Тут очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку, к каждому человеку. А для того, чтобы его успешно осуществлять, необходимо огромное разнообразие приёмов. Нужно определить, кому из детей что подойдёт. У кого-то лучше получается раскрыть свои способности в танце, у кого-то в рукоделии.
Поэтому лечебный педагог должен быть универсален, он должен до некоторой степени уметь всё. А для того, чтоб быть универсальным, педагогам приходится непрерывно учиться и узнавать всё больше и больше о разных областях человеческой деятельности. Вот для чего и нужны эти семинары.
Семинар проходит "с полным погружением". С утра и до вечера. Начинается он в десятом часу утра с музыкально-ритмических упражнений под руководством Ирины Крюковой и заканчивается только в семь часов вечера. Всё это время участники работают, сочетая теоретические и практические занятия. И если в первый день они не умеют почти ничего, то к дню четвёртому у них образуется определённый запас умений и навыков, которые они смогут дальше развивать самостоятельно. Сами же педагоги, перезнакомившись и подружившись, разъезжаются по домам и, каждый на своём месте, продолжают делать своё очень нужное людям дело.
Расписание последнего дня семинара. Написано по-немецки. Почему именно по-немецки? Потому что зарубежные педагоги, ведущие семинар, владеют этим языком. Зарубежных педагогов сегодня было двое. Сента Штайн из Германии и Йоханнес Марсель из Швеции. Теоретик и практик. Хотя английским языком они владеют тоже, но видимо принимающей стороне было удобнее переводить именно с немецкого. Для того, чтобы все мы хорошо понимали зарубежных педагогов, на семинаре работали две переводчицы.
Российскую школу лечебной педагогики на семинаре представляла Екатерина Бабкина, педагог и руководитель детского сада из Екатеринбурга.
Каждый такой семинар - это не только обмен знаниями между педагогом и учащимися, это прежде всего обмен знаниями участников между собой. Людям из разных мест, которые заняты одним и тем же делом всегда есть о чём поговорить. Попадая в коллектив единомышленников, педагоги спешат поделиться тем, что они придумали и осуществили.
Вот Галина Васюченко. Она приехала из Бурятии. В Прибайкальском районе Бурятии с 2005 года существует "социальная деревня" с красивым названием "Отрадный сад". Там проходят реабилитацию 12-15
детей с различной патологией. Количество их постоянно меняется. Одни приходят, другие уходят.
Галина показывает участникам семинара, как валять из войлока вот такой красивый цветок. Цветок похож на сон-траву, наш уральский "подснежник". Галина приехала на семинар из Сибири вдвоём с коллегой, Оксаной Каплиной. Целый букет точно таких же разноцветных пушистых цветочков уже готов.
А это Вера Валентиновна Багаутдинова, "главная по войлоку" в "Благом деле" рассматривает работу Галины.
В "социальных" деревнях и реабилитационных центрах по всей России занимаются примерно одними и теми же видами рукоделия. Войлок, дерево, керамика, лозоплетение. И проблемы те же, в основном материальные. И педагоги рады научиться любой новой работе. Вдруг она приживётся, понравится детям и начнёт приносить хоть небольшой, но доход.
Йоханнес Марсель, педагог из Швеции учит российских коллег работе с медью. Именно он в своё время привёз на Урал Ангела Единой надежды. Йоханнес может практически всё. Металл, дерево, глина,даже кирпич - всё подвластно его рукам. Женщина рядом с ним - переводчик.
Тонкая листовая медь - материал благодатный, пластичный и податливый. Не нужно иметь исполинской силы в руках и огромного арсенала инструментов под руками, чтобы работать с этим материалом. Зато декоративный эффект может быть большим. Медные вещи выглядят красиво, благородно, изысканно.
Ножницы по металлу, длинный, лёгкий, двустороний молоток и деревяшка-наковальня - вот пожалуй и всё, что нужно начинающему чеканщику. Скоро за этими рабочими местами рассядутся педагоги и работа у них закипит. Кстати, в обычное время в этой комнате гончарная мастерская.
Для достижения дополнительного декоративного эффекта служит газовая горелка. Горелкой можно отжигать металл в некоторых местах. Это размягчает металл и создаёт на поверхности меди красивую радужную игру цвета. Как говорят технари - "цвет побежалости". А ещё где-то тут же есть "дреммель" - скоростная фрезерная машинка. Ей можно наносить на металл гравированные рисунки и надписи. Но это инструмент опасный, его детям не доверишь. К тому же медь можно и расписывать глазурью. Печь для обжига в "Благом деле" есть. Это будет уже эмаль.
Все готовы? Одеваем беруши и наушники, чтоб не оглохнуть от стука, берём в руки молоточки. И за работу.
Конец молоточка с одной стороны плоский, с другой закруглённый. Закруглённой стороной выколачиваем рельеф, углубляем впадины на металле, придаём фактуру. Плоской стороной разглаживаем. Работаем сразу с обеими сторонами медной пластинки.Колотим с одной стороны - вытягиваем выпуклости, с другой стороны - углубляем впадины.
Если в процессе работы заготовка помнётся, например свернётся уголками кверху, её можно легко выправить руками. Медь-то тонкая. При мне Йоханнес поправил чью-то работу, просто пристукнув по ней слегка кулаком.
Все увлечённо колотят по металлу, реализуя свои творческие замыслы. У всех, у кого нет берушей в ушах, в том числе и у нас с Алей, стук молоточков создаёт в голове причудливую варварскую медную музыку. Время от времени музыка смолкает и Йоханнес ходит между работниками и раздаёт им по-немецки руководящие указания.
У кого-то работа уже близка к завершению.
Мы пришли к шапочному разбору и не видели как начиналась работа над медью. Зато могли наблюдать её конец. Под конец металл можно протереть шлифовальной пастой, придав ему неяркий благородный блеск. А потом все чеканные кусочки меди соберут вместе как мозаику. И получится большая композиция примерно два на два метра. Как это будет красиво.
Когда работа окончена все сидят и радуются. А одна женщина из Екатеринбурга рассказала нам историю про кирпич. Года четыре назад на улице Амундсена в Екатеринбурге был такой же, как сейчас семинар. Вёл его тот же самый Йоханнес Марсель. И в качестве нужного для семинара предмета каждого участника попросили принести кирпич.
-А правильно ли перевели? Правда ли кирпич или имелось в виду что-то другое?
Нет, так и перевели - кирпич.
Только вот Йоханнес имел в виду "мягкий" кирпич, который ещё не прошёл обжиг.А все принесли кирпичи "жесткие", обжиг прошедшие. Взял он молоток, зубило. И, сидя один вечером в подвале, сотворил из этой кучи кирпичей сказочный город. Ох, и трудно ему было рубить этот самый кирпич. Осколки отлетали и громко щёлкали о стены. Но он всё-таки сделал это. А потом украсил свой город разноцветными светодиодами. И город засиял огнями.
-Когда мы его увидели, мы обалдели.
И в память о той истории Йоханнесу подарили войлочный домик-ночник. Тоже со светодиодом внутри. А у нас как нарочно к этому моменту сели в фотоаппарате батарейки. Зато мы научились вставлять в посты видео. Вот послушайте. Колотильщики за работой.
А в следующих постах я расскажу вам о других мастер-классах этого семинара и о концерте.
Journal information