На самом берегу Камы между Строгановским дворцом и колокольней лежат огромные плоские камни с отверстиями. Когда я впервые увидел их, я подумал, а что это. Откуда это? Зачем это? В прошлом году, насколько я помню, этих камней здесь не было.
А теперь они лежат под стенами разрушенных купеческих складов, три камня с отверстиями, явно проделанными человеческими руками. Каждый камень весит, наверное, полтонны. Увидев их, я подумал, что это подставки для крестов. Вставишь в такое отверстие деревянный крест и никакой ветер его уже не повалит. Перевернуть столь тяжёлый камень трудно.


Но потом мне сказали, для чего использовались эти огромные плоские камни. Оказывается это якоря. Например для барж,на которых возили соль.
Камень с дыркой, который можно найти на берегу моря называется почему-то куриный бог. Но те крошечные камушки, которые находят в море - это жалкие "божки" в сравнении с камскими просверленными глыбами.

В отверстие продевался канат, и этим канатом с помощью ворота и блоков якорь втягивали на палубу баржи. Саму же баржу нагружали здесь кулями с солью и отправляли куда-нибудь в центральную Россию.

Наверное, эти якоря подняли со дна Камы. Углубляли дно, да и зацепили ковшом. Со дна рек иногда поднимают удивительные вещи. Кости мамонта, которые хранятся в музее Майкора, были добыты именно таким способом.

Есть в этих камнях что-то архаическое. Они кажутся вышедшими из совершенно седой старины вроде Древней Греции или даже Египта. Ведь первые якоря, появившиеся у людей тысячи лет назад на заре мореплавания были именно такими. Хотя на самом деле относятся эти якоря скорее всего к веку девятнадцатому. Ведь судя по размерам они предназначались для довольно крупных судов, которых в седой древности на Каме не было. Столь крупные баржи были под силу только паровому буксиру. На стругах Ермака представить такие якоря просто невозможно. А каменными их сделали просто из экономии, железные были бы куда дороже.
Лежали скорее всего эти камни на палубе баржи. Постепенно баржа обветшала. Её поставили на прикол возле усольской пристани и забыли о ней. А когда доски палубы сгнили совсем, то каменные якоря просто булькнули в воду. Упали на дно, где и лежали лет сто или больше, пока их не подняли на свет Божий. И теперь они стали необычным экспонатом местного музея.
Ещё год пройдёт и к ним табличку присобачат. Чтоб, увидев эти глыбы, никто уже не гадал, что это такое.

Journal information