Издревле на Урале жили чудские племена. Чудь белоглазая. Обладали некоей культурой, были язычниками, охотились, ловили рыбу, жили в домах с крышами из ветвей и земли, поставленных над врытыми в землю срубами. В общем жили-не тужили. Поклонялись духам камней, деревьев, воды, огня. А ещё, были эти люди довольно маленького роста.
Был у них, кстати, матриархат. Управляла племенем обычно самая авторитетная женщина. Старшая Хозяйка. Авторитет Старшей Хозяйки был непререкаем. Она находилась под защитой и покровительством многочисленных духов. Хотя общение с духами и вообще жизнь интеллектуальная были делом чисто мужским. власть всё равно принадлежала женщинам.

А почему чудь именно белоглазая? Да потому, что глаза у людей этого народа были серые и очень светлые, почти белые. Присмотритесь к глазам людей, которые попадутся вам навстречу. Если у кого-то слишком светлые глаза. то этот человек вполне может оказаться потомком легендарной чуди.
Когда чудь уходила охотиться, то охотники приносили жертвы духам воды. Бросали в воду кусочки хлеба, рыбы, мяса. Этот обычай продержался на северо-западе Урала очень долго. Это называлось "кормить реку". Ещё в 19-м веке священники спрашивали на исповеди упрямых пермяков:
- Не кормил ли Вишеру, раб Божий, Колву не кормил ли?
Жили "чудаки" по всему Уралу, а ещё раньше и гораздо дальше к Западу, на землях, которые теперь считаются исконно русскими. Постепенно русские люди проникали всё дальше вглубь заповедных чудских лесов. Естественно, им казались дикими все эти жертвоприношения, матриархат и весь уклад жизни чуди. Вместе с русскими крестьянами, купцами и воинами шли в лес священники-миссионеры. Они хотели обратить чудь в православие. Некоторые крестились, а основная часть "упорных чудаков" уходила всё дальше и дальше в лес.
И вот идти дальше стало некуда. Везде были русские. На Севере, на Урале, в Сибири. Везде были деревни, городки, монастыри. Чудь была мирным народом. Они конечно могли дать отпор русским , но на длительную и упорную борьбу были неспособны. И тогда они решили уйти под землю. Стали рыть пещеры и подземные ходы, углубляясь всё дальше в толщу земли. Уход чуди в подземное царство совпал по времени с началом Горнозаводской эпохи на Урале.
Именно тогда в уральском фольклоре появляются сказания о разных Хозяйках подземного царства, позже записанные и творчески переработанные Бажовым. Хозяйка медной горы, Девка-Азовка, Горная Матка. Всё это очень могущественные женщины, охраняющие богатства Уральских гор. Легенды о Горной Матке рассказывали на Калатинском заводе ещё в 20-х годах прошлого века. Появление этих легенд понятно. Проникая всё глубже под землю в поисках природных богатств, наши предки не могли не столкнуться с могущественной и часто враждебной им силой - чудью, которой управляли мудрые женщины. Кстати, чудь раньше русских переселенцев стала разрабатывать природные богатства Уральских гор. Начало многим известным месторождениям Урала положили "чудские копи".
Около сотни лет жила чудь под землей, пока индустриальное развитие Уральского края не стало всеобъемлющим. Чудь изредка выходила на поверхность чтобы поохотиться или наловить рыбы. Позднее были установлены тайные и очень ограниченные контакты с внешним миром. Через специальных верных людей "на земле" продавались золото, драгоценные камни, добытые чудью под землёй, закупались продукты, оружие и многие предметы промышленного производства, которые чудаки у себя под землёй сами изготовить не смогли бы.
Так продолжалось до самого конца девятнадцатого века. А потом чудь вышла из-под земли и незаметно куда-то ушла. Куда? Кто говорит на Таймыр, а кто наоборот на Юго-Восток во Внутреннюю Монголию. А подземные ходы и селенья чуди так и остались на уральской земле. Некоторые из них обнаружены, некоторые засыпаны, но большинство всё ещё существуют. Есть они и у нас в окрестностях Новоуральска и Верх-Нейвинска. И вот в эти-то чудские подземелья начинают потихоньку, но решительно проникать первые исследователи.
Чисто случайно мне в руки попали фотографии некоторых подземных ходов, прорытых чудью в нашей земле. Те, кто эти ходы нашёл, просили не называть их фамилии и не раскрывать местоположение ходов. Скажу только, что находятся они на территории нашего города или рядом с ним. Такое деликатное отношение к чудским подземельям связано ещё и с тем, что их активно использовали в ходе Гражданской войны как красные, так и белые. И вполне вероятно, что там, в недрах горы могут быть какие-нибудь склады старого оружия или даже ценности, спрятанные белыми при отступлении с Урала. Не хотелось бы привлекать внимание государства и вообще всех, кого попало к этим ходам до времени.
К тому же "война" государства с подземельями в нашей истории уже была. В конце сороковых-начале пятидесятых годов прошлого века, когда в наших краях началось строительство атомного предприятия, власти сразу же обратили внимание на подземелья. И стали сразу же беспощадно заваливать и заливать бетоном все отверстия, ведущие вглубь земли. Их можно понять. Подземное никем не контролируемое пространство было опасно для работы секретного производства.
Итак, что же скрывает наша земля. Один из входов в подземелья находится в окрестностях Мраморной горки. Мраморной эту горку назвали сами исследователи. Как она называется в действительности и где расположена, мне не сказали.

Вот он, узкий проход, ведущий в чрево горы. Без посторонней помощи найти его очень трудно. К тому же этот вход уже был расчищен. До расчистки он был не заметен вовсе.

Второй вход в подземелья по слухам находится в одном из заброшенных бомоубежищ Новоуральска. Одна из кирпичных стен подземного сооружения обвалилась и открылся ход, наполовину заваленный землёй и битым кирпичом.

А ещё один ход начинается в заброшенном цехе Верх-Нейвинского завода.

Здесь сохранилась сводчатая кладка.

Некоторые из подземных помещений были реконструированы предположительно в период Гражданской войны. Для чего? Ответа ни у кого нет. Высказывалось предположение, что именно здесь хотели спрятать золотой запас Колчака.

Существует предположение, что подземные ходы связывали воедино все каменные святилища чуди. А их немало в окрестностях нашего города. Прежде всего это скалы Семь Братьев, Три Сестры, Вороний Камень, Бунарские идолы. Вокруг каждого из них могут оказаться подземелья. Именно с этим связана легенда о кладе, который зарыт под Семью Братьями. Легенда эта гласит, что когда к Демидову должен был приехать государев ревизор, он повелел спрятать свои сокровища под горой. А охранять клад поставил семерых стражников. Долго длилась проверка. Настолько долго, что успели окаменеть верные стражники и превратились в скалы Семь Братьев. А клад и до сих пор там под скалами лежит.

Морда Каменного Змея, одного из известных чудских идолов. Каменному Змею в древности тоже приносили жертвы.

Исследователи только начали проникать в мрачные подземелья чуди. Что их ждёт там?

Может быть, все эти ходы в горке окажутся пустышкой, где нет ничего кроме камня и изредка гнилого дерева. А может быть "что-то" в них и обнаружится. Во всяком случае, первую находку уже сделали. В тёмных подземельях была найдена золотая овальная бляшка с рельефом в виде птицы.

Так что таинственные подземелья города Новоуральска могут скрывать в себе ещё очень много интересного.
Journal information