Продолжаем рассматривать выставку в городском архиве. Я конечно подзаколебал всех с этой выставкой. Пора бы с ней и закончить, Но не могу. Почему-то мне это интересно. Это ведь история нашего города, часть истории страны.
Итак альбом с визитом Премьер-министра СССР Николая Ивановича Рыжкова в город Новоуральск. Визит состоялся 11 марта 1987-го года. Я при этом историческом событии не присутствовал. Потому что в это время служил в армии. Кстати, Рыжков приезжал в город не один, а во главе внушительной делегации всяких начальников и секретарей.
Злые языки потом болтали, что у премьера в нашем городе живёт тёща. Вот к ней- то он и приехал. Визит премьера "на блины". Насчёт тёщи кстати вполне правдоподобно. Рыжков ведь довольно большую часть жизни прожил на Урале. Со студенческих лет и до того самого момента, когда его выдвинули с поста генерального директора "Уралмашзавода" в москву.
На самом же деле премьер хотел увидеть, как работают заводы, встретиться с местным начальством. Побеседовать о том, как проходит перестройка, ознакомиться с проблемами на месте. И скорее всего, его визит был как бы разделён. Была "тайная" часть визита - посещение УЭХК и встреча с руководством комбината. Фото этой части визита в наш архив не попали. И вторая часть, вполне открытая - это посещение УАМЗа, фотографии с которого попали в альбом. И часть "сверхтайная" - посещение тёщи. Здесь фотосъёмка не велась совсем.
Альбом, как и все подобные изделия, был напечатан в "зиловской" типографии. В городе Новоуральске завод УАМЗ называли "Зилом" по имени головного объединения.
Март. На предзаводскую площадь въехала длинная чёрная машина. Тоже "Зил". Наверное, её привезли на Урал в самолёте. Премьер-министр мог себе это позволить. Выходят. Рыжков впереди. Справа видны ноги "человека в штатском". Ещё один сидит на заднем сидении "Волги".
А вот те, кто их встречает на ступенях заводоуправления. Узнать никого не могу. Но скорее всего средний в первом ряду это Николай Михайлович Фоменко, директор УАМЗа. Гости в пальто, хозяева в пиджаках.
Прямо за спинами встречающий широченный вестибюль. Туда каждое утро потоком идут рабочие. в 1987-м году в нём всё было увешано наглядной агитацией. "Перестройка, эффективность, качество". Эти плакаты рисовал в том числе и мой отец, заводской художник-оформитель. Его мастерская была чуть правее.
Вестибюль переходил в широкий коридор, где были окошки табельщиков. В это окошко каждый рабочий отдавал свой пропуск. В конце смены пропуск выдавали обратно. Там же был и уголок, где висела сатирическая газета, которую тоже делал мой отец. Иногда пьяниц, прогульщиков, хулиганов и мелких воришек для этой газеты рисовал я.
Внешне это место нисколько не изменилось за 25 лет. Чуть обветшало здание. А что там сейчас внутри - об этом лучше не думать. Об этом вам расскажут сайты урбантриперов. Готичненько в общем там сейчас.
А это виды интерьеров УАМЗа, взятые из какого-то отчёта, там же, в архиве.
Страница из того же отчёта. Здесь есть строчки о том, что продукция УАМЗа поставлялась в 30 стран мира.
И конечно принимала участие во всех войнах, которые вели приверженцы социализма по всему миру. Вот кладбище военной техники в Эритрее. Знакомый силуэт автомобиля, сделанного в Новоуральске заметен сразу. Фото varlamovru
Естественно, гости пошли вдоль конвейера. Всюду шум, лязг и шипенье воздуха в пневматических гайковёртах. Наверное, гости ходили везде. Были и на главном конвейере, и на сборке двигателей, в прессовом цехе и на сборке кабин. Шли мимо оранжевых обрабатывающих центров и сварочных автоматов.
Вот Рыжков осматривает новую, на тот момент перспективную разработку заводских конструкторов - дизель "ЗИЛ-645". Это было время, когда завод постепенно отходил от своей "привычной" функции - быть складом устаревших технологий и устаревшего же оборудования.
Напомню, что первым автомобилем, выпущенным у нас в 1975-м году был ЗИЛ-157КД. К тому времени машина эта уже устарела и была снята с производства в Москве. И вот, все устаревшие технологии и оборудование отправили на Урал. Я уже писал однажды, что видел на заводе старый-престарый американский станок, поставленный в СССР в годы войны по ленд-лизу. Век у станков длинный, да и не стоит добру пропадать. Вот и отправили станок в город "на уральском перевале".
Этот автомобиль носил почётное прозвище "колун",которое дано ему было за клиновидную форму капота.
К восьмидесятым годам оборудование уже поменяли. И устаревшие автомобили делали уже по-новому. С применением промышленных роботов, гибких технологических линий и автоматизированных складов. И на смену привычной функции пришла новая. УАМЗ стал работать на перспективу. Был разработан вот этот самый дизель "ЗИЛ-645" и весь комплекс технологий и оснастки по его производству. Нужно было отработать выпуск нового изделия здесь, на Урале а потом передать отработанную технологию дальше, в "большой мир". А он был велик, "зиловский мир". В объединении было 20 заводов.
Встреча с трудящимися. Рыжков и Фоменко внимательно слушают какую-то женщину. Кто она? О чём говорит самому премьер-министру? За спинами начальников чьи-то молодые незапоминающиеся лица.
А это запись, оставленная Рыжковым в книге отзывов.
"Желаю уральским автомобилистам больших успехов. Убеждён, что вы будете всегда на острие научно-технического прогресса. Коллективу завода большая благодарность за самоотверженный труд
И это не было пустыми словами. УАМЗ всегда был одним из лучших филиалов ЗИЛа. Дисциплина здесь была выше, чем на головном предприятии в Москве. В том числе и из-за того, что здесь не было "дешёвой рабочей силы" - лимитчиков, алкоголиков, вьетнамцев, чей труд широко использовался на автозаводе в столице.
А народ отзывался о самоотверженном труде автозаводцев несколько по-своему.
Руки в масле, жопа в мыле
Мы работаеи на "Зиле".
Рыжков погрузился в свою длинную машину и поехал в Горсовет.
Впереди у Николая Ивановича было самое тяжёлое. Постепенный развал страны. Он ведь производственник, советский директор. Наверное, и всю страну он воспринимал как очень большой завод. И непонятно ему было, откуда вылезли разные националисты, сепаратисты, все эти как-то разом переставшие скрывать своё гнилое нутро "удельные князья". Вылезли и взялись за оружие.
Впереди был Спитак. Развалины из-под которых раздавались жуткие крики раздавленных. Бессонные ночи, и вереницы, штабеля гробов. И медаль, которую отчеканил в честь Рыжкова армянский народ.
Рыжков ушёл в 90-м году. Не хотел быть "капитаном тонущего корабля". Ненадолго дольше задержался на своём посту и Фоменко. Так что этот альбом с визитом Рыжкова стал своеобразным прощанием с социализмом. На этих фотографиях социализм, который ещё жив и весел, но уже обречён.
Journal information