guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Мастер по бересте Александр Шутихин.



      Про всех мастеров обработки бересты рассказать невозможно. Береста- это целый мир. И мастера, обрабатывающие этот удивительный материал различаются по специализации. Есть среди них те, кто занимаются плетением, есть резчики, есть те, кто бересту расписывает. Кто-то делает на бересте тиснение, а кто-то делает берестяных кукол или аппликации. Есть те, кто работает  на предприятих, выпускающих берестяные изделия. К примеру мы с Алей относимся больше к резчикам. У нас изделия в основном резные.
     С Александром Шутихиным я не встречался. Но как-то недавно встретил его комментарий под одним из своих постов о старых туесках. И решил написать о нём.





     Он живёт в Котласе, в Архангельской области. Именно там, на Русском Севере береста была распространена наиболее широко. Писатель Борис Шергин, тоже уроженец Севера, писал однажды в своих дневниках, что видел в одном из храмов венцы для брачующихся, сделанные из бересты. Если из бересты делали даже такие важные "священные" предметы как венцы, значит береста была для человека Русского Севера поистине всем.
     Шутихин делает туески. Причём делает их по классической технологии, пришедшей к нам из древности. То есть его туески на основе  сколотня.  Каждый, кто занимается берестой, знает, что такое сколотень. А для тех, кто не знает, объясню ещё раз. Если спилить берёзу в определённое время, когда кора с неё легко снимается, а потом распилить её на чурки, то с каждой чурки можно снять бересту не разрезая. Цельным "стаканчиком". Этот "стаканчик" и есть сколотень. На его основе по классической технологии и делается туесок.
     Пост свой я буду иллюстрировать фотографиями, которые делал сам Шутихин. Все они взяты с его странички "Вконтакте". А вот и сколотни. Те самые "стаканчики". Белые снаружи и жёлтые внутри.



    Поверх сколотня надевается внешний слой бересты - "рубашка".  Заготовки будущих "рубашек" тоже хорошо видны на снимке. Края рубашки соединяются с помощью "замка". "Замок" - это два ряда зубцов, нарезанных на краях "рубашки". Зубцы зацепляются друг за друга и соединяют края "рубашки".  Получается такой же стаканчик, только чуть побольше. Если сколотень белый снаружи и жёлтый внутри, то "рубашка" совсем наоборот. Она снаружи жёлтая, внутри белая. Потом сколотень вставляют внутрь "рубашки".  Это и будет корпусом туеска, двуслойного сосуда из бересты. Затем в этот корпус нужно будет вставить дно.
   Здесь вы можете увидеть, что сколотень на пару сантиметров выставляется снизу и сверху относительно рубашки. Потом  края сколотня отгибают наружу. Из этих отогнутых краёв получаются верхний и нижний пояски. Только чтобы загнуть эти края, их нужно хорошо распарить, чтобы береста стала мягкой.



     Свои туески Шутихин украшает тиснением.   Это древний как наш русский мир способ украшения бересты. Тиснение бывает ручное, с помощью шила, когда мастер продавливает на бересте полоски или штрихи. А бывает тоже ручное, но с помощью штампов. Это когда мастер прикладывает к бересте штамп и бьёт по нему молотком.
     Хотя теперь в сувенирных магазинах вы чаще можете встретить тиснение "промышленное". Это когда штампы изготавливаются на специальном оборудовании, на каких-нибудь электроэрозионных станках, а тиснение на бересте производится с помощью прессов.
      У Шутихина штампы скорее всего деревянные. Резные. Примерно такие же, какими пользовались наши предки на протяжении веков. Комбинируя различные виды штампов, можно получить вот такую очень красивую тиснёную композицию.



     Мастер применяет довольно интересную тонировку своих берестяных изделий. Я как-то писал об уральской росписи туесков, когда всю наружную поверхность туеска закрашивали. Закрашивали плотной и густой масляной краской, причём естественный и красивый желтоватый цвет бересты виден уже не был.
      Шутихин применяет прозрачный краситель, который придаёт бересте оттенок. Красноватый или зеленоватый. Этот оттенок не заслоняет от нас естественной фактуры материала, зато подчёркивает тиснение. Обратите внимание, что в углублениях цвет красителя темнее. Подобная тонировка хорошо сочетается с естественным цветом бересты, например с тем, который был оставлен на поясках.


  
    Некоторые из работ мастера покрыты традиционной Мезенской росписью. Такая роспись  тоже характерна для Русского Севера. Красные кони на тонких чёрных ногах несущиеся куда-то. Один из характерных сюжетов росписи, который уходит корнями в древность. Иногда кажется, что подобных коней рисовали наши предки на стенах своих пещер на заре человечества.
 


    Ну, вот вроде и всё. Хотя конечно многое осталось нерассказанным. Например о плетёных изделиях и о берестяной лодке, на которой Александр Шутихин плавал даже на Соловки. По морю.



Подробнее о мастере читайте и смотрите много фото на уже упомянутой страничке "Вконтакте". А также на сайтах "Северная береста" и "Мир мастера".

Ещё посты с меткой "Мастера".
Сергей Коротченя. Мастер-берестянщик из Нижнего Тагила.
Замечательный мастер Александр Швайков.

А кому интересны наши изделия из бересты, смотрите здесь.
Tags: береста, мастера, туески
Subscribe

  • Резчик Василий Краев.

    Две фотки «из закромов». Резчик Василий Краев из села Шамары со своей работой — традиционной коняшкой. Подобные изделия называют плотницкой…

  • Рабочая обстановка.

    Примерно так выглядит наш рабочий стол на мастер-классах. Снимок был сделан второго сентября в День народов Урала. А это одно…

  • Берестяной нос.

    Недавно делали десять штук подобных берестяных масок. В культуре хантов и манси подобные маски нужны были сначала для чего-то культового. А потом —…

promo guriny november 19, 2022 21:12 4
Buy for 10 tokens
На днях нам опять оставили на подержание кота Сёму. Два или три дня он привыкал к обстановке и прятался от наших кошек везде, где только можно. И в ванне тоже маскировался, благо цвет позволяет. Кстати. Кошки наши к коту Сёме отнеслись довольно равнодушно. Не гоняли и в клочки…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Резчик Василий Краев.

    Две фотки «из закромов». Резчик Василий Краев из села Шамары со своей работой — традиционной коняшкой. Подобные изделия называют плотницкой…

  • Рабочая обстановка.

    Примерно так выглядит наш рабочий стол на мастер-классах. Снимок был сделан второго сентября в День народов Урала. А это одно…

  • Берестяной нос.

    Недавно делали десять штук подобных берестяных масок. В культуре хантов и манси подобные маски нужны были сначала для чего-то культового. А потом —…