Ещё о Чердыни
Часть вторая.
Часть третья.
О том, что где-то там есть Чердынь, я узнал довольно рано. Ещё в детстве. Отец мой рассказывал мне, как он, учась в первом классе, пересказывал рассказ Мамина-Сибиряка про Музгарку.Стоит он у доски и говорит:
-А Музгарка хвать медведя за жопу.
Естественно, ему за грубое слово записали в дневник замечание. А бабушка, увидев это замечание, сказала так:
-Слава, не говори "за жопу", а говори "за задничу".
А где он жил, Музгарка-то? Где-то за Чердынью.
Вот так я и узнал, что на свете есть такой город Чердынь.

А потом уже я прочитал где-то, что Чердынь - самый старинный и самый маленький город Урала. Что там был кремль и осталась куча всего старинного и интересного. И захотелось мне увидеть этот удивительный город. Но дороги не было. В детстве я вообще никуда кроме Москвы не ездил.
Увидел я Чердынь только в армии. Служил я В Ныробе, во внутренних войсках. И вот однажды поехали мы с моим начальником в Пермь в командировку. Туда улетели на самолёте, а обратно пришлось добираться на перекладных. Вероятно погода была нелётная. Сначала до Соликамска на поезде. Потом по реке на катере до Рябинино. А оттуда уже на автобусе в Чердынь. Дорога из Рябинино в Чердынь была тогда единственным кусочком асфальта на весь огромный Чердынский район. На всю территорию от Камы до Печоры всего 18 километров асфальта.
И вот я в Чердыни. На автовокзале. Вот на этом. Только тогда в 1987-м году буквы на нём ещё стояли вертикально. Нам нужно было подождать другого автобуса и ехать на нём дальше.

Начальник мой майор Бондин Вячеслав Николаевич дал мне свёрнутый советский рубль.
-Иди чего-нибудь съешь.
И показал мне, где тут столовая, махнув рукой вдоль улицы. Я шёл по старинному городу, разглядывал красивые купеческие дома и церкви. И вдруг замер. Где-то далеко, над рекой и лесом я увидел в небе голубоватый "зуб" Полюдова камня.
Как же хорошо жить в такой красоте - подумал я тогда.

Второй раз я попал туда только лет пятнадцать спустя. Аля со своей тётей Розой из Петербурга, я и Санька поехали в Чердынь из Березников на автобусе. Ходили и любовались. Зашли в монастырь просто воды попить и там один седой и босой монах показал нам свой храм и проводил на колокольню, откуда были видны все окрестности.
К сожалению тогда я был или глуп, или ленив. И имея в кармане фотоаппарат, сделал только четыре или пять снимков. Впрочем я об этом уже говорил, когда рассказывал про шахту. Хотя фотоаппарат у меня тогда был плёночный. Тридцать шесть кадров на всё - про всё.

Это мы в Чердыни. Я, Санька и тётя Роза. Аля нас фотографировала.

И вот мы едем в Чердынь в третий раз. Сын с нами не поехал. Он теперь взрослый, ему как-то не очень интересны всякие старинные дома, музеи и церкви.
Зато 18 километров асфальта на весь край окончательно ушли в прошлое. И теперь из Соликамска в Чердынь очень хорошая дорога.

И вот мы в Чердыни.

Мелькают по сторонам те самые затейливые купеческие дома.

Теперь на них есть таблички, говорящие. что это памятник архитектуры.

А чем же торговали древние жители небольшого уездного города? С чего так разбогатели?

Они торговали с Печорой. Отсюда до берегов этой реки всего девяносто километров. А что же есть такого на Печоре, чего нет здесь, в краях пермских? Печора - самая близкая к Уралу река, в которой водится сёмга и сиг. Вот за рыбой-то и гоняли свои обозы чердынские купцы. С Печоры везли рыбу, а обратно муку и промышленные товары, необходимые жителям Севера. Путь из Чердынских краёв на Печору был так важен, что при матушке-Екатерине здесь был даже прорыт канал.
А мы тем временем приехали в самый центр Чердыни. Я уже говорил, что сегодняшняя Чердынь - это формирующийся туристский центр. Поэтому сейчас здесь проводится большая работа по благоустройству. В прошлый наш приезд этой часовни ещё не было. Её восстановили не так давно.

Владельцы этих двух домов, наверное, были близко знакомы, если один дом построили впритык к другому, только один был гораздо богаче, а другой беднее. Оба эти дома явно купеческие. На первых этажах лавки, на вторых- жильё.

В Чердыни много разных штучек, сделанных специально для туристов. Например, вот этот указатель. Конечно, если ехать современными дорогами, то путь до Тобольска будет гораздо длиннее. Это нужно ехать до Перми, потом до Екатеринбурга, Тюмени, а потом уж до самого Тобольска. А раньше путь в Сибирь пролегал именно по этим местам. Ездить южнее было небезопасно, могли напасть башкиры или татары. И только к началу горнозаводской эпохи на Урале башкирская опасность миновала и главный путь в Сибирь сместили к югу. Так Чердынь перестала быть перекрёстком важнейших дорог государства и стала городом на отшибе. Точно также, как и Верхотурье.


Почти на каждом шагу в центре встречаются вот такие щиты, где для туристов написано о городе. Мне кажется, что в Чердыни необходимо рисовать на асфальте красные линии, соединяющие разные достопримечательные места, как в Екатеринбурге. Чтобы туристы ни одного не пропустили.

В Чердыни кто только не был. Бывал тут Мамин-Сибиряк и его герои, бывал Ворошилов. Был даже Робинзон Крузо. Правда-правда. Робинзон, уехав с острова, где он сиднем сидел 28 лет, поехал путешествовать. Занесла его нелёгкая в Китай. А оттуда он двинул через Россию в Европу. Забайкалье, Сибирь. Потом Тобольск, Соликамск и Чердынь. Об этом написано во второй части "Робинзона Крузо".
Даниэль Дефо, автор Робинзона, был кем-то вроде руководителя английской разведки. Разведка тогда не разделялась на военную и экономическую. Поэтому её шеф должен был знать все торговые пути в важных для Англии и её купцов странах. Дефо эти пути знал, поэтому и отправил по ним своего героя. Только вот название Чердыни в книге переврали. Написали Озомы. Но в сноске указано, что вероятнее всего это Чердынь. Соликамск же в книге о Робинзоне назван правильно.
Благоустройство в центре Чердыни идёт полным ходом. Кучи песка, наверное скоро станут дорожками. А большая красная буква "Т" - это туалет. Хоть и "деревенского типа", но вполне чистый.

На этом позвольте прервать мой рассказ о самом древнем и самом маленьком городе Урала. Завтра продолжу.
P.S. А Бондин Вячеслав Николаевич мой двоюродный брат!