Фотографий немного, потому что в этот раз мы ехали туда, в Орёл, отдыхать. Пригласили нас знакомые, у которых там дом. Жизнь наша суматошная. Хотелось бы съездить туда специально, побродить по улицам, посидеть на берегу Камы, пофотографировать. Но не вышло. Выкладываю то немногое, что у меня есть.
Я бывал в Орле раза три. И много-много раз проплывал мимо.
Первый раз я увидел Орёл с борта "Метеора". Это было наше "свадебное путешествие". Я только-только женился и мы поехали на родину Али в далёкий посёлок Майкор знакомиться с родственниками. Майкор был где-то на краю света. До него можно было добраться только на перекладных. Сначала по воде до Пожвы, потом на автобусе. Ни железной дороги, ни даже асфальта.
Был холодный август 96-го года. Для меня, новоявленного мужа и человека, никогда не пользовавшегося речным транспортом, всё было впервые, всё в новинку. Река, зелёная дощатая пристань в Березниках. И "Метеор", большой белый корабль, весь в заклёпках. Я стоял на узенькой "курительной палубе" крылатого корабля, опустив голову на аллюминиевый борт, и смотрел,смотрел. А Орёл был первой пристанью после Березников.
В те годы людям больше нравилось пользоваться "Метеором" вместо поезда для поездок из Березников в Пермь. Он ходил гораздо быстрее поезда, пять часов вместо восьми. Плюс красивые виды Камы и берегов. А потом была построена автомобильная дорога с автобусным движением. Она "убила" и "Метеор", и поезд. В автобусе трясёшься только три часа, а вместо величавых видов у тебя над головой повешен телевизор. Вся дорога как раз на один фильм. Сплошная экономия времени.
"Метеор" с этой линии убрали, а взамен стал ходить теплоход ОМ-387, "Омик". Он ходил только до Пожвы и ходил в четыре раза медленнее. Зато было время рассмотреть берега во всех деталях.
Недавно я краем уха слышал, что наш теплоходик пострадал в связи с катастрофой "Булгарии". Он ведь только чуть-чуть моложе затонувшего судна. ОМ-387 был построен в 1962 году. Его сняли с рейсов для тщательной проверки. И отрезали от большого мира жителей деревень Таман и Быстрая. Теперь им придётся добираться "до цивилизации" на моторках. Теплоходик-то всего один.
На этом форуме есть фото его интерьеров и капитанского мостикаhttp://berforum.ru/topic/9752-rechnoi-flot-v-bereznikah/page__st__50
А мы обычно и не заходили в салон кораблика. Мы сидели в спасательных шлюпках, грызли сухую рыбу и бросали за борт головы, плавники, шкурки и кости. Их мгновенно подъедали чайки. Кстати за "Метеором" чаек летало гораздо больше, чем за "Омиком". Почему? Потому что "Метеор" идёт очень быстро и глушит много рыбы своими крыльями и винтом. Оглушённая рыба достаётся чайкам. А "Омик" ползёт медленно и вся рыба успевает разбежаться.
Мимо нас проплывают теплоходы, баржи с лесом и солью.
Лес и соль - главное богатство Прикамья. Как в древности, так и сейчас. Только тогда соль была поваренная, пищевая, а теперь калийная для удобрений.
На берегу леса, луга, деревни. И вдруг высоко-высоко, на самой круче старинный разрушенный дом.
Или заброшенный храм, как в Тамане. Когда ещё доберутся до него руки реставраторов. А ведь он удивительно хорошо сохранился. Все стены целы.
А так выглядит Орёл с палубы.
К этому же месту напротив церкви Похвалы Богородице приставал и "Метеор". Только для него нужен был плавучий деревянный причал. А "Омик"обходится без всяких причалов. Ткнётся как дельфин носом на мель и спустит узенький синий трап с железными перильцами. В походном же положении трап закидывается на крышу носового салона и закрепляется там.
Однажды здесь на моих глазах чуть не случилось преступление. На борт теплохода вбежало трое молодых людей. Как я понял, это были березниковцы, которые спасались от местных, от орлинских. Судя по ругани и крикам они хотели бить городских смертным боем.
А вот храм со стороны суши.
Отсюда, из Орла начинал свой поход в Сибирь знаменитый атаман Василий Тимофеевич Алёнин более известный своим прозвищем - Ермак. Отсюда он пошёл, чтоб "зачерпнуть шеломом Тагила-реки" точно также как князь Игорь шёл "зачерпнуть шеломом Дона". Ермак тоже был князем, правда недолго. Возвёл царь Ермака в княжеское достоинство, а вскоре атаман погиб.
Здесь был укреплённый городок Строгановых. Вернее не здесь, не на месте сегодняшнего посёлка, а недалеко отсюда на острове. Вон там.
Вот на том низком, длинном зелёном острове и был строгановский острожец. Частокол из заострённых кверху брёвен, башни, ворота, пристани, струги. И храм, из которого потом перенесли иконостас на новое место. В церковь Похвалы Богородице. Кама, прокладывая себе новое русло, стала подмывать городок. И его перенесли на новое место. Получается, что Орёл предвосхитил судьбу Усолья. Через двести с лишним лет Усолье тоже перенесли. Об Усолье я писал здесь.http://guriny.livejournal.com/6070.html
В память о древнем рубленном городке монумент Ермаку сделали вот таким. Могучие стволы, заострённые сверху. Это один из немногих деревянных памятников. Мне кажется, что на всём Урале есть только два памятника, сделанных из дерева. Этот, в Орле, и ещё памятник героям гражданской войны в Кытлыме, на севере Свердловской области.
Текст на щите гласит: "Отсюда в лето 1581, нагрузив ладьи оружием и припасами, прибрав себе дружину малую, пошёл Ермак на покорение Сибири".
На другой стороне монумента изображение Ермака и даты.
Как говорит нам Википедия, покорение Сибири было частной инициативой. То ли Строгановых, то ли самого Ермака. Главное, что эта частная инициатива была немедленно поддержана государством. И сразу после победы Ермака над Кучумом были основаны два первых русских города в Сибири - Тюмень и Тобольск. Такое вот удивительное единодушие частного капитала и государства в вопросах государственного строительства.
Кстати, почему Орёл назвали именно Орлом. Говорят, что мыс, на котором стоял городок, напоминал в плане орлиный клюв. А я вот думаю, что люди просто увидели здесь орла и это показалось им хорошим знаком. Я помню, как в Майкоре мне рассказывали, что у них в лесу рядом с посёлком поселился орлан-белохвост. Потом я и сам видел эту огромную птицу, сидящую на ветке. Так что, увидеть орла первопоселенцы могли.
Орёл повёрнут "фасадом" к Каме. Чем, кстати, выгодно отличается от тех же Березников. В Березниках на реку выходит промзона, а речной вокзал совсем не на почётном месте, а где-то на выселках. Но это уж издержки советского градостроительства. Во всех старинных городах и посёлках набережная всегда была главным местом. Здесь церковь, здесь и самые богатые дома.
Здесь же, в центре, и ещё один памятник времён гражданской войны.
Подобных памятников много на Урале. У нас в Верх-Нейвинске их два. Один красноармейцам, а другой белочехам. Здесь же пока ещё не дошли до мысли увековечивать подвиги и жертвы "другой стороны".
Городок жил рекой. Большие двухэтажные дома здесь в Орле назывались не купеческими, как у нас, а капитанскими. В них жили капитаны пароходов, что плавали по Каме.
Как писал в начале прошлого века Белдыцкий: "От Перми до Чердыни рейсируют довольно хорошо обставленные пароходы". На этих пароходах плыли в Чердынь купцы, торговавшие мехом и рыбой с Печоры, плыли паломники. Они направлялись в Ныроб, чтобы приложиться к цепям Михаила Никитича. http://www.urbibl.ru/Stat/Goroda_sela/svyash_okovi.htm
Михаил Никитич - один из Романовых, его сослал на Север Борис Годунов. Жестоко расправился царь Борис со своим конкурентом. Михаила Никитича посадили в тесную яму под землёй, надели на него тяжёлые железные вериги и приставили караул из стрельцов. Долго просидел узник в своей тесной темнице. Ни голод, ни холод, ни сырость не могли подорвать его могучего здоровья. Тогда начальник караула, которому надоело охранять мученика в глухой деревушке, просто спустился под землю и убил его.Когда к власти пришёл его родственник Михаил Романов, мученика канонизировали, а цепи стали святыней.
Путь всех пароходов лежал через Орёл. Кстати, весь путь от Перми до Чердыни занимал полтора дня. Городок живёт рекой и сейчас. Только речной транспорт теперь стал другим. Сегодня Кама - это дорога в основном для грузов. Речной транспорт хоть и сезонный, и медленный, но очень дешёвый.
Дом наших гостеприимных хозяев тоже большой, двухэтажный, капитанский. От дома можно выйти прямо к реке.
Мы плещемся в тёплой воде и мажем на себя целебную зелёную глину. Почему она целебная,мы точно не знаем, но верим тому, что нам сказали. Наверное, из этой же глины в древности делали изразцы. Так будем же крепкими и красивыми, как строгановские изразцовые печи.
А мимо нас, также как и всегда проплывают теплоходы с солью, баржи с лесом.
Иногда пролетит на белом катере некто богатенький, поднимет волну. На этой волне мы довольно долго качаемся вверх-вниз как поплавки.
А люди попроще нанимают вот такие катера для коллективных прогулок. Они сидят на корме под синеньким тентом, что-то едят и машут руками всем, кто попадается навстречу.
Ну, вот и всё, окончен длинный жаркий день, который мы провели в Орле. Нужно опять куда-то ехать. Приедем ли мы когда-нибудь опять на этот гостеприимный берег, где так много воды, солнца и ветра? Бог знает.
Journal information