Но тут, как говорится, случилось страшное. Я чистил свой компьютер от разной устаревшей информации и нажал случайно не на ту кнопочку. И все записанные рассказы у меня "испарились", канули в некое компьютерное небытие. Я погоревал некоторое время, а потом стал вспоминать. И всё, что вспомнил, сразу выкладывал в ЖЖ. Причём в памяти всплывали некоторые истории, слышанные и от других людей. От родственников, знакомых. Я и их стал выкладывать под той же меткой "Со слов Старожила".
А сегодня послушайте историю про Михаила Чернякина, который ваял вождя.
Михаил Чернякин ваяет вождя.
Михаил Чернякин был личностью, известной в городе Новоуральске. Город у нас туристский, а его называли Заслуженным путешественником России. О нём часто писали в местных газетах. Ну, а мне досталась только вот эта история про вождя. Её мне рассказал Старожил. Он знал Чернякина, они ведь оба туристы. А это могила Михаила Чернякина.
Памятник, в основе которого лежит старинный межевой знак, разделявший владения Строгановых и Демидовых. В него же вмурована урна с прахом Михаила. На памятнике его вензель МВЧ и девиз "Не останавливайся!". Памятник стоит километрах в пятнадцати от Новоуральска в том месте, которое было дорого Михаилу при жизни. Раньше тут была деревня Воробьи, в восьмидесятых годах объявленная неперспективной, отселённая и разрушенная бульдозерами. От деревни остались лишь кладбище, сваи домов и вот этот самый памятник
Фото Дмитрия Карпунина dkarpunin
В семидесятые годы везде, чуть ли не в каждой деревне стали ставить памятники Ленину.Чаще бетонные и очень редко металлические. А вот на турбазе в Коуровке такого памятника почему-то не было. Непорядок. Вот Михаил Чернякин и решил такой памятник вождю поставить. А может быть. об этом его попросили руководители турбазы.
Поехал он в художественный фонд в Свердловске и выпросил там формы в которые заливался бетон. Формы были модульные, разборные. Отдельно голова, плечи, руки, ноги. Чтобы памятники Ленину не походили друг на друга как близнецы-братья, модули можно было менять. Хочешь, приставь к памятнику руку, вытянутую вдаль, а хочешь сделай руку, засунутую в пройму жилетки. Это кстати было характерно для Ильича - засовывать руки в жилетку.
Скупил Михаил в магазинах некоторое количество эпоксидного клея. А ещё отвердитель. И привёз откуда-то песок. Он нужен был в качестве наполнителя. Смазал маслом и собрал из модулей форму для отливки с отверстием в макушке. Смешал смолу, отвердитель и песок и подогрел слегка, чтоб "варево" получилось более текучим. А потом залил всё в форму.
Подождал некоторое время, чтоб клей затвердел, и стал развинчивать форму. Теперь осталось только зачистить швы, оставшиеся на статуе, шлифовальной шкуркой, срубить литник и выпор и покрасить готового Ленина серебрянкой. А потом водрузить на какой-нибудь приличный постамент. Чтоб был вождь как у всех.
Развинтил Михаил форму, посмотрел. Вроде Ленин как Ленин. Хорошо получился. Рот, как и положено, "открыт в напряжённой речи, усов щетинка вздёрнута ввысь", ну, и дальше по тексту. Осмотрел он всю статую и обмер. На голове Ленина была кепка. Но самое страшное было то, что в правой руке памятник сжимал.... вторую кепку.
-Вот гады! - сказал Михаил в адрес свердловских художников.
И вправду, гады. Беспечные художники не проверили и подсунули Михаилу не тот модуль. Не знаю уж, что случилось дальше с этим памятником с двумя кепками. Швырнул ли его Михаил со злости в чистые воды реки Чусовой или ещё куда дел. Знаю только, что эта история стала широко известной. Её слышал я и раньше, когда учился в училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле. Правда с именем Чернякина её не связывали. Зато я слышал её даже в двух вариациях. Первая - это Ленин с двумя кепками и вторая - Ленин в кирзовых сапогах. Тоже спутали модуль и приставили Ленину ноги от Сталина.
Journal information