Все мы знаем, что в Японии существует так называемая система пожизненного найма. Там как-то не принято переходить с одной работы на другую. Поступил кто-то на работу в крупную корпорацию после института. И так всю жизнь и работает в ней. Учится на курсах, растёт, становится начальником. Или не растёт. Но свою компанию всё равно не покидает. Если же покинет, то потеряет практически всё. И вряд ли уже сможет устроиться на хорошую работу в своей стране.
Идёт это всё с самурайских времён, с феодальной раздробленности. Тогда верность самурая своему клану, своему князю была беспредельной. Самурай, изгнанный своим повелителем или не сумевший защитить господина в бою, получал презрительную кличку "ронин" (блуждающие волны). Такой человек становился изгоем. И одна у него оставалась дорога - в разбойники. Кстати, сегодня этим же словом называют и студента, провалившего вступительный экзамен в институт.
А к чему это всё я завёл? Оказывается, что-то подобное существовало и у нас. В системе атомных предприятий и закрытых городов. Ознакомьтесь вот с этим документом из городского архива Новоуральска.
Вернее там даже два документа. И все об одном и том же. Одна бумажка у нас "совсекретно", другая просто "секретно".
Как вы поняли из этих двух документов, человек, уволившийся из организации под кодовым названием П/я 318(почтовый ящик 318) может быть выселен из своего дома без предоставления другого жилья. И как-то не особо кого-то волновало, уволился ли человек сам или был уволен за проступок или преступление. Или просто начальство посчитало его "непригодным к работе". Пригодность или непригодность человека к работе определяло естественно само начальство.
Под "почтовым ящиком" следует понимать Уральский Электрохимический комбинат. Обратите внимание на то, что полный список объектов на территории Свердловской области в документ не попал. Только выписка, касающаяся непосредственно Новоуральска. Комбинат там идёт 12-м пунктом. Сколько же было вообще в области мест, где использовалась система "пожизненного найма"?
Человек, выселенный из своего дома автоматически лишался прописки в городе Новоуральске и пропуска в город. А заодно спецснабжения и повышенного районного коэффициента (прибавки к зарплате), которые давала прописка в закрытом городе. Выселенный из своей квартиры становился практически изгоем. Ему предстояло на новом месте годами жить в общежитии, пока он сможет получить хоть какое-то жильё. Аналогия с самурайством полнейшая.
Выселению подвергались прежде всего лица, совершившие в городе какие-нибудь уголовные преступления. Такая практика существовала ещё и в 90-х годах. Один человек, с которым мы вместе работали, сказал однажды, что его соседа посадили в тюрьму. Раз посадили, то комната соседа переходит теперь к нему. Меня это, помню, слегка покоробило. Как же так, думаю, ведь демократия уж на дворе, а у нас по-прежнему выселяют.
По "политическим" мотивам тоже выселяли. Отец мне рассказывал про одного инженера - строителя. Тот был евреем и однажды, будучи в Киеве, пришёл к Бабьему яру. С 60-х годов евреи Киева приходили в это скорбное для них место для молитв и поминовения жертв нацистов. Пришёл и он вместе со своими единоверцами. Естественно, что такая "религиозная активность" одного из строителей ядерного щита социалистического Отечества была замечена КГБ. Примечательно здесь то, что сотрудники КГБ установили личность и должность каждого из тех, кто туда приходил, а евреев в Киеве тогда было много.
Евреи ведь там у Бабьего яра не только молились. Они чего-то у советской власти и требовали. В основном, конечно, увековечения памяти жертв. Жертвы Советская власть согласна была увековечить. Но все вместе. Не выделяя евреев отдельной строкой. А однажды, как гласит легенда, евреи потребовали "отдать им Киев". Тогдашний руководитель Украины товарищ Шелест изволил разгневаться:
-Ах, им Киев!
И показал гонимому племени шиш. После чего последовали небольшие репрессии.
Вот и нашего инженера -еврея выселили из дома, лишили прописки и приказали в 24 часа очистить город Новоуральск от своего присутствия. К счастью для себя, он был хорошим инженером. Довольно скоро устроился на работу в Свердловске и быстро вернул всё, что потерял. Но не всем так везло.
А вот одно из самых гнусных проявлений "системы пожизненного найма" обошло город Новоуральск стороной. Речь идёт вот о чём. В некоторых закрытых гордах, например в Озёрске, кладбище расположено прямо в "зоне". У нас к счастью не так. И если ты уехал из города, то ты уже не можешь навестить могилы своих родных оставшиеся по другую сторону забора. Желание посетить могилы собственных предков не является основанием для того, чтобы человеку дали пропуск хотя бы на один день. В Чернобыль, в зону отчуждения, пускают предкам поклониться, а в город Озёрск нет.
Journal information