guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

Самолётик.



    Вот спросишь у детей, что они знают о Бахчиванджи. А они тебе ответят с полной уверенностью:
-Это рынок.
И что тут можно возразить. Рынок он и есть рынок. На "Бахчиванджи" в Екатеринбург ездят за какими-нибудь строительными материалами для ремонта. И никто даже не думает, что рынок назван так по имени улицы, а сама улица носит имя героя-лётчика Григория Бахчиванджи.
      А я помню как давным-давно, ещё в детстве я смотрел какой-то фильм  о развитии советской авиации. В фильме  говорили о том, что в сорок третьем году во время войны в Свердловске, на лётном поле аэропорта Кольцово испытывали первый в истории СССР реактивный, вернее "ракетный" самолёт БИ-1. Испытывал его Григорий Бахчиванджи. При испытаниях нового самолёта он и погиб. Надо же, думал я, реактивная авиация делала первые шаги у нас на Урале. И тихонечко так по-детски гордился.
      Только вот непонятно мне было, почему этот самолёт был назван так странно - БИ-1. Я в детстве уже знал, что самолёты называют по первым буквам фамилий их конструкторов. Як-Яковлев, Ил - Ильюшин. А БИ-1 в честь кого так назвали? Не находил я ответа. И изображений того самолёта почти не было. Так он и остался для меня одной скупой строчкой в каком-то журнале.
      Мне хотелось иметь модельку того самого самолёта, "дедушки" советской реактивной авиации. Но тогда их не выпускали. Я любил пластмассовые модельки самолётов. У меня их было много. МиГ-15 и Ил-28, Ту-154 и Л-410. И ещё какие-то, я уж не помню точно. Ни одна из них не дожила до сегодняшнего дня, а те, что сегодня висят у меня на стенах были найдены гораздо позже, уже в наше время. Когда-нибудь расскажу и о них.
      Вот так мечтал-мечтал я о самолётике, а потом и забыл. Вспомнил только спустя годы, когда появился Интернет. В нём я  нашёл изображение самолёта. И решил сделать себе крошечный "личный" памятник Григорию Бахчиванджи. Взял  привычный для себе материал - дерево. Взял в руки резец. И вот что получилось.



      Теперь-то материалы об этом самолёте можно найти одним щелчком мыши. И теперь я знаю, что  самолёт БИ-1 был назван так по первым буквам фамилий его конструкторов - Березняка и Исаева. А вот большой памятник самолёту перед зданием аэропорта Кольцово. Я читал, что глядя на этот памятник, кто-то подумал, что на самолёте БИ-1 вообще не было шасси. Приглядитесь к снимку. Под крылом-то гладко. Не заметно никаких ниш для шасси, закрытых на время полёта.
     А может шасси ему и вовсе были не нужны?  Может это самолёт для камикадзе, возвращение которого на аэродром вообще не предусмотрено? И это всё не я придумал, я это прочитал.



      Это всё выдумки. Самолёт БИ-1 был полноценным истребителем. и шасси у него имелось, как и у всех прочих самолётов. На моём самолётике это видно отчётливо.





      Испытания первых ракетных самолётов были делом для героев. Ракетный двигатель работал на керосине, используя в качестве окислителя азотную кислоту. То есть получалось, что пилот сидел прямо на баках со взрывоопасными и химически актвными веществами. Дватель работал от силы минуты полторы, и за эти полторы минуты самолёт развивал огромную скорость. Этим преимуществом в скорости и решили воспользоваться для борьбы с бомбардировщиками противника.
       Причём сходное решение возникло у наших, и у немцев. У них "маленьким реактивным чудовищем" была "Комета" (Мессершмидт-163). Немцы занялись этим чуть раньше и продолжали заниматься гораздо дольше. чем наши. Им это было нужнее, чем нам. Дело в том, что союзники начали массированные бомбардировки всей территории Германии. Ежедневно сотни бомбардировщиков вылетали бомбить Германию. Именно для борьбы с ними и создавались ракетные самолёты. На огромной скорости подлетел, выстрелил по врагу, пока он не успел среагировать на опасность и, истратив всё топливо, планируешь на базу. И пока планируешь, ты представляешь собой хорошую мишень для пушек противника.

    Для  нас в  сорок третьем году это было не столь актуально. На войне мы преходили в наступление, а ракетный самолёт был чисто оборонительным оружием. Поэтому сразу после гибели Бахчиванджи работу над БИ-1 в СССР прекратили. Данные о ходе и результатах испытаний БИ-1 стали своеобразным "заделом"на будущее.




И это будущее наступило довольно скоро. Сразу после победы наступила эра реактивной авиации. А спустя небольшое время и освоение космического пространства. Недаром же Гагарин как-то сказал, что не будь БИ-1, не было бы и 12 апреля.  Может быть  и есть в этих его словах преувеличение, но, согласитесь, небольшое.



А я так и не знаю теперь, куда подевался мой  маленький "личный" памятник герою-лётчику. То ли я подарил кому-то свой самолётик. то ли его у меня просто украли.

Tags: дерево, резьба
Subscribe
promo guriny december 24, 00:15 3
Buy for 10 tokens
Когда-то давно я где-то читал, что у немецких лётных комбинезонов времён войны была одна особенность — ширинка была поперёк. Ну, как на обычных штанах — есть молния, идущая вертикально. Или ряд пуговиц, но тоже вертикальный. А у них вот, у этих нацистов немецких, всё было не как у людей, и молнию…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments