?

Log in

No account? Create an account

Журнал Александра Гурина

О бересте и не только

Previous Entry Share Next Entry
Пыль и пепел старого ЗИЛа. Часть Первая.
картинка
guriny


    
    Вчера ходили с "экскурсией" на развалины Уральского Автомоторного завода, когда-то второго по численности работников предприятия Новоуральска. На УАМЗе работали мои родители и все их друзья и знакомые. УАМЗ был одним из двадцати филиалов ЗИЛа, крупнейшего автозавода СССР. И единственным из двадцати, на котором автомобили выпускали "от и до".
       На других зиловских филиалах выпускали агрегаты или запчасти, занимались сборкой. У нас же производство было полным. Или почти полным. За исключением литья. В Новоуральске  делали двигатели, коробки передач, мосты и всю остальную начинку автомобиля, штамповали кабины, крылья, капоты. Здесь штампованные части сваривали, устанавливали на рамы, собирали из  дощечек кузова, красили. В общем, из ворот завода выезжал полностью готовый автомобиль.
    У нас в городе завод  называли просто ЗИЛ. Так и говорили . Мы - зиловцы.

Руки в масле, жопа в мыле,
Мы работаем на ЗИЛе.

     Завод пережил два банкротства и теперь то, что от него осталось называется АМУР - Автомобили  и Моторы Урала. Путешествие наше началось на предзаводской площади.  День как по заказу был ясным и очень тёплым. Нас было 6 человек. Все участники сообщества "Новоуральск- 2014". Только Олег Федчук не смог присутствовать на нашей вылазке. У него была репетиция. Зато был Максим offline268. Большая компания позволяла надеяться, что злющие бездомные псы, которые могли встретиться на развалинах, нас не покусают.
      В общем, пошли. Это пока не развалины. Это заводоуправление, вестибюль, а за ним цеха, в которых  есть охрана и соответственно пока есть что охранять. На фасаде глубоко мёртвого предприятия надпись "Добро пожаловать" и эмблема ЕР. А сразу над надписью находились окна художественной мастерской, где работал мой отец.


Посмотреть на Яндекс.Фотках



   А мы идём дальше. УАМЗ в лучшие времена состоял из четырёх частей. Самая старая часть -  то место, куда мы сейчас направляемся. Это цех "Двигатель". Или 150-е здание. Новая часть УАМЗа называлась 401-м зданием. Откуда взялись эти странные номера - покрыто неизвестным мраком.
      Блогеры идут мимо 12-этажного здания заводоуправления. Сверху открывается потрясающий вид на окрестности. В "школьные годы чудесные" я бывал на самом верху заводоуправления, когда устраивались дни открытых дверей на заводе.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Идут мимо ящиков с камнями, которые перегораживают проезд.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Пересекаем железную дорогу.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Среди бурьяна появляется то здание, куда мы идём.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Проходим скелет автобусной остановки. Шиповник у остановки вырос на славу. Чуть не с кулак величиной.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Проходная. В эти двери десятилетиями ходили люди. На работу и с работы.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Здесь довольно просторно. В этом зале стояли вахтёры и проверяли пропуска. Они же смотрели, не вынес ли кто-нибудь с завода какую-нибудь запчасть.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Бюро пропусков. Аля смотрит из окошечка.
-Эй, блогеры. Есть ли вы в списках на посещение завода?
А на стене, как и положено, след от выдранной батареи.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сразу за проходной нас встречает поломанный катер. Раньше местный яхт-клуб принадлежал УАМЗу. Что завод, что катер, не выдержали штормов рыночной экономики.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

А вот и само здание. Стопятидесятое.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

   Обратите внимание на башенку над входом. Знаете, зачем она была нужна? А нужна она была для противовоздушной обороны. В случае войны там должен был сидеть наблюдатель "за воздухом". И если самолёты коварного агрессора появятся на горизонте, этот наблюдатель должен был звонить во все колокола.  На одном из домов в Березниках я видел подобную башенку. Мне объяснили, для чего она была нужна. Я и подумал, что здешняя башенка нужна для того же.
    
Посмотреть на Яндекс.Фотках

   Здание это было построено в пятидесятые годы прошлого века  для нужд УЭХК, ядерного комбината. Вероятнее всего, здесь стояли газодиффузные машины для разделения изотопов урана. В шестидесятых годах, как я читал в какой-то местной газете, этот цех стал для комбината не нужен. Говорили даже о перепроизводстве "чего-то ядерного" в то время. Атомная энергетика была тогда отраслью не слишком развитой, а для военных урана было наработано уже очень много. Стали "лишними" и люди, которые тут работали.
      И как гласит местное предание, Никита Сергеевич Хрущёв сказал Лихачёву, директору московского ЗИЛа.
-Бери себе людей Савчука.
Савчук, если кто не слышал ранее этой фамилии - это многолетний и даже легендарный директор УЭХК.
     Так на освободившейся от атомного производства площади и был организован уральский филиал ЗИЛа. Случилось это 4 ноября 1968 года. Назывался он тогда УЗАЗ- Уральский завод автозапчастей.
        А это интересная штучка. Деревянная поставка под какие-то инструменты.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Здесь были большие железные ворота. Их вырвали с мясом и сдали в металлолом. Кажется, что стена в этом месте обрушится чуть ли не с минуты на минуту.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Заходим в цех. Тьма кромешная. Во тьме угадываются мощные железные перекрытия потолка и смутные силуэты каких-то станков.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Цех был построен полностью без окон, что кстати говорит о его "атомном" прошлом. Газодиффузные машины считались секретными. Смотреть на них с улицы кому попало было "не рекомендовано". К тому же в здании без окон легче поддерживать стабильную температуру воздуха, что тоже было необходимо для атомного производства.
        Над цехом навечно остановился мостовой кран.А сам цех тянется вдаль, наверное, на целый километр. Я и не думал, что он такой длинный.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

С1968-го года здесь стояли станки для производства автомобильных двигателей и агрегатов. Здесь делали двигатели для автомобилей ЗИЛ-157, а потом для ЗИЛ 130 и 131.

Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Лежит в темноте что-то бетонное.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
На полу следы от гусениц бульдозеров. и колёс автомобилей. Этими бульдозерами сгребали остатки станков и автоматических линий и грузили их в кузова самосвалов. Всё на лом. Много работы было у бульдозеристов. Сейчас длиннейший цех практически пуст, а раньше он был плотно набит станками.
      Какие-то подсобные помещения. В них окна есть.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

На стене следы копоти. Скорее всего здесь жгли изоляцию проводов,чтобы добыть цветной металл.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Какой-то агрегат вроде пресса. И везде густая и чёрная битумная жижа.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Весёленькие жёлтые стеклоблоки.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

И Женя на фоне этих стеклоблоков.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Стенд охраны труда и техники безопасности в одном из помещений. Участок работает без травм столько-то месяцев, столько-то дней. И примета сегодняшнего дня, надпись "Ирина плюс Марат".


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Из тьмы выступают какие-то станки. Не всё увезли на переплавку. За этим вернутся позже.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Красные надписи - это ориентиры для игры. сама игра была здесь месяц назад, как нам рассказал Максим, который в ней участвовал. Этих меток было оставлено в пустом цехе около ста.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Я припоминаю детские впечатления. Не любил я ходить в этот цех. Другая часть УАМЗа, та, что за дорогой, была гораздо более зрелищна и приветлива. Там в цехах были огромные окна. Там конвейер, где собирают машины. Там простор. А здесь искусственный свет, серые станки и теснота.
       Для чего они применялись? В жёлтом брюхе неведомой машины стоит огромный маховик. Для чего он? Или это абразивный круг?


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Многие из станков, стоявших здесь были английскими. Они были сделаны фирмой "Нортон".


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Название фирмы можно прочесть и сейчас.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

     "Узел снабжён шпинделем на подшипниках качения. Попытки демонтажа  которых без специальных инструментов приведут к их повреждению".
"Узел заряжен консистентной смазкой на целую долговечность".
Англичане заботливо предупреждают русских потребителей своей продукции.
А в случае чего обращайтесь, милые советские партнёры, прямиком на фирму в город Петерсборо. Телефончик мы вам оставили.
      Трудно было зиловцам с этими сложными импортными "чудесами техники". Обратиться в случае затруднений людям из закрытого города за консультацией напрямую в  Петерсборо  вряд ли бы позволили "регулирующие органы". Приходилось до всего доходить самим.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Я помню, что эти станки были серыми. Родной серый цвет проступает из под более поздних слоёв краски.
  Потоки света льются с потолка. Они прорываются внутрь там, где раньше были выдранные из крыши вентиляционные трубы.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Машины стоят плотным рядом. Кажется. что сейчас они двинутся на нас, позвякивая железом.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

    Мама как-то говорила, что здесь в цехе может быть радиация. И неудивительно для места, где раньше было атомное производство. И когда раньше делали фундаменты под станки, то всегда приглашали дозиметриста. Хотя какая уж радиация теперь. Ведь больше сорока лет прошло с тех пор.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

     Раскуроченный автомат газированной воды. Такие стояли на всех предприятиях Новоуральска. Автоматы были и в городе. Только там, в городе, газировку наливали за деньги, а тут на заводе бесплатно. Разница была в том, что в городе вода была с сиропом. А здесь в заводе сиропа не было.  Газ углекислый был, а сироп приходилось приносить с собой. Брали люди баночку с вареньем и несли на работу. А в цехе это самое варенье подмешивали в газировку.
      Если помните, вода с сиропом в городе стоила три копейки, а без сиропа - копейку. Каждый выпитый на заводе стакан газировки - сэкономленная копейка. А как же они, бедные трудящиеся обходились без одноразовых стаканчиков? Разве ж можно пить из одной посуды всем? А вот, как-то обходились. Было в этом автомате приспособление для споласкивания стакана. И ничего как-то жили. Не болели инфекционными болезнями чаще, чем сейчас. Зато мусора было куда меньше, чем сейчас, в век одноразовой посуды.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

На стене цеха висит табло "План-Факт". Каждый мог посмотреть, выполняет ли его цех план. А может и перевыполняет. И такое бывало.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Вот мы и прошли-прошагали  гигантский цех весь из конца в конец.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

О том, что было дальше расскажу в следующих постах. Кстати ни одной собаки мы тут так и не встретили. Повезло.  Хотя следы собачьи были.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

В общем, как говорится, не переключайтесь. Ещё будут типография, комната эмоциональной разгрузки, столовая. И крыша.

Flag Counter

Posts from This Journal by “УАМЗ-АМУР” Tag

  • Зил под звёздным небом.

    У меня тут такой идиллический пейзаж есть. Вечерняя промзона. Романтично. Скрипит снежок, где-то лают собаки, а в кабине козлового крана горит…

  • К чему бы это?

    Косвенным показателем популярности блога является количество просмотров на "Яндекс-фотках". Вот и я иногда смотрю, какие же фотки из постов у меня…

  • УАМЗ. Ещё фотки.

    Вчера нашёл несколько фото автозавода УАМЗ, сделанных в 80-х годах. Нашёл я их в "Моём мире" на страничке Сергея Атмажитова. Первое фото -…

  • Случайная находка. Интеллектуалы 70-х.

    Сегодня у меня нет особого настроения писать много. У бабы Лены день рождения, поэтому надо ехать в посёлок, праздновать. И вот, буквально перед…

  • Концерт в цехе УАМЗа.

    Недавно я нашёл одно фото, относящееся к истории завода УАМЗ. Фото было сделано в начале 80-х. Как известно, партия и правительство СССР хотели…

  • Время Китайских ожиданий.

    В городе нашем Новоуральске на некоторое время отложили создание ТОРа(Территории опережающего развития). Решили начать опережать в следующем…

  • Адский Зил.

    Я вспоминаю наши квесты. Например, майский географический квест в Екатеринбурге. Вроде всё там было круто. Но, встретив эту фотку, я понял. что…

  • Вот и всё, что осталось... Часть вторая.

    Продолжаю. Начало здесь. Посетив "зиловскую" экспозицию в музее, я вдруг вспомнил эти стенды. В детстве я стоял перед ними, читал эти надписи. И…

  • Вот и всё, что осталось... Часть первая.

    Этот пост будет продолжением темы "остатков завода УАМЗ-АМУР". Тема эта всплыла недавно опять в связи с перенесением памятника Зилу-157, первому…


promo guriny октябрь 13, 2017 01:24 7
Buy for 10 tokens
Знаете ли вы, что на железной дороге Кируна-Нарвик, которая пересекает Северный полярный круг, на самом мощном в мире электровозе работает женщина. Её зовут Катрин Лоннстрём, и работает она на огромном железном монстре одна, без помощника. Работает восемнадцать лет и любит свою работу. Деловито…

  • 1
Крематорием его называли.

Не слышал. Но похоже. Больно уж мрачное помещение.

Интересный "заброс" :) Новая часть такая же заброшенная?

Чуть получше. Там стоят прессы и конвейеры. Их ещё не растащили.

(Deleted comment)
Да. Мы слегка диковаты, не все станки ещё знаем в лицо. Всё ж таки мы с Алей педагоги и мастера народных промыслов по профессии. Нам простительно.

  • 1