Сначала про деревню расскажу, а потом уж про рыбалку и всё остальное.

Вот это и есть та самая деревня Мартьяново Шалинского района, куда мы ездили на рыбалку. Как там у Пушкина.
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок...
Нам скучать в деревне не приходилось, но менее прелестным уголком она от этого не стала.
До поездки сюда я думал, что Мартьяново - это такая деревушка в три двора в самой глухомани. Что там люди почти не живут и половина домов заброшены. Всё оказалось совсем не так. К деревне подходит довольно хорошая асфальтированная дорога, в ней есть магазин и часовня.

И ещё в Мартьяново очень чисто.

Соседство с красивейшей рекой Урала как бы намекает людям, что мусорить здесь не стоит. Можно выйти прямо на крыльцо и полюбоваться могучими слоистыми скалами на берегу Чусовой.
Это камень Худой.

Самый же известный из мартьяновских камней - Переволочный. Его мы не видели. Мы расположились выше деревни по течению Чусовой, а камень находится ниже.

Конечно в деревне ещё остались заброшенные и разрушающиеся дома, но в целом она переживает некое возрождение.

Красивейшие места привлекают дачников. Откуда они приезжают сюда? Рискну предположить, что отовсюду. Из Шали , из Первоуральска, из Екатеринбурга. Многим хочется жить в красивом месте. Людей не смущает солидное расстояние отсюда до центров цивилизации. Например, от Первоуральска около семидесяти километров, а от Екатеринбурга более ста. Иметь дачу за сто километров от дома сегодня считается вполне естественным.
Вот люди и строятся.


Только вот часовню так пока и не достроили. На ней висит призыв:"Православные, помогите достроить часовню". Но похоже дело осталось за малым. Скоро достроят.


А кто-то, вероятно рассчитывая на бешеный спрос на местную недвижимость, построил здесь дома. Добротно строили, с выдумкой, с резными балясинками.

Со стильными лесенками, ведущими к реке.

Но спрос пока не оправдывает ожиданий. И новые дома стоят пустыми.

А здесь успели построить только основание будущего дома.

Мартьяново - деревня старинная. В демидовские времена здесь, как и во многих местах по Чусовой строили барки для сплава. Если раньше деревня была приписана к Невьянскому заводу, значит Великий Железный путь из наших мест заходил и сюда. Напомню, что в демидовские времена продукцию уральских горных заводов, железо и медь, везли на лошадях до реки Чусовой. Везли по этому самому железному пути, благо он был втрое короче, чем существующая сейчас дорога.

И практически во всех деревнях по Чусовой были пристани и склады.Здесь же строили барки, чтоб по высокой вешней воде сплавить груз до Перми. Барки были одноразовыми, строились на один рейс. Для плавания по Каме и Волге они уже не подходили. Поэтому в Перми их продавали на дрова. Это продолжалось со времени постройки первых уральских заводов в начале 18 века до тех самых пор, когда в 1878-м году построили первую в наших краях железную дорогу, то есть более ста семидесяти лет.

В 1912-м году в Мартьяново побывал фотограф Прокудин-Горский. Он прошёл всю Чусовую до самого устья. Это его снимок.Так выглядело Мартьяново сто два года назад. Сегодня выглядит примерно так же. Кажется, что деревня за эти годы не стала ни больше, ни меньше.

А это два крайних к скалам дома.Фото Прокудина-Горского 1912-й год.

Следы демидовского судостроения видны в наше время невооружённым глазом. Это обширные поля, которые окружают деревню. За эти годы лес вокруг деревни основательно повырубили на корабли и на древесный уголь, без которого металлургия предков была невозможна.

Кстати у самой воды домов нет. Все они построены довольно далеко. Это потому, что Чусовая весной или во время дождей очень сильно разливается. Уровень реки становится значительно выше. Поэтому и не строят люди на реке никаких плотиков или мостков для стирки белья. Во время паводка их снесёт. А если строят, временные и хлипкие.
Обратите внимание на глубину реки в этом месте. Псу по колено.


По причине непредсказуемого нрава реки нет здесь и крепкого моста через неё. Если построить деревянный мост - снесёт, а строить бетонный для такой небольшой деревни слишком накладно. Поэтому люди здесь пользуются подвесным мостом. Его-то не снесёт.

Ходить по нему удовольствие небольшое. Тонкие доски, проволоки, щели.

Вид с моста вниз. Иногда. если всматриваться в воду, можно заметить рыбок, плавающих возле травы.

А для того, чтоб у кого-нибудь не возникло искушения провести по нему мотоцикл, повешен знак. Человека с велосипедом эта конструкция ещё выдержит, а с мотоциклом - вряд ли.

К тому же мост очень сильно раскачивается при ходьбе. Нам было страшно. А местные жители ходят по нему совершенно спокойно. Аля решила посмотреть на это чудо с берега.

А я иду и держусь за тросы. Не могу я идти так лихо, как местные.

Если пешеходы ещё могут худо-бедно перебраться на ту сторону, то как же быть автомобилистам.
-А они переезжают реку вброд - сказал нам мужчина, который перевозил своих гостей на моторке на другой берег.
Вот они садятся в лодочку.

А тут он плывёт назад.

Как происходит переправа через Чусовую, мы тоже увидели. Правда уровень воды сегодня был высоковат для обыкновенной машины. Но для "плавающего" русского трактора форсировать Чусовую было нетрудно.


И вот уже, торжествующе отряхиваясь от воды, трактор вылез на косогор.

А ещё есть одно место в деревне, где рыбалка смертельно опасна. Не верите?

Думаете, здесь водятся пираньи? Нет. Просто провода спускаются низко к реке и их можно задеть удочкой. Материал, из которого сделаны удилища, электропроводен. Так что не зря здесь повесили этот грозный плакатик. Видимо не одного уже рыбака здесь ударило током.

Хотелось бы ещё отметить очень добрых и приветливых людей, живущих в Мартьяново. Каждый, кого мы встречали по дороге, обязательно здоровался с нами. А в одном доме нас даже приглашали зайти попить чаю.

Journal information