guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Нестеров в городе "Н".



   К нам в город Новоуральск пришла выставка художника М.В. Нестерова. Вернее, пришла-то она к нам уже давно,  но только сейчас я смог её выложить.  Выставка эта вот какого плана. Она уличная. Вдоль всей улицы выставлены большие копии картин Нестерова. Здесь же биография художника. К тому же каждая картина снабжена небольшим пояснением.
     Вот он, Михаил Васильевич Нестеров. Белая блуза, бородка, очки. Горделиво так смотрит, стоит подбоченясь. И не похож он на певца исконной Руси. Тихой, задумчивой, милой и чуть грустной нашей Родины. Напоминает какого-то преуспевающего и амбициозного инженера Гарина почему-то. А на заднем плане большой туесок с кистями.




    Инициатива создания уличной выставки принадлежит "Терриории Культуры "Росатома". Есть у корпорации ТВЭЛ такое "культурное" подразделение, которое распространяет культуру на территории атомных ЗАТО. Как-то я пытался обратиться в эту самую "Территорию" с предложением своих услуг и сотрудничества. Почему-то посчитал себя и свою бересту неким явлением, относящимся к культуре. Ответа не получил. И только потом догадался, что задача у этого подразделения немножко иная. Оно несёт культуру нам, "атомным аборигенам" извне. Популяризацией культуры самих "аборигенов" они не занимаются.
      Кроме "Территории Культуры" у этой выставки был ещё целый ряд организаторов. Все они перечислены вот здесь. В их числе Галерея на Вознесенском из Москвы.



   Выставка на улице это очень интересно и необычно. Картины прямо среди домов, деревьев, неба. Здорово. Я надеюсь, что она будет постоянной. Надеюсь, что Нестерова сменит другой художник. Организаторы видимо надеются на то же. Вон какие мощные, капитальные стенды сделали. Целая улица-музей. Кстати улица называется Стахановская.  Она очень тихая, пешеходная. Идёт от здания Детской библиотеки до здания бывшей Детской библиотеки. На ней стоит всего три или четыре жилых дома.



    Нестеров в своём творчестве воспевал старую православную Русь. Русь уходящую, может быть, даже уже ушедшую. Святую Русь. Где Бог, природа и люди были едины, неразделимы. Где пейзажи сдержанны и немножечко печальны. Где нет ярких красок. Где небо, как говорил в своё время Шергин, "серенькое", жемчужно-серое. Жемчуг, он ведь тоже серый, но нет на земле ничего прекраснее этого спокойного, сияющего цвета. Где люди скромны и серьёзны. На их лицах не отражается жгучих "африканских" страстей. Все сильные чувства скрыты в глубинах души.
     "За Волгой". Наверное, такими были когда-то и мои предки-старообрядцы. Оттуда, из-за Волги, из Керженских лесов пришли они на Урал.



     "Душа народа".  Чистая, как вода в тихом озерке. Чистая по-детски. Устремлённая к Всевышнему, соборная. Пропадёт эта душа - исчезнет и сам народ.
    Нестеров жил в двадцатом веке. В предреволюционные времена. Он несомненно видел всю грязь и муть, что захлестнула тогда Родину. Он ходил по улицам, на которых не было живого места от обилия реклам. Читал в газетах о многочисленных жуликах, а на последних страницах объявления не менее многочисленных проституток. Слушал разговоры людей, со смехом смаковавших любое поражение, любую неудачу России. Тогда до "сраной рашки" конечно ещё русские люди не додумались, но были недалеки от этого. Ситуация была примерно такая же как сейчас. Хотя нет, хуже.
     Приходил, доставал из длинного туеска  кисти и начинал творить свой русский мир. Хотел наверное напомнить людям о том важном, что есть у каждого  из них в душе.


Странно, но картину "Душа Народа" поместили почему-то прямо напротив здания ФСБ.
    А вот ещё одна картина. Называется "Лисичка".  Сидят на пригорке соловецкие старцы-монахи. Простоватые, в лаптях, седые, мудрые. На этот же пригорок приходят к ним и люди. Посоветоваться о жизни, получить отеческое наставление. Рядом с монахами туесок с квасом. Точно такой же как у самого художника в мастерской. И береста на берёзе содрана.
     Из леса к монахам вышла лисичка. Она чувствует, что эти люди особенные. Они божью тварь никогда не обидят. В пояснении к картине написано,что Нестеров видел это сам. Сам видел ту лисичку.  Наверное, это образ рая. Место, где люди и звери не питают друг к другу вражды и друг друга не боятся. Эта лисичка чем-то сродни медведю Серафима Саровского.



    "Христова невеста", портрет Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. После гибели мужа, разорванного бомбой террориста Каляева, она приняла монашество. Христова невеста разделила судьбу своей несчастной Родины. Она была убита большевиками в Алапаевске и сброшена в шахту.


     Не получилось у меня хороших снимков. Везде какие-то отражения, блики на стёклах, закрывающих картины. Ничего уж я с этим не мог поделать. Но кто хочет,  может увидеть те же самые работы Нестерова и в Интернете. Там они естественно качеством получше. А мне было интересно то, как живут картины в непривычном для них пространстве улицы.
   


"За приворотным зельем". Пришла печальная девушка к хитрому колдуну. Не смотрит любимый в её сторону. Страшно ей. Вдруг колдун какой-нибудь человекоубийца. Но сильнее страха любовь, сжигающая её сердце.



      Нестеров в советское время считался мастером русского пейзажа. И вершиной "нестеровского" пейзажа считалась вот эта картина "Видение отроку Варфоломею". В советских учебниках обычно помещали только фрагмент этой картины. Так и писали "Фрагмент  видения отроку Варфоломею". Не могли в атеистическом государстве показать всю картину.  Слишком уж религиозным был её сюжет.
      Варфоломей, будущий Преподобный Сергий, пошёл в лес ловить заблудившихся жеребят. Вот он стоит на картине с кнутом, перекинутым через руку. Горе у мальчишки. Не даётся ему грамота. И немудрено. Больно уж сложная она была в тринадцатом веке.
    На опушке леса встретился ему ангел в обличии монаха. И горе, и мольба, и надежда написаны на лице мальчика. А позади тот самый "нестеровский" пейзаж. Но ведь он не живёт отдельно от героев. Только вместе, только в единой композиции. А нам столько лет показывали "урезанный" пейзаж без героев.

     После встречи с ангелом маленький Варфоломей одолел-таки грамоту и постепенно стал тем, кем стал. "Игуменом" Всея Руси Преподобным Сергием, одним из столпов русского православия, вдохновителем воинов, разбивших Мамая на Куликовом поле.
     "Философы". Идут лесной дорожкой два человека, один из них священник. Говорят о чём-то своём, о философском. Это Сергий Булгаков и Павел Флоренский. Может быть, даже предчувствуют все испытания, которые выпадут на их долю в грядущие безбожные времена. Один из них станет эмигрантом, а другой будет расстрелян в годы репрессий.



     Естественно, что такой человек как Нестеров, не мог принять революцию 17-года. Атеистическая революция, крах всего, что было художнику дорого был для него катастрофой. Но сам мастер в эту лихую годину не пострадал. Ни Ленин, ни Сталин не тронули художника. Хоть он и не избежал тюрьмы, но пробыл в камере очень недолго. Наверное, рука Того, кто невидимо присутствует на его полотнах, защитила мастера. Не позволила  ему разделить судьбу тех, кого он писал.
      После революции Нестеров стал писать портреты. Русь ведь никуда не исчезла. Она в этих людях, которые вдохновенно делают своё великое  и нужное дело. Вот академик Павлов. Сжав кулаки, он смело смотрит в глаза какой-то важной для себя проблеме. И он найдёт решение. Это учёный- творец, учёный-победитель.


     Сталинское государство признало чуждого по духу мастера. Но признало как бы наполовину. Ему дали Сталинскую премию, наградили орденом. Но вместе с этим устроили "закрытую" выставку, на которую пускали только по пропускам. Такое вот искусство для своих, для избранных.  А широкие массы советского народа пусть смотрят на революционные полотна, например,Исаака Бродского.
       Были у Нестерова и картины на сюжеты из Священного писания. Он принимал участие в росписи храмов.


    У этой уличной выставки есть только один недостаток. Стенды установили прямо посреди клумб. Чтобы рассмотреть детали картин или прочитать описания, нужно ходить прямо по земле. Весной на этих клумбах посадят цветочки. И что же, зрители должны их топтать?
      Всех картин я конечно не сфотографировал. Очень уж их много.  Но ещё на одну картину хочу обратить ваше внимание. Она называется "Домашний арест". Она была написана автором в юности. Это, наверное, единственная жанровая картина на выставке. Проштрафившийся чиновник был подвергнут домашнему аресту. Он сидит и вяжет.  А жена и тёща смотрят на него сурово и с укором:
-Что ж ты, кормилец, наделал, как ты дошёл до такой жизни? Ты же семью по миру пустишь, зараза!



   Комментарий к этой картине описывая сонную и неспешную жизнь мелкого чиновника, упоминает портрет Александра Второго, висящий на стене позади главного героя.



И не заметили составители комментария, что не царь это вовсе. Мужчина с роскошными усищами - это генерал Скобелев. О чём нас извещает довольно хорошо различимая подпись на портрете.



     Михаил Васильевич Нестеров прожил долгую и насыщенную творческую жизнь. Он умер в возрасте 80 лет в 1942-м году. Без Нестерова русская живопись просто немыслима. и я рад, что именно с него начались в нашем городе эти необычные выставки под открытым небом. Наше уральское небо тоже "серенькое", как на его картинах.

Ещё с меткой "Новоуральск".

Небольшая выставка с нашим участием.
Выставка художника Ардашёва в городском музее.
Памятники тоже мёрзнут.

Наши изделия из бересты здесь.
Tags: Новоуральск, творчество
Subscribe

Posts from This Journal “творчество” Tag

  • Дерево для макета.

    https://instagram.com/p/CMvAjbEjTJd

  • Одна фотка из Тобольска.

    Сегодня опять перебирал "закрома". Нашёл вот такую фотку. Это экспонат одного из музеев Тобольска. Часы в корпусе из серебра и мамонтовой кости.…

  • Горнозаводск стоит на трёх слонах.

    Не верите, что Горнозаводск стоит на трёх слонах? А у меня и фотка есть в качестве доказательства.Видите вон то чудище трёхслоновое? Тут даже не…

  • Какой на ощупь одноглазый лев?

    Сегодня мы посетили выставку «От модерна к русскому авангарду». Она проходила в нашем Музейно-выставочном центре. Проводила её некоммерческая…

  • "Советская" икона.

    Однажды, уже довольно давно, один мой знакомый священник сказал: -Пришли ко мне люди, принесли икону и спрашивают, это старинная икона или…

  • Самый дорогой туесок.

    Сел писать про Тобольск, да вот навалились на меня всякие неотложные бумажные дела. И пришлось писание поста отложить. А пока пусть будет…

  • В башне Лунёва уже можно жить

    Наверное, все знают про башню Александра Лунёва. Кто не знает, тому расскажу. Живёт в Томске Алексендр Лунёв. И однажды он купил у города старую…

  • Макеты.

    Выложу немного фоток макетов. Снято недели две назад в "Ельцин-центре". Макеты разных екатеринбургских домов. И не только екатеринбургских. Все…

  • Радость моя.

    Недавно закончился Седьмой Всероссийский конкурс мастеров народных промыслов "Урал Мастеровой" в Челябинске. Для меня он закончился…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment