В том числе и такое вот большое чудо, о котором люди мало вспоминают. Симеон спас свой город от окончательного погружения в безвестность. Если б не он, то такого города, как Верхотурье сейчас уже бы не было.
Обретение мощей Святого Праведного Симеона состоялось на рубеже 17-го и 18-го веков. То есть, немного раньше того момента, когда значение города, как административного и торгового центра стало падать. Прославление нового святого шло одновременно с закрытием той самой верхотурской таможни и перенесением торгового пути в более южные края. В результате этого Верхотурье, переставшее быть "столицей здешних мест" стало центром духовным.
К новому святому потянулись паломники, стали строиться храмы. А Свято-Николаевский монастырь, куда перенесли мощи праведника, перестал жить "в скудости великой"и постепенно стал так прославлен, что его называли уже не иначе как "Сибирской Лаврой". Скоро в городе было уже два монастыря - мужской и женский. Если бы этого становления города как духовного центра не случилось, то к нашему веку на месте Верхотурья стояла бы небольшая деревня с непонятными развалинами, в которых никто бы и не признал Кремль.
А это старинная епитрахиль и бутылочки для святой воды. От обычных аптекарских они отличаются лишь тем, что на них есть рельефное изображение Святого Симеона. Оно там есть, просто на фото не видно.Каждый паломник мог взять в монастыре такую бутылочку и наполнить её святой водой на источнике в Меркушино.
Новое время принесло с собой новые вещи и явления.
Вот, например, временный паспорт. Ещё без фотографии. Паспорт относится к 1903-ему году. Фотография в то время уже была широко распространена. Например, известны фото пойманного жандармами подпольщика Джугашвили, будущего Сталина, которые были сделаны примерно в то же время. Но на обычных людей техническое новшество ещё не распространилось. Поэтому паспорт старинного типа, такой, в который немного раньше вписывались приметы. "Росту высокого, бороду бреет". В этом паспорте примет уже нет. Описание примет было лишь для неграмотных.
"Предъявитель сего крестьянин Пермской губернии, Верхотурского уезда, Красногорской волости, деревни Корчемкиной Андрей Никонов Корчемкин уволен в разные города и селения Российской империи". "Вероисповедания православного, лет 28, отношение к браку -женат. Род занятий - разнорабочий. Отношение к отбыванию воинской повинности - Младший фейерверкер Казанского окружного артиллерийского склада". О национальности в паспорте не слова. И так понятно, что не еврей. Наверное, у жителей "черты еврейской оседлости" были другие паспорта.
А это договор, составленный верхотурским нотариусом В.А. Ардашевым, двоюродным братом самого Ленина. Я как-то писал о художнике Ардашеве из города Лесного и его работах. А вдруг художник Ардашев тоже родственник Ленина?
Деньги конца 19-го, начала 20-го века. Как говорят, совпадают по цвету с деньгами советскими того же достоинства. Только вот по размеру гораздо больше.
Скобяной товар. Скобы, ручки, подсвечники.
Среди скобяного товара - "жучок". Он чугунный и довольно велик, сантиметров сорок в длину.
-А для чего этот жучок? - спрашивает экскурсовод.
Никто из нас не знает.
-А вот однажды американцы приезжали, так они сразу сказали.
Оказывается, жучок предназначен для того, чтобы снимать сапоги. Вставляешь ногу ему в "усы" и тянешь. А другую ногу ставишь жучку на спинку.
Бакалейная лавка. Сахар, чай. печенье, конфеты.
И покупатель со своим рублём.
"Требуйте чай с кораблём!" Прямо вот так решительно приходите и требуйте.
А это безрупорный граммофон-шкафчик иностранного производства. Потрясающий модерновый дизайн. Цветные стёкла. Если их закрыть, то граммофон будет звучать приглушённо.
Стоила штучка рублей четыреста. Учитель же получал в месяц 36 рублей. Если бы какому-нибудь учителю сильно нужна была такая музыка, он бы мог её купить. Года два поэкономил бы.
Часы "Le Roi a Paris" в дубовом корпусе. Такие же были и у моих предков. "Из самого Парижу", как говорил я. На самом же деле они не из Парижа, они немецкие. Довольно распространённая в то время марка комнатных часов. Чуть ли не в каждом музее такие есть.
Большие люди Верхотурья. Крайний слева купец Мухлынин. Щедрый благотворитель, многое сделавший для родного города.
А это лучшие люди уже всего края. Здесь можно увидеть того же Мухлынина. А в центре молодой, усатый, в мундире с петличками, стоит управляющий Верх-Нейвинскими заводами Гавриил Марков. Снимок сделан в Перми, куда съезжались на совещание, наверное, все, кто имел большой вес в промышленности и торговле огромной губернии.
Монастырское духовенство и земские деятели Верхотурского уезда.
Самым лучшим фотографом Верхотурья был Бурин. Его фотографии были на именных бланках. Картонка, с одной стороны фото, а на другой красивая гравюра с узором и именем владельца фотосалона. Точно также мои предки фотографировались у Равенского в Екатеринбурге.
Если хочешь почувствовать себя клиентом фотографа тех лет, садись на старинный стульчик на фоне красиво написанного задника.Прими горделивую позу. А тебя уж сфотографируют, совсем, как тогда. Эх, ещё бы сюртучок выдавали.
Монастырь рос и развивался. Ему уже стал тесен старый Свято-Николаевский собор. Паломников приезжало всё больше. Поэтому решили построить ещё один большой храм, Крестовоздвиженский. Собор получился огромным. Это был третий по величине храм в России после Христа Спасителя и Исаакия. Собор был достроен и освящен к 1913 году.
В начале 20-го века в России научились изготавливать и сваривать большие фигурные детали из листовой нержавеющей стали. Из этого необычного материала были сделаны огромные и величественные купола Крестовоздвиженского собора. Множество криволинейных штампованных долек, довольно сложный рисунок. И ещё декоративный пояс из цветочков по всему периметру купола. Если вдуматься, то сборка и установка подобного купола - сложнейшая инженерная задача. А куполов таких пять.
В 1904-м году в Верхотурье пришла железная дорога. Причём станцию построили не в самом городе, а километров за восемь от него. Так и называется посёлок Привокзальный. Говорят, что дорогу отнесли от города для того, чтобы паровозные гудки не мешали монахам молиться. А мне кажется, причина не только в этом. Паломничество - это ведь не просто туризм. Важен труд путешествия. Паломник, добираясь до святыни, претерпевает трудности. Терпит нужду, голод, холод и усталость ради любви своей к Богу.
А тут сошёл с поезда - вот и всё паломничество. Может быть, для этого и отнесли станцию от монастыря так далеко. Пройдёт паломник пешком восемь километров от вокзала до монастыря - это и будет для него "труд путешествия".
Так выглядело Верхотурье в конце 19-го века.
Макет дома для почётных гостей. Раньше его больше называли "домом Распутина". Как известно Григорий Распутин по происхождению своему был тюменским крестьянином. В юности он много ходил по святым местам Урала и Западной Сибири. Бывал и в Верхотурье. А когда Гришка вошёл в доверие к царю Николаю Второму, он решил привезти царя и всю его семью в Верхотурье.
Как известно царевич Алексей страдал гемофилией. Страшная болезнь, когда смертельным мог оказаться любой порез, любой ушиб. От гемофилии юному царевичу мог помочь только Распутин. Именно поэтому он был так близок царской семье. И вот Распутин решил излечить царевича совсем. Он считал, что здесь, в Верхотурье, у мощей Праведного Симеона мальчик исцелится окончательно. Чтобы царь приехал в Верхотурье, нужно было построить для него достойное жилище. По распоряжению Распутина и был построен вот такой дом-теремок.
До недавнего времени именно в нём и располагался верхотурский музей. Когда я ехал в Верхотурье, то так и подумал, что нас поведут в "Дом Распутина". Приехав сюда мы узнали от экскурсовода, что два года назад дом сгорел. Как говорят,это был поджог. Зачем?
Может быть, тут дело в том, что люди испытывают к Распутину самые противоречивые чувства. Одни считают его грязным развратником, агентом вражеских разведок и мирового сионизма. Другие считают праведником, чуть ли не святым. Вполне может быть, что кто-то в порыве отвращения к этому историческому персонажу взял, да и поджог его дом. А восстановить его хотят или в этом, или в будущем году.
Я не знаю, есть ли зал, посвящённый советской истории Верхотурья. В старом музее он несомненно был. Советское время началось с закрытия монастырей, арестов монахов и монахинь. Мощи Симеона были изъяты из монастыря и увезены сначала в Тагил, потом в Екатеринбург. Сначала они были в витрине, потом в запаснике музея.
А в монастыре прямо с двадцатых годов была детская тюрьма-колония. В "доме Распутина", а он стоит совсем недалеко от монастыря, жили сотрудники этой колонии. Именно там в монастыре"томился во узилище" один мой родственник, малолетний угонщик автомобилей по прозвищу Чахотка. В Крестовоздвиженском соборе был кинотеатр для заключённых.
Верхотурье советское большого следа в истории не оставило. Не было тут великих строек, больших заводов, героически проложенных дорог. Всё тут тогда было лесное. Пилорамы, лесовозы и бывшие зэки. Верхотурье стало позабытой-позаброшенной северной советской провинцией. А ещё была построена Верхотурская ГЭС. ГЭС для Урала явление редкое. Поэтому руководителям турфирм стоило бы обратить внимание и на этот объект.
На рубеже 90-х годов мощи Симеона Верхотурского в монастырь вернули. Я хорошо помню, как их проносили крестным ходом по улицам Нижнего Тагила. С этого момента началось восстановление Верхотурья. Первая программа восстановления города была успешно выполнена. Были отреставрированы монастырские храмы и выстроена заново снесённая при советской власти колокольня.
Со слов экскурсовода теперь приняли вторую программу восстановления города. Денег выделили какие-то "большие миллиарды". На эти деньги восстанавливают стену Кремля и стены женского монастыря. Но для того, чтобы бывшая окраинная глушь приобрела вид, достойный духовного центра Урала, нужно ещё работать и работать.
Journal information