И когда я начал их читать, то меня больше всего зацепили именно эти воспоминания студента-практиканта Ф. Ильина. Вероятно он был студентом Института инженеров путей сообщений в Петербурге. Вроде бы транспортный вуз был в России тогда только один. Ильин пишет, что в 1902-м году его направили в Маньчжурию на только что построенную Китайскую Восточную железную дорогу. Направили его туда для прохождения производственной практики. Дорога была ещё не достроена, но движение поездов на ней уже было.
В общем читайте. Здесь про Китай, железную дорогу, китайцев, казаков, хунхузов. Дневники человека, заставшего КВЖД в хаосе созидания. Жаль, что в журнале нет иллюстраций. Попробую нарыть какие-нибудь подходящие фотки самостоятельно. Не ругайте меня сильно, если фотки будут "не совсем те".

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Студент Ильин поехал в Китай на практику. Двадцать дней ехал из Петербурга и замаялся окончательно. Вокруг пустыня, холод и поезд, который ползёт медленно-медленно.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Ананасы правда по сорок копеек.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
"Белый господин" потерял в пути своего "боя", но все ж добрался до Харбина.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Харбин

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Студент приехал на место своей практики, станцию "П" под Ляояном.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Здесь он и будет работать, жить и учиться китайскому языку. Ибо без знания языка объясняться с рабочими нет никакой возможности.
Китайские рабочие КВЖД.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Работают китайцы много, зарабатывают мало.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Бороду имеют право носить лишь те из китайцев, у кого есть внуки.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Первая железнодорожная катастрофа, которая произошла на глазах Ильина. Видимо движение на новой дороге ещё не было отлажено и несчастья случались нередко.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Фото катастроф на КВЖД не нашёл, поэтому выкладываю фото крушения царского поезда в Борках.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Примерно на такую дрезину налетел паровоз.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Русские инженеры пошли с визитом к китайскому губернатору, но тот был пьян и его с трудом разбудили.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Примерно так выглядел в то время китайский чиновник.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посещение ужасной китайской тюрьмы.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Шляпа китайская была в виде конуса (на снимке не видны буквы).Примерно такая.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
В Китае стала распространяться холера, а с нею и протесты против иностранцев.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Чуть ли не каждый китаец считал своим долгом принадлежать к какому-нибудь тайному обществу.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Улица китайского города.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Здесь Ильин узнаёт, что на станцию могут напасть хунхузы.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Хунхузы.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Обычно хунхузы выбирают самую глухую ночь для своего нападения.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Хунхузы так и не напали. Но они всё-таки недалеко. Поэтому русские офицеры и казаки решили устроить вылазку против хунхузов.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
В общем, продолжение будет. А в конце прошу извинить меня, если где-то текст читается плохо.
Journal information