо за храмом - пожарная часть.


     Если же встать спиной к центру посёлка и пройти чуть дальше, то выйдешь на крутой берег. Отсюда открывается прекрасный вид на водную гладь. А вон там в конце дамбы, где сейчас стоит "балаган с подачей пива" под синей крышей, раньше был завод. Тот самый, металлургический. Там были домны, там ездили паровозики. Оттуда выливался кипящий металл с искрами и всполохами на ночном небе. Всё это было там.


    Если от затопленного завода в Пожве осталась лишь знаменитая труба, торчащая из воды и ещё какие-то постройки, то от майкорскогого завода не осталось ничего.
   Вот она, кстати, пожвинская труба в воде, в данном случае во льду. Взято с сайта  http://www.pozhva.ru/fly  Вокруг этой самой трубы плавали на лодочке Алексей Иванов и Леонид Парфёнов.


А здесь, у Майкора Иньвенский залив заканчивается. Большая вода переходит в плавни, прорезанные протоками. В них множество островков, заросших болотными травами. Наверное, именно сюда ездят местные охотники серых уток пострелять.
     А ещё дальше, ещё выше по течению Иньва становится совсем узенькой извилистой рекой.



Ранее я упоминал берега, сплошь заваленные корягами. Вот и они. Своеобразный Берег скелетов. Только это скелеты деревьев, добела обглоданные водой.



Лодки, лодки. И всё те же сарайчики-гаражи, позеленевшие от сырости.


Катер и машины. Среди машин вполне обыкновенных стоит какой-то старинный микроавтобус неизвестной мне марки.


    Я тут подумал, что , наверное, в этих местах бывал и Николай Кузнецов. Советский разведчик, партизан и террорист, который вёл тайную войну на оккупированной нацистами Украине под маской немецкого офицера.  В тридцатых годах он работал и жил в Кудымкаре. А ведь Кудымкар стоит на берегах той же Иньвы. Отсюда до него около семидесяти километров. И скорее всего, тогда люди ездили из Кудымкара в Майкор на лошадях, а тут пересаживались на пароходы и плыли в Пермь.
     Имя этого интересного и неоднозначного человека носила наша школа с английским уклоном. Смысл был тот, чтоб мы, ученики, изучали язык предполагаемого противника так же вдумчиво и старательно, как и наш знаменитый земляк, чьё имя носила школа.
      Говорят, что работая здесь, он уже был агентом НКВД. Имея блестящие способности к иностранным языкам, он в совершенстве овладел языком коми. Овладел настолько, что его здесь принимали за местного. И использовал это своё знание для борьбы с теми, кто не желал вступать в колхозы.
     Ну вот и всё, что я хотел вам рассказать о Майкоре. Когда-нибудь потом расскажу про музей, и про деревню Горки, и про татарское кладбище.

promo guriny october 27, 10:59 4
Buy for 10 tokens
Вчера попалась на глаза вот такая история про застрявшую в заборе лису. Случилась эта история в Англии. Наш, русский, в подобной ситуации взял бы полотенце побольше, замотал бы морду лисе, чтоб не укусила, и вытащил бы её из забора. А европейцы вызвали спасателей и ветеринара. Но главное, что…

  • 1
Микроавтобус ГДР марки Barkas http://ru.wikipedia.org/wiki/Barkas

Спасибо. А я даже и не знал, что такая марка существовала.

Нет ли возможности найти отдельный (ни в коем случае не разрушая здание) упоминавшийся кирпич "Н.М.Шульцъ Екатеринбургъ"? Собираю коллекцию кирпичей с разными клеймами и заинтересовался этим экземпляром.

Летом съездим, попробуем подобрать. Раньше не получится.

От Майкорского завода осталась вывеска Металлургический завод при входе в сад

Кстати да. У меня даже фотка была этой вывески.

  • 1