guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Калейдоскоп с коричневыми стёклышками.

     Вот представьте, смотрите вы в калейдоскоп. А там все камушки-стёклышки коричневые. Разных оттенков. Серо-коричневые, охристые, желтоватые. Повернёшь чуть - и они складываются в причудливые, замысловатые  картины. Ещё повернёшь - опять сложатся. А присмотришься - всё это дерьмо. Или говно, что впрочем то же самое. Красивый узор из говённых камушков. Тебя отделяет от этого дерьма прочное и чистое стекло. Поэтому запаха нет. Только очертания.

      Примерно такое впечатление у меня осталось от просмотра последнего фильма "Трудно быть Богом". Кстати, если люди когда-нибудь придумают генератор запахов для сопровождения фильмов обонятельными ощущениями... Если придумают, то первый же фильм-кандидат на "запаховую озвучку" будет этот. И ценители, сидя в зале, в каких-нибудь роскошных бархатных креслах будут поводить носами и вполголоса говорить примерно следующее:
- А теперь, батенька, внюхайтесь. Повеяло этаким... И тут же аромат белой розы.

    100442207_1.jpg


      Фильм непонятен тем, кто не читал книгу Стругацких. А тем, кто читал, сразу бросается в глаза что-нибудь вроде этого.  И хочется крикнуть возмущённо.
-Да не было у Руматы никаких рабов. У него было шестеро слуг(не рабов), включая кухарку. А что это за хмыри с ошейниками шныряют по его дому?
- И барона Пампу никто не убивал.
-И то, что Киру приказал убить Арата Горбатый - тоже вздор.
В общем, можно много возмущаться тем, что фильм снят уж очень "по мотивам". А впрочем, "Хоббита" тоже сняли не совсем близко к тексту, чего уж тут удивляться. И все привыкли, не возмущаются.

      А самое главное - это то, что у героев нет миссии. Или есть, но запрятана так далеко, что её и не видно неискушённому зрителю. Без миссии же всё это размешивание дерьма с кровью выглядит каким-то садизмом.  Этакое садо-мазо на три часа экранного времени. Наслаждение грязью и причудливо развешанными мёртвыми собаками, колбасами, цепями, зайцами, людьми.

    А в "оригинале" миссия прочитывалась ясно. Земляне, Люди Цивилизации были тайно заброшены в Арканар для того, чтобы подтолкнуть там прогресс. Чтоб он чуть быстрее полз по их болотистым лесам и дорогам. Естественно, это были подготовленные профессионалы с высокой мотивацией. Потом этих людей Стругацкие так и назвали прогрессорами. Их труд, незаметный со стороны был рассчитан на десятилетия. Отправляясь на "средневековую планету", земляне сознательно шли на то, что им придётся годами напряжённо работать, придётся рисковать, но результатов своей работы они так и не дождутся. Эта работа скажется только спустя несколько поколений. В этом и был их подвиг.

     Теперь посмотрим на землян в фильме. Кто они, откуда и с какой целью пришли? Теоретики, пишущие диссертации на богатом местном материале. Одичавшие склочники. А ещё трактор у них был какой-то совсем уж "срендевекового " типа. Тоже весь в дерьме. И это люди Цивилизации? Добил же меня сын Кондора, который кричал Румате:
-На Земле тебя в психушку, на Земле тебя в тюрьму!
Оказывается на Земле остались и такие "экзотические" учреждения. Так из какой же "цивилизации" прилетели согласно фильму земляне? Из периода застоя? Хороши герои.

      Иногда мне хотелось поспорить с авторами:
-Да зачем же это делать в тайне? Неужели нельзя было спуститься со звёзд в рёве и славе?
Наверное, нельзя было. Чтоб не пугать диких средневековых жителей Арканара, чтоб не давить на них. Они сами потихоньку должны были додуматься до того,чтобы стать людьми.Только то, до чего человек додумался сам - прочно.
     Румата в романе спасает. Переправляет многих и многих умников куда-то за моря и леса, подальше от агрессивной серости. А кого он спас в фильме? Доктора Будаха? Этого толстого зассанца (по фильму), который выйдя из пыточных подвалов что-то деловито жрёт. И никакого страдания не отпечаталось на его лице, да и мыслей немного. Румата его спас, он же его и презирает.

     А где ж остальные умники, которых дон  Румата должен был спасти, и многих (по книге) всё-таки уберёг? Где? Висят, повешены. И дон Румата о чём-то важно разговаривает с мёртвыми.
-А вообще, может нам поэта перевесить?
Такой вот спаситель, который ходит, отрубает уши, выкручивает носы и плюётся.

     Кстати говорят в фильме герои нарочито невнятно, неразборчиво.  Зачем? Первая версия - для того. чтоб держать зрителя в напряжении все три часа. Чтоб он напряжённо вслушивался, боясь пропустить слово. Чтоб думал, а что же сказал тот иди иной герой. Чтоб в итоге у него голова распухла от этого прислушивания.Такой легчайший садизм в отношении зрителя.

    И версия вторая. Слова в фильме не важны вовсе. Важна фактура. Эти вот объедки, валяющиеся повсюду,оскаленные головы мёртвых собак, коровьи черепа, виселицы и люди, непонятно зачем снующие туда-сюда. Вы заметили, что труда в фильме нет. Никакого. Нет ни пахарей, ни кузнецов, ни моряков. Только люди-скоты, движения которых никак не мотивированы. Даже хуже, чем скоты. Потому что животные всё же ходят куда-то и зачем-то. А эти перемещаются, создавая причудливую и не сказать чтоб некрасивую фактуру. Красивую, сделанную мастерски. Но это красота стёклышек в говённом калейдоскопе.

      Про Киру, ту, которая в фильме, даже говорить не хочется. Особенно умилила одна деталь, придуманная мэтрами. Вот этот железный пояс целомудрия. Как его бросился вскрывать ломом какой-то холуёк дона Руматы. Не тратя даже лишних слов. Блеск.

      Дон Румата (по книге) сорвался. Не стал богом, не смог преодолеть человеческого в себе. Он обнажил меч против тех, кого обязан был вести, защищать, просвещать. Против тех, кого обязан был любить божеской, вселенской, всепрощающей любовью. Любить этих грязных, невежественных и жестоких средневековых людей. Любить в  том числе и потому, что предки землян и его собственные предки были такими же. Он не выдержал. И для него это был крах, провал миссии. После такого - только на Землю. И таких провалов среди прогрессоров было немало. Потому что быть богом невероятно трудно.

     Теперь посмотрим на дона Румату в фильме.
-А вот как хорошо я научился убивать.
Хорошо. Долго тыкал мечом в дона Рэбу, пока не обнаружил "где ж у спрута сердце". И возвращаться на Землю не собирается. А зачем ему? Тут он бог, а там - в психушку. И опять наш дон слегка процветает. Едет на коне куда-то во главе небольшого отряда. Плеваться перестал. Он что, стал королём? Новым, так сказать "сердцем спрута". Вполне может быть.

       А самая суть, весь "сусел-смысел" данного фильма вот в чём. В такой вот сцене. Сидит раб на цепи с трёх лет. Дон Румата его освободил. Так, по собственной прихоти. Ему говорили:
-Не освобождай, он сдохнет на воле.
И точно. Раб умер, пробежав несколько шагов на свободе.
И подтверждение той же мысли чуть позже.
-А вы что колодки-то не снимаете? Ведь можно.

Отсюда вывод - рабство вечно. Простенький такой вывод. Рабство вечно, как вечна грязь,  дерьмо и объедки под ногами. В общем, прилагая некоторые усилия дон Румата заставил кого-то поверить в то, что "рыбы любят молоко". Нас же бедных более изощрёнными методами пытаются убедить в том, что "рабство вечно". Но ведь рыбы-то молока не любят.
    
Tags: размышления, творчество
Subscribe

  • Чум летний и чум зимний.

    Эти фото были сделаны ещё осенью. Тогда в Центре традиционной культуры Среднего Урала была выставка, посвящённая народам Севера. В выставочный зал…

  • Ещё одна фотка.

    Опять мы ездили на мастер-класс в Тагил. Делали со второклассниками цветочки и кораблики. Как же всё-таки хорошо после всей нашей дистанционки…

  • Про нас сняли небольшой фильм.

    К юбилею нашего СЮТа про нас сняли небольшой фильм.

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments