guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Березники. В шахте. Часть Первая.



      Попались мне как-то на глаза вот эти две фотографии. Первую выложу сейчас, а вторую завтра.И вспомнил я, как ходили мы с Алей на экскурсию в калийную шахту. Туда, где добывают калийную соль для удобрений. Было это жутко давно, наверное, в девяносто восьмом году. Я сам себя с трудом узнаю в этом молодом человеке. Но и тогда, как впрочем и сейчас, мне очень нравились всякие заводы, механизмы, агрегаты и прочие железные штучки.
      Наверное, я и тогда был в душе блоггером, но слова такого просто не знал. У меня в то время и компьютера-то не было.

3 сентября 037

В общем, началось всё с того, что тёща решила сводить нас в шахту. Тёщу мою зовут Василя Галимьяновна Паюсова. И в то время она работала медиком на подземном здравпункте Первого калийного. И на поверхности тоже. Здравпункт, тот, который на поверхности, был хитрым учреждением. У него было два выхода. Один с улицы, а другой - с территории производства. Оно и понятно. Заболевшие рабочие ведь должны иметь в него доступ. Поэтому никаких разрешений на посещение мы не спрашивали, через проходную не проходили. Просто зашли с улицы, а вышли уже внутри завода, через дверь для больных.

Надо вам сказать, что ума у меня тогда было с гулькин нос. Имея в кармане фотоаппарат, сделать только две фотографии на таком богатейшем материале. Это ж надо додуматься.Окажись я там сейчас, сделал бы пятьсот фоток. Но тогда я не был ещё блогером.
Раз нет собственных фотографий, буду вставлять в текст чужие.
80319x0
Например, вот комбайн-памятник. Он стоит недалеко от того места, где началось наше путешествие в шахту. Была у меня и своя фотка этого агрегата. Но её изъяли бдительные охранницы из конторы, которая называется "Шериф". Меня поймали, когда я пытался сфотографировать провал.Это ж секретнейший вид.
Сибирский цирюльник, как говорит Аля. Ей вид этого агрегата напомнил одноимённый фильм, где была такая жуткого вида машина.
92304254_8

И вот мы идём куда-то за тёщей. Над нами трубопроводы на высоких железных стойках, где-то вдали трубы, транспортёры и колёса шахтных подъёмников, вращающиеся в разные стороны. За стёклами цехов вращаются огромные барабаны соляных мельниц.
images2_blog_photo_17_02_11_11_uralkaliy23

Мы переодеваемся и идём получать необходимые причиндалы."Набор шахтёра". Каску, лампочку с аккумулятором и "самоспасатель". Это такой серый цилиндрик, висящий у меня на поясе. Что там в нём, я уже и не помню сейчас. Может быть, кислород, чтобы дышать если завалит. При получении всех этих необходимых настоящему шахтёру штук нас записывают в книгу. Всё тут строго. Учёт. Сколько людей в шахту спустилось, столько же и должно подняться. С подземельем шутки плохи.
Обвесившись всем этим, идём к лифту, чтобы опуститься вниз на триста метров. Пассажирский лифт называется клеть, а грузовой - скип. Вернее это не лифт, а такой огромный короб или ящик, в который внизу засыпают добытую соль и тянут наверх.
Тёща говорит, что они каждую смену таскают на себе под землю на здравпункт весь довольно тяжёлый "набор шахтёра" плюс десять литров чистой воды. Питьевая воданужна, а внизу её нет Есть вода техническая. Как тут не вспомнить Бажова. "А если воды не принесут - пей рудничную. А она для здоровья очень вредна"
Закрывается решётчатая дверь и мы быстро-быстро опускаемся. Темнота летит мимо нас. Закладывает уши как в самолёте и становится немного жутко. Вот мы и внизу. Над нами триста метров почвы, глины, камней. И здесь нас окружают удивительной красоты стены и сводчатый потолок. Они чёрно-бело красные с причудливыми разводами, только не гладкие, а с бороздками от зубьев комбайновых фрез. Кажется, что они из какого-то дорогого и красивого отделочного камня.Чем-то мне это напомнило метро. Вот это и есть калийная соль.

Березники. В шахте

Я нагибаюсь и подбираю первый понравившийся мне обломок соли. Он весит килограмма два, кажется мне очень красивым и еле-еле помещается в кармане моей фуфайки. Сувенир из подземелья. Камушек был примерно такой. На нём те же самые чёрно-бело-красные разводы, как и на стенах.

0019-043-Berezniki

Подошла обшарпанная красная машинка. На таких возят шахтёров по бесконечным подземным путям-дорогам.Стекло в ней только лобовое и заднее. Боковых стёкол и дверей нет, как в вагончиках, в которых раньше возили посетителей ВДНХ. Сами шахтёры называют эту машину минка. Странное слово, не нашёл упоминаний о нём в Интернете. Я сажусь вместе водителем, Аля и тёща садятся в салон. Машинка сделана фирмой "Паус" в бывшей ГДР. Потом я видел и более новые машинки уже с прицепом. Прицеп предназначен тоже для перевозки шахтёров.
В наши дни шахтёры ездят под землёй вот на таком транспорте.
061
Мы трогаемся с места и несёмся с бешеной скоростью по туннелям. На самом-то деле скорость не так и велика, просто туннели узкие. В туннелях сыро, холодно и дует постоянный и очень сильный ветер. Это работает вентиляция. Водитель охотно отвечает на мои вопросы и рассказывает, как возил здесь же каких-то академиков. А меня центробежная сила тянет за карман с камнем и норовит выкинуть из машинки на крутых поворотах.
x400_images2_blog_photo_17_02_11_11_uralkaliy16.jpg

По туннелям тянутся какие-то довольно толстые трубы.
-По ним идёт размолотая в пульпу пустая порода. Ею заполняют выработанные места -говорит мне водитель.
Я уже слышал, что наверху, там где возвышаются отвалы слежавшейся пустой породы работает комбайн, рубит эту породу, потом её смешивают с водой и гонят обратно под землю, чтобы заполнить пустоты в земле. А пустоты эти идут под всем городом. Вот чтоб город не провалился и делают так. Как проваливается под землю город Нижний Тагил, я уже видел. И мне не хотелось, чтоб то же постигло и Березники. Мы и предположить тогда не могли, что сбудутся самые худшие опасения. И все те места, по которым мы так лихо едем на машинке, спустя годы полностью зальёт вода.
Машинка замедляет ход перед завесой из чёрной и толстой резиновой транспортёрной ленты. Несколько полос этой ленты перегораживают весь туннель, свисая с потолка. Водитель даёт сигнал для того, чтоб люди, которые могут оказаться по ту сторону глухой завесы, могли отскочить.
-А это зачем?- спрашиваю я.
-Такие завесы разделяют потоки воздуха от вентиляторов - отвечает водитель.
Я не до конца понимаю, зачем нужно разделять потоки воздуха. Но думаю, что это для того, чтобы воздух доходил до всех уголков и закоулков шахты. Чтобы не было так, что где-то слишком много воздуха, а где-то его нет совсем. На такой глубине воздух - это жизнь. Хочу ещё упомянуть идеальную очистку воздуха у всех двигателей, которые используются под землёй. Дизели, стоящие на машинках и погрузчиках не загрязняют воздух совсем. Запаха выхлопа не чувствуется вообще.
И вот мы подъезжаем к самому сердцу "горы". К тому месту, где работает один из соляных комбайнов. А на этом разрешите закончить на сегодня моё повествование. Завтра допишу.




Flag Counter
Tags: Блог-тур, Пермский край.
Subscribe
promo guriny june 5, 2014 01:25 10
Buy for 10 tokens
На днях мы ездили в нижний Тагил в музей "Демидовская дача". Ездили мы с Семейным клубом "Кедр". Это мы на балконе той самой дачи. На заре туманной юности я конечно же бывал здесь. Пропустить такое место, как дача самих Демидовых я не мог. От тех времён остались воспоминания. Запущенный,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments