- Поутру умылся, привёл себя в порядок, потом приведи в порядок свою планету.
Планета у Маленького принца была тоже маленькая, поэтому прибраться на ней для него труда не составляло. Наша же планета побольше. И мы смогли осилить только небольшой её кусочек. Вот этот.
Зачем же нужно было чистить не самый ближний к нам кусочек планеты? Только потому, что мы каждый день ходим мимо него. Идём на работу, а он лежит, идём с работы – опять лежит. Мусор. Кучи бутылок, осколков, пакетов и прочего хлама. Год ходим, два ходим, почти три года ходим мимо этого места.
И за все три года к этой куче не прикасалась рука дворника. Совсем рядом проходят праздники, парады и демонстрации. Но ведь перед праздниками обычно прибираются? Да, прибираются, но всё где-то в других местах.
Мы подумали, что скоро это место, где каждый день ходят сотни людей, будет напоминать благословенную страну Индию. Где, как известно, мусор высится вдоль дорог валами метровой высоты. Индия – это конечно романтично, но чистота всё-таки лучше. И мы взялись за грабли.
К тому же мы вспомнили, что есть «теория разбитых окон». Теория такая. Если где-то в доме разобьют окно, надо его быстро вновь застеклить. Потому что, увидев разбитое окно, люди подумают, что здесь «место где можно гадить». Они разобьют и остальные окна, навалят мусора. И это не потому, что люди так плохи. Это происходит чисто подсознательно.
То же самое и с брошенной бутылкой. Если на земле валяется бутылка и её никто не убрал, значит туда можно кинуть ещё одну, потом ещё десять, ещё сто. Так вот вполне обычное место превращается в помойку. В местах, «где можно гадить», создаётся особая гнетущая атмосфера. Именно в них чаще всего происходят преступления, так что, взявшись за грабли, мы, может быть, спасли чью-то жизнь.
Менталитет у нас такой, что мусорим мы «с удовольствием». А попробуйте поднять и донести до урны брошенную кем-нибудь пачку сигарет. Неудобно, стыдно, люди увидят-засмеют. Что мы, бомжи что ли какие? У нас же в городе есть дворники. Им за это деньги платят.
И никто не думает, например, о том, что за последние годы количество дворников в городе Новоуральске сократилось в четыре раза. Их было двести, осталось пятьдесят. Это что же, каждый дворник теперь должен работать за четверых за ту же зарплату? Так что выбора у нас нет. Если хотим видеть свой город чистым, то придётся поднапрячься самим. Без понуканий. И отбросить свой ложный стыд. Если же нет, то…
Итак, накупили мы полиэтиленовых мешков для мусора, надели перчатки и пошли Было нас шесть человек, четверо взрослых и двое детей. Сгребали, собирали мусор в мешки, таскали на ближайшую «официальную» помойку. На ту, к которой подходит мусорка. Огромное количество бутылок, битых бутылок, маленьких пузырёчков из-под боярышника. Отвратительная изнанка бывшего города высокой культуры. Потом я пожалел, что не захватил с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть нашу работу. И приходится довольствоваться снимками, сделанными "после того как".
Часа два поработали и набрали восемнадцать мешков. Мимо нас ходили люди. Молча ходили. Никто нам ни сказал ни слова за все два часа. Ни одобрения, ни осуждения.
Вот из-под этих кустов мы вынесли 18 мешков мусора.
А вообще-то мусорный вопрос не так прост. Почему люди мусорят? Я вижу тут отсутствие чувства красоты. И отсутствие уважения. Человек, бросающий бутылку, не уважает труд того, кто вынужден будет её поднять. И отсутствие самоуважения.
Герман Стерлигов, известный российский миллионер, уехавший жить в деревню, однажды предлагал запретить любую пластиковую тару. Бутылки, пакеты. Это нужно ещё и потому, что летом у нас часты лесные пожары. Горят леса, а вместе с ними горит и пластиковый мусор, выделяя ядовитый диоксин. Мы вдыхаем пары диоксина и болеем. Так что мусорить опасно для жизни. Я бы впридачу запретил и стеклянную тару. Только алюминиевые банки и бумажные пакеты. Пакеты гниют, а банки всегда есть кому подобрать. Но вряд ли разумные предложения смогут стать сильнее вековых привычек. Ведь пить водку из бумажного пакета – это так непривычно.
Ну вот. Всё дело сделано. Мы идём домой весёлые, довольные. Свой кусок планеты мы очистили. Правда одно обстоятельство нас огорчило. Небольшая часть мусора в наши мешки не поместилась. Небольшая такая кучка сухих листьев.
-Скоро сюда опять чего-нибудь накидают – огорчённо думаем мы.
А как же иначе. Ведь «теория разбитых окон» работает.
И точно. Примерно через день появляется первая «ласточка». Скоро появятся ещё и ещё. А вот они уже появились.
Но это ещё не повод унывать. Выйдем снова и уберём всё дочиста.
А вот "кошка неодобрительная". Она тоже не любит когда мусорят.
Journal information