?

Log in

No account? Create an account

Журнал Александра Гурина

О бересте и не только

Previous Entry Share Next Entry
"Хитрый " автобус. Из документов новоуральского архива.
картинка
guriny



      В архиве  Новоуральска есть довольно большой пласт документов, которые были в девяностых годах рассекречены. Секретными они были не потому, что в них содержалась какая-то шокирующая информация. А только потому, что в них содержались некие подробности существование закрытого города.  В те годы, а это довольно большой промежуток времени  вплоть до конца восьмидесятых, любое печатное упоминание закрытых гордов было запрещено.
     А город, чьё тайное имя "Ново-Уральск" (тогда писали через тире) старались не упоминать  даже в секретных документах, жил своей жизнью. И нуждался иногда, например, в автобусах.  Вот документ родом из 1967-го года. Адресовано лично министру Среднего машиностроения  Е.П. Славскому. Просьба разрешить автобусные маршруты до Свердловска по выходным дням. Вроде бы пустяковое дело, с которым справилась бы и местная власть. Но..

    



      Но. Режим закрытости атомного города оставался главным делом. И существовала какая- то  инструкция, подписанная тем же министром, которая запрещала автобусное сообщение "зоны" с "волей". Потому что пересекать границы ЗАТО в автобусе без проверки пропусков было нельзя. А если высаживать людей  и прогонять их через проходную, а потом запускать обратно в автобус, то это может привлечь к городу нежелательное внимание. Большая толпа на проходной хорошо заметна. К тому же в автобусе можно было завезти в город постороннего. Он мог где-то в автобусе  спрятаться. Или мог попытаться проехать в город, подкупив шофёра. Ходили слухи, что именно так, путём провокационных попыток подкупа водителей, КГБ проверял бдительность новоуральцев.
       Кстати, автобус был нужен потому, что железная дорога, на которой стоит наш город была в те годы однопутной. Электрички ходили редко. Вот фото нашего  Верх-Нейвинского  вокзала. Таким он был с момента постройки Горнозаводской дороги (1878г.) до семидесятых годов. За вокзалом был незаметный зелёный домик - проходная города Свердловска-44. Фотографий этого неприметного домишки конечно нет.

Да и тот, кто фотографировал вокзал, несомненно делал это тайно. Потому что вся железная дорога считалась стратегическим объектом, снимать который было запрещено.
      А на таких электричках люди ездили в то время. Фото взято с "Паровоза ИС"


Славский отреагировал на запрос бедных новоуральцев и автобус разрешил. Не прошло и месяца.



     Автобус стал ходить в Свердловск по выходным дням. Он нигде кроме нашего города и Свердловска не останавливался, никаких попутчиков не подбирал. На нём ничего не было написано о маршруте следования. Кому надо, тот знает, что за автобус. Он высаживал пассажиров в Свердловске и ждал их где-то, чтобы отвезти обратно. Может быть, на привокзальной площади. Но не удивлюсь, если окажется, что он ходил лишь в одну сторону. Только до Свердловска, но не обратно. А выглядел автобус примерно так.


      Не знаю, сколько рейсов делал этот автобус за субботу и воскресенье. И долго ли он ходил из Свердловска-44 в "просто" Свердловск. К тому времени, когда я стал обращать внимание на подобные вещи, такого маршрута уже не было. Да и железную дорогу сделали двухпутной, электрички по ней стали ходить гораздо чаще. В моё время "хитрый" автобус был только в Верхний Тагил. Может быть, ещё и в Кировград, но мы в Кировград не ездили. И тоже по выходным.
      Его не было в расписании верхнетагильского автовокзала. Он просто стоял там в какое-то определённое время. Кому надо, тот знал. Люди садились в автобус, покупали билет у кондуктора и ехали в закрытый город. Перед проходной их всех высаживали из автобуса. Каждый проходил через проходную по своему пропуску, а автобус проезжал через неё пустым. После проходной загружались обратно в автобус. А тот, у кого пропуска не было, должен был идти обратно в Верхний Тагил пешком. Или искать какую-нибудь дырку в заборе, блуждая по лесу. Такой порядок сохранился и до нашего времени. Только теперь новоуральский автобус в расписании указан.

Posts from This Journal by “Свердловск-44” Tag

  • Люда Дебильная и прокурор.

    Сегодня услышал в походе от Надежды Фёдоровны вот такую историю. У нас в городе в 70-е, 80-е годы жила Люда Дебильная. За давностью лет я и забыл,…

  • Люди с "разных магазинов".

    Сегодня Аля ходила на заседание клуба краеведов. Ходила с диктофоном, записывала выступления. Слушать записи выступлений и разговоров - дело…

  • Свиньи в городе "Н".

    Навеяно вот этим постом. Если уж "свинский" год начался, то вспомню и я о свиньях родного города Свердловска-44. Годах в семидесятых в городе…

  • Вот какой я был хороший.

    Сегодня мама принесла нам любопытный документ. Читаю, как мёд пью. Вот какой я был в своё время хороший. Конечно чуть подпортило образ идеального…

  • Две старых и две новых фотки города "Н".

    Нашёл тут две фотки в NVK ("Новоуральск вконтакте"). У них там довольно много старых фото Новоуральска. Улица Комсомольская. Фото конца 60-х или…

  • Здесь будет построен СЮТ.

    Недавно встретил где-то в Интернете вот такую фотку. Это улица Свердлова в городе Свердловске-44. Снято в начале семидесятых, когда наш город был…

  • Наконец-то в сети появилось фото этой карусели.

    Наконец-то я встретил в Интернете фото той самой карусели, которая стояла в парке аттракционов. Я постоянно ищу в сети фото бывшего парка…

  • Новоуральск. Бывшая автозаправка.

    Выложить эту самую автозаправку я хотел ещё летом, когда мы искали датированные здания. Летом мне времени на это не хватило, восполню этот пробел…

  • Немного истории моей семьи.

    Если уж в нашем сообществе пошли такие "вечера воспоминаний" о том, кто и как оказался в нашем закрытом городе, то и я вставлю словечко. Ещё…


promo guriny july 9, 2014 20:40 1
Buy for 10 tokens
Во времена глубоко советские служил Сергей Васильевич в Группе Советских войск в Германии. В городе.... Он мне говорил, в каком, да я забыл. В общем, где-то рядом с польской границей. И однажды ему, а был он сержантом, доверили принять в своё хозяйство небольшой склад с каким-то военным…

  • 1
ТОчняк, старый вокзал простоял почти 100 лет :)
А автик клёвый на фоточке, я очень смутно припоминаю по городу такие катались...

Львовские автобусы все красивы. Даже самые последние модели. Есть в них что-то.

А до 1966-го года рабочая неделя была шестидневная. С одним выходным днём. Ого.

странно, из Челябинска вполне ходили себе автобусы в Озёрск и Снежинск - правда, со специального автовокзала, пропуска при посадке проверяли точно.

Интересно.Был целый отдельный автовокзал.Как он выглядел? И что с ним стало потом? У нас же такого не было, потому что оба наших закрытых города в Свердловской области стоят возле железной дороги. Делать в них междугороднее автобусное движение вероятно не планировалось.

это было старое двухэтажное деревянное здание на улице Торговой на Переселенке, недалеко от ж-д вокзала. Потом его снесли, а автобусы в ЗАТО стали ходить от основного автовокзала, только билеты вроде стали по пропускам продавать или как-то так. Но это уже в 1990-е было. Впрочем, попробую уточнить :)

  • 1