А Владислав нам рассказывает про то, как был образован Ижевск. Его построили чуть позже, чем началось строительство горнозаводских посёлков в наших краях. А начинался он примерно так же, как и любой уральский город. Отвели графу Шувалову землю под постройку металлургического завода и посёлка, запрудили реку.
Верх-Нейвинск начинался точно так же. Наверное, Ижевск так вырос и расширился только потому, что завод у наследников графа Шувалова потом отобрали и передали в казну. А казна уже стала здесь делать оружие. Россия, как известно, государство военное, оружия ей нужно всегда и очень много. Вот здесь и сложился центр производства оружия. И когда в наших краях заводы захирели на рубеже 19-го и 20-го века, здесь процветало современное производство и работали квалифицированные мастера.
Откуда взялось название реки Иж, на которой стоит город, не знает никто. Кстати она раньше называлась не Иж. На удмуртском языке она называлась...
Я уже забыл как она называлась по-удмуртски, но помню, что на русский язык это название переводится как "Бычья река". Теперь же река называется на обоих языках одинаково, а удмуртское название города - Ижкар. "Кар" - значит город.
Кстати, Ижевск город очень зелёный. Тут много парков, растительности. Вообще власть должна заботиться о парках. Это исключительно в интересах самой же власти, потому что иногда уничтожение парков грозит власти серьёзными неприятностями. Что мы и видим, например, в Стамбуле.

Проезжаем интересное светлое стеклянное здание. Это завод "Купол".

Экскурсовод говорит, что здесь делают "Тополь-М". Чему я удивился, потому что никак не думал, что ракеты можно делать в самом центре города. Потом выяснилось, что делают тут не "Тополь", а "Тор-М".
В Ижевске сохранился и прекрасно работает трамвай. Насколько я заметил, трамваи ходят в основном по отдельным дорогам и не мешают автомобилям.

Проезжаем какой-то улицей с типично советской застройкой.

И вот мы на набережной. А вот и они. Лыжи Кулаковой.

Это огромный монумент , состоящий из двух длинных и плоских столпов, заделанных в металл. На моей фотографии памятник не выглядит лыжами. А на этом фото, взятом из Интернета "лыжи" видны во всей красе.

На самом-то деле монумент посвящён нерушимой дружбе удмуртского и русского народов. А Лыжами Кулаковой его прозвали потому, что примерно в те же годы спортсменка из Ижевска Галина Кулакова завоевала олимпийскую медаль.
А это сама Галина Кулакова.

Монумент дружбе народов хотели построить давно. Но только к началу семидесятых утрясли все проектные и финансовые дела. Кстати раньше его хотели сделать высотой 52 метра. Но сделали только 46, потому что любое сооружение выше пятидесяти метров должно быть оборудовано световыми маячками, чтоб его не сбил какой-нибудь самолёт. Люди были против того, чтоб прямо на главном памятнике города были эти красные огоньки. И памятник сделали пониже.
От памятника отурывается шикарный вид на пруд и запрудную часть города.

Блогеры у памятника. Андрей Шуклин.

Алиса Хажипова.

Этот памятник как раз и есть то второе место, где нужно загадать желание и оно исполнится. Нужно встать между столпами и коснуться руками обоих.

Я тоже решил загадать желание. То же самое желание, как и в зоопарке у лапки волка. Какое желание может быть у блогера? Как всегда самое невинное. Чуть ли не каждый блогер мечтает о том, чтоб у него вырос социальный капитал. Как ни печально, но блогерское сообщество у нас иерархично. И очень многие мечтают влезть по лестнице рейтинга повыше. Этого же пожелал себе и я. И оно как бы начало уже потихоньку сбываться. Очень потихоньку. Совсем немножечко. Чуть-чуть.

Наши на фоне Ижевска. Где-то далеко виднеется та самая телевизионная мачта, схожая с мачтой корабля.

Отсюда начинается красивая многоярусная набережная с велодорожками. Как в Ницце. Говорят, что велосипедов в Ижевске стало гораздо больше и многие ижевчане ездят на велосипедах на работу. Набережная считается недостроенной. Если её тянуть по берегу пруда и дальше, пока город не кончится, то она протянется на многие километры.



Ижевский пруд довольно большой. Вероятно заводам требовалось всё больше воды. Поэтому плотину расширили, надстроили. И в результате получился водоём длиной около 11 километров. Наибольшая глубина пруда 15 метров. По нему ходят настоящие небольшие теплоходы.

Что-то есть очень милое в этих теплоходах, которые плавают в чисто сухопутных городах. С удовольствием вспоминаю переправу в Тагиле. Я очень любил ездить через пруд на катере. А тут целые настоящие теплоходы. Их везли в своё время вот так, на прицепе.

Теплоходы используются как рейсовые. На них люди ездят в деревню, которая называется Воложка. В будние дни теплоход ходит два раза в день, в выходные по три. А ещё на них катают туристов. Нас тоже хотели покатать, да что-то у наших организаторов с этим не вышло.

Наш пруд вместе с озером Таватуй имеет примерно те же размеры, что и пруд в Ижевске. Даже чуть побольше. Только вот теплоходов у нас никогда не будет. Хотя есть посёлок Таватуй, куда они могли бы ходить. По суше до него километров сорок пять, а по воде гораздо меньше.
А памятник снизу выглядит вот так.

Единство в труде, единство в бою. И две женщины на фоне не то копий, не то ростков.

Снизу ничего "лыжного" в памятнике почти не просматривается.

А мы грузимся в автобус и едем мимо красивой ротонды. Верне как бы полуротонды, потому что она не представляет собой полного круга.

Едем на старую набережную к старому же корпусу оружейного завода и памятнику Дерябину. Пока еднем, попадаются какие-то производственные корпуса. Так как они в самом центре городе, то выглядят довольно красиво. А "зебры" на дороге белые с жёлтым. Есть ли такое где-нибудь кроме Ижевска.

А это место, где мы только что ехали. Корпуса старинной пивоварни и дворец, где планируют сделать ЗАГС. Потом мы проехали старую заводскую плотину.

Стены древнего оружейного завода. Облетевшая штукатурка, литьё и колючая проволока.

Говорят где-то здесь работал и до сих пор работает знаменитый конструктор оружия Михаил Калашников. Теперь он правда лежит в больнице, как мы узнали из местной газеты.


А это главный корпус. Его строили как храм, только вместо купола на крыше стоит колонна, а на её вершине пушечное ядро и российский флаг. Всему комплексу старого уральского завода остро необходима реставрация. Хоть и говорят, что эти здания ещё "жилые", но я в это категорически не верю.

Потому что стекло выбито, а за ним мёртвая пустота.

Частенько получается так, что любая величественная старинная заброшка у нас ревностно охраняется государством.

Взгляд внутрь заводской территории. Где-то вдалеке виднеется купол храма и колонна с крестом наверху. Говорят, что Ижевск хотели сделать маленькой копией Петербурга. Наверно, и вправду хотели. Присмотритесь. Петропавловский собор и Александрийский столп в миниатюре.

Через дорогу памятник Дерябину. Говорят, что в революцию советская власть хотела его разрушить, а рабочие не дали. А кто ж такой был Дерябин? Именно он 1807 году превратил Ижевский железоделательный завод в оружейный. Именно он наладил здесь производство оружия. К столетию этого факта и был поставлен памятник Дерябину.

Я долго стоял и смотрел на металлическую доску, пытаясь разобрать его чин. Какое-то длинное заковыристое трёхчастное слово, непременно заимствованное из немецкого языка. Что за "обергамбургер" такой? Наконец с трудом прочитал. Оказывается Дерябин был обер- берг-гауптман. А ещё здесь написано, что он строитель Ижевского оружейного завода.

Вид на главный корпус от памятника Дерябину.

А это вот что за штучка? Что за "синяя теплица" крытая поликарбонатом?

А это я вам сейчас скажу. Эта штукенция прикрывает задвижки на старинной заводской плотине. Там ещё всё в видеокамерах. Иногда кажется, что чем город ближе к производству какого-нибудь оружия или чего-то ядерного, тем ревностнее охраняют в нём эти самые плотины, задвижки и прочую гидротехническую штуку. Причём в советское время их не охраняли вовсе. Сейчас спохватились. Эти синие стены нужны только для того, чтобы "Аль-Каеда" не пролезла и не открыла проход для воды. Чтоб весь ижевский пруд не вытек.
Мы же покидаем эти места и едем дальше. Кстати наш автобус снабжён сзади жизнеутверждающей табличкой с надписью "YES".

Скоро ещё что-нибудь напишу про Ижевск.
Journal information