guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Мысли девятиклассников о тире.

    Мысли конечно же не о тИре, где стреляют, а о тирЕ - знаке препинания. Это всё из той же контрольно-диагностической работы для девятых классов по русскому языку. Здесь http://guriny.livejournal.com/269743.html учителя выборочно записывали то, что получилось у девятиклассников в порядке изложения текста о нравственности.
    Теперь другая часть диагностической работы - сочинение-рассуждение. Задание и исходный материал вот.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного современного лингвиста Н. С. Валгиной: «При помощи тире
передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая
напряжённость» .

   Далее идёт текст Татьяны Толстой, из которого ученики должны увидеть, как именно передаётся с помощью тире та самая психологическая напряжённость. Текст этот довольно велик, и я уберу его под кат. Предложения в нём пронумерованы. Вероятно для того, чтобы ученикам легче было в тексте ориентироваться.  

текст Т. Толстой
(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели:
ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна
испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть
театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с  пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил:
«Скажи, Лаура, который год тебе? » – и грузная тётенька гавкнула в ответ:
«Осьмнадцать лет!» , – ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои
старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.
(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в
фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.
(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс» , плохонький сарайчик
на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов» ,
принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов.
(11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и
распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это –
счастье. (14)Это – кино.
(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча – и всё,
понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда
плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.
(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как
большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения,
окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда» .
(22)Театр на это не способен, да и не претендует. (23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса.
(25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство.
(26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда.
(27)Театр – для  взрослых, кино – для детей

А вот и сами мысли учащихся относительно тире и его значения.

1. Некоторые люди, когда пишут тире, не замечают её и не понимают её значения в тексте, у них не передаётся высокая эмоциональность нагрузки, нет психологической напряжённости. А некоторые, когда пишут тире, видят её и понимают, для чего она тут стоит, знают её значения в тексте, и они испытывают высокую эмоциональность нагрузки и  психологическую напряжённость.

2. Тире - это одна из главных знаков препинания, потому что без тире не может существовать предложение, как существительное без корня.

3.Тире - это удовлетворитель настроения. Оно помогает выразить эмоции, а потом становится очень легко.

4.Я считаю высказывание Валгиной абсолютно абсурдным. Дефис не может передавать высокие эмоции. Максимум, что может делать тире, это в редких случаях обозначать значение слова или переносить его на другую строку. Допустим в пр.13 мы уберём дефис и получим то же самое - "Это счастье". Есть ещё цитата из текста (14): "Это - кино". И опять я уберу тире, и получу всё то же самое. Дефис, конечно же нужен в русском языке, но то, что сказал этот "лингвист", я абсолютно не увидел нигде.

5. Без тире это предложение не имело бы так много смысла и более того не было бы понятно, что это конец текста.

6. Мужик в камазе (вместо "в камзоле") с пышными рукавами.

7. Как такая маленькая тире может передавать эмоциональность.

   А я, читая это, всё думаю. Неужели нельзя выбирать какие-нибудь более жизненные темы для сочинений? Чтобы у детей тема для сочинения вызывала именно свои собственные мысли, свои слова.
    Кстати мне в связи с этим текстом объяснили, чем дефис отличается от тире. Дефис - это когда пишут "диван-кровать" или "кое-что". А тире - это уже нечто более эмоциональное и значительное. Хотя по правде сказать, велика ли в действительности разница между словами "Это счастье" и "Это - счастье" уже через тире? 
      Кстати тире - это ещё не самая потрясающая тема для сочинения. Как вам смысловое и эмоциональное значение такого явления в русском языке, как абзац? А это ведь тоже тема для контрольной работы. Попробуйте написать нечто связное на тему абзаца. И если после этого за вами не приедет "мужик в камазе с пышными рукавами", значит вы сможете успешно учиться в девятом классе.

     
     
Tags: Что написано пером., размышления
Subscribe
Buy for 10 tokens
Никакой я не мучитель, Просто школьный я учитель, Никакой я не маньяк, Просто я учу их так.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments