guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Федеральный Сабантуй. Екатеринбург.

Вчера вернулись с федерального Сабантуя. Он проходил на стадионе "Локомотив", на Сортировке. Мы как всегда с ярмаркой. И весь праздник как всегда шумел где-то поодаль от нас. Почему-то вспомнилось из "Василия Тёркина".

А кому из вас известно,
Что такое сабантуй?

- Сабантуй - какой-то праздник?
Или что там - сабантуй?

- Сабантуй бывает разный,
А не знаешь - не толкуй,

Бот под первою бомбежкой
Полежишь с охоты в лежку,
Жив остался - не горюй:

- Это малый сабантуй.

Нам этот Сабантуй тоже тяжело достался. Солнцем нас жарило немилосердно и доджём поливало. Устали страшно и сильно обгорели на солнце. Так что теперь мы отдыхаем. В лёжку лежим.






Слово "сабантуй" происходит от татарского слова "сабан" - плуг. Сабантуй "праздник плуга", татарский и башкирский летний крестьянский праздник. "Википедия" определяет понятие "сабантуй" так.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E1%E0%ED%F2%F3%E9
Вот он, плуг, символ праздника. Его тоже привезли из Башкортостана.


В последнее время на уральской земле празднуют Сабантуй с небывалым размахом. Обязательно с участием губернатора и высших должностных лиц Татарстана и Башкирии. Смысл праздника теперь - это прежде всего дружба и единство разных народов, населяющих Урал. В этом нынешний Сабантуй стал похож на День народов Среднего Урала. http://guriny.livejournal.com/14101.html
Ну, так что ж с того? Ещё один праздник дружбы народов Уралу не помешает.

Утро. Примерно девять часов. Мы идём с электрички к стадиону "Локомотив".
Обстановка сейчас неспокойная, поэтому при входе на стадион полицейские спрашивают, кто мы, откуда, куда идём и что у нас в сумках. Узнав, что мы мирные люди, идём участвовать в ярмарке, а в сумках наши изделия, нас беспрепятственно пропускают. А перед воротами стадиона грузят на эвакуатор чьи-то машины. Боятся мины в автомобиле. Думают, что если рванёт сейчас, а не в разгар праздника, то это будет "лучше".

Нас пригласил на Сабантуй Центр традиционной народной культуры Среднего Урала. http:///www.remeslour.narod.ru/  Мы заходим на территорию. Куда нам дальше? Дальше нам идти по стрелке на майдан.


     При виде слова "майдан" немножечко морщусь. Оно всегда ассоциируется с украинской "незалежностью".А мы идём мимо павильонов и юрт, которые по традиции привозят на Сабантуй из разных районов Башкирии.
А вот и наше рабочее место. Здесь торговые ряды мастеров народных промыслов.

 Наше место оказалось рядом со "штамповщиками"из Первоуральска. Девушка в жёлтой кепке продаёт именно их изделия. С другой стороны от нас резчик по дереву из Лесного Андрей Исаков. Он режет только из кедра.


    Ассортимент у первоуральцев богатейший. Чего тут только нет. Даже рог изобилия есть.



   Мастеров обработки бересты на этом празднике было довольно много. Это и уже известный нам Сергей Иванов, и мастера, которых мы и не знаем. Иванов плетёт миниатюрный лапоть. Это его обычное занятие на ярмарках.






У них тоже резьба, причём резьба полупрорезная. У нас резьба прорезная, мы режем бересту насквозь. А они прорезают  только верхний жёлтый слой. Потом осторожно подцепляют прорезанный жёлтый слой остриём ножа и аккуратно его отделяют. Если у нас жёлтый рисунок и тёмный морёный фон, то у них фон белый. Белый - это цвет внутренних слоёв бересты. Раньше мы тоже делали такие изделия, но потом забросили эту технику, потому что жёлтый слой далеко не всегда хорошо отделялся.
Присмотритесь. Очень красивые изделия.


   И самый интересный стенд берестянщиков это там, где сидят дети. Вот они какие. В берестяных плетёных ободках, да ещё и в лапоточках. Лапоточки правда в кадр не попали.




   Они что-то плетут, делают браслеты и шаркунки. Шаркунки - это берестяные коробочки-погремушки, которые делаются без клея. Они не разваливаются потому, что их держит сила скручивания бересты. Внутрь такой коробочки насыпается сушёный горох. Когда трясешь такую погремушку. горох перекатывается и шуршит. Туесок с "музыкальным" горохом стоит у мастеров на почётном месте.
Любой национальный праздник - это всегда своеобразный парад людей, одетых необычно. Вот и здесь на Сабантуе мы встретили немало людей, которые привлекли наше внимание своей одеждой. Причём далеко не всегда они были одеты в традиционные национальные костюмы.


     Вот, например, молодой человек в "патриотическом" галстуке. На галстуке нарисованы Путин, Медведев и лозунг"Россия вперёд!". В сочетании с костюмом и белой тюбетейкой смотрится потрясающе.


    Казак с видеокамерой.




    Девушка в тюбетейке, тёмных очках и голубом покрывальце.



 
 А вот этот мужчина с виду русский, одет в длинный бархатный пиджак с национальным орнаментом. Он продаёт башкирский мёд и чак-чак.


    Везде стоят "подворья", юрты. У всех разные и очень красивые. Возле них люди в национальных костюмах. Я в эти юрты не захожу, некогда. Я и так знаю, что там стоят столы с угощением. Из репродукторов звучит музыка. Веселые и немножко монотонные татарские песни.
Когда мы были на позапрошлогоднем Сабантуе в парке Маяковского, вся трансляция была на татарском языке. Теперь организаторы праздника учли прошлые ошибки. Тепрь репродуктор говорит и по-русски.


     Возле юрт всякие интересности.


Лисьи шкурки и ужасающего вида капканы, которыми ловят пушных зверей. Память о том, что раньше башкиры были охотниками и скотоводами.  Земледелием они занялись позднее.



  






   Музыка оглушает. Но для нас олицетворением всей музыки Сабантуя стал вот этот человек с кураем в руках.


А вот девушки с самоварами на головах. Они, наверное, встречают губернатора Александра Мишарина и президента Татарстана Рустама  Минниханова. А может быть и не их. Но приготовления к встрече явно намечаются.


       Хлеб-соль.



   Есть на Сабантуе и русское подворье. Здесь поют.



   А над татарским висит воздушный шар.



    Марийское подворье.




 
   И марийский натюрморт. Привлекает внимание огромная бутыль посреди стола. Что в ней, самогон? Наверное, это водка-"кумышка". От слова "кумыш"-серебро. Надо же, какое "драгоценное" слово придумали люди для алкоголя.


    Подворье осетинское. Молодой человек в черкеске и девушка на фоне гор. Горы явно не уральские.


      Восточное подворье. Наверняка оно общее для всех народов Средней Азии и Казахстана. Перед входом в юрту нужно снять обувь.



   А центр Сабантуя - это арена стадиона. Туда прибудут высокие гости, там будет основной концерт, награждение  и состязания борцов. Я  туда и не пошёл.


   Здесь интереснее. А губернатора я уже видел месяца два назад.

Вот отдельная "нижнекамская" сцена. Если на "основной" сцене поют и говорят на двух языках. то здесь только по-татарски.


    Сабантуй не был бы Сабантуем, если бы на нём не было специфических "сабантуйских" забав. Например, лазание по гладкому столбу. Нужно залезть на вершину столба за призом. Приз - платки, а самый главный приз - петушок в клетке. Вон он, висит на самом краю справа. До него труднее всего дотянуться. Столб, как видите, пуст.  При мне смелых не нашлось.


    Ещё нужно пройти по бревну. А изюминка каждого Сабантуя - это бег в мешках.




   Борьба куреш - тоже часть праздника. "Большой" куреш для именитых спортсменов там, на стадионе. Там высокие гости, там призы.  Главный приз по традиции - баран. Плюс, уже не по традиции, автомобиль "Фиат-альбеа". А здесь, под деревьями "малый" куреш. Для всех желающих. Но тоже всё серьёзно. Судья выдаёт борцам пояса. Если нужно объясняет ребятам суть национальной борьбы. И свистит в свисток. Схватка началась.


    А я хожу и смотрю на деревянные скульптуры. Они выставлены здесь же, под деревьями. Необычные, своеобразные вещи. Их можно рассматривать очень долго.





   А вот это странная работа. Двое целующихся бородатых мужчин. Это что, намёк?



  В этих скульптурах видна рука и стиль мастера, неповторимая творческая манера. Кто он, этот скульптор?


  А это скульптуры уже более привычные, богородского типа. Подписи нет. Может быть, из Бобровского. Там, в Бобровском наш уральский центр резьбы по дереву.



   А я возвращаюсь к своему столу. И к нашим соседям по ярмарке. Вот деревянные ложки и фигурки. Рядом их автор Ф. К. Валиахметов. Очень интересные пеньки-домовые и сучочки-музыканты.


     Корабли и машинки в бутылках.



    И их создатель.



   И ещё много-много мастеров, до которых я просто не дошёл. Огромная была ярмарка.
Грянул гром и внезапно пошёл дождь. С каждой секундой он становился всё сильнее и сильнее. Организаторы ярмарки были готовы и к этому. Нам мгновенно раздали полиэтиленовые накидки. Одной из этих накидок мы прикрыли свои изделия, а сами спрятались под зонтиками.Естественно, дождь быстро разогнал всех посетителей.


   Дождь продолжался минут пятнадцать. Потом прекратился, и стало жарче прежнего. Влажная жара после дождя - приятного мало. Особенно когда совсем нет ветра. Мы торговали еще какое-то время. До 17 часов. Потом все засобирались. И мы с ними. На память о Сабантуе у нас остались жёлтые кепки с надписью "Федеральный Сабантуй"и зелёные шарфики, которые нам выдал Центр традиционной народной культуры. Правда вид у нас в этих кепочках был не очень традиционный. Мы напоминали продавцов в "макдональдсе".


   Ну, вот и всё. Для нас праздник кончился. Мы сели в электричку и поехали домой. А напоследок выложу фотографию, которая отражает суть того, для чего всё это действо было задумано. То есть  взаимное доверие и уважение представителей разных наций и культур. Оно было в России на протяжении веков, будет и дальше.




   

  








Tags: Екатеринбург, береста, родина
Subscribe
promo guriny march 17, 2011 01:22 10
Buy for 10 tokens
В моём родном городе Новоуральске исторических памятников нет. И архитектурных не густо. А вот просто памятники имеются. Вот о них я и хочу вам рассказать. Кому у нас стоят памятники? Прежде всего Героям, Вождю и Начальству. С памятника Вождю мы и начнём. Памятник Ленину стоит на главной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments