Начало здесь.
Как говорил мне однажды кто-то, есть в мире всего четыре города, которые лежат на семи холмах. Это Москва, Рим, Сан-Франциско и Чердынь. А мне подумалось, что все эти города кроме Чердыни лежали на семи холмах раньше, когда были гораздо меньше. А к 21-му века города эти разрослись, стали гигантскими. И растеклись они не на семь холмов, а на семьдесят семь каждый. А Чердынь так и осталась маленькой, осталась на семи холмах.
Самый главный холм Чердыни - вот этот. На нём стоял в незапамятные времена кремль. Как его здесь называют Троицкое городище.
С Троицкого холма видны и другие. Может быть этих холмов и вправду семь. Как раз перед поездкой в Чердынь я прочитал роман Иванова "Сердце Пармы". Там говорилось, что кремль и монастырь стояли на соседних холмах и упоминался монастырский собор Иоанна Богослова, ещё деревянный. Потом его заменили на каменный. Вон он, вдали. Именно на его колокольню поднимались мы в прошлый приезд. А в древности холм кремлёвский и холм монастырский несли на себе бревенчатые стены и были готовы отразить нападение любого врага. Две крепости.
Монастырский храм перестроил и украсил сибирский губернатор князь Гагарин силами пленных шведов. По обету. Но не помог князю ни обет, ни украшенный храм. Казнил его царь Пётр. Не просто казнил, а ещё и сделал так, чтоб ни одного портрета князя не сохранилось. Постарался царь сделать всё, чтоб даже самой памяти об этом вельможе не осталось в обществе и народе. Это было страшным наказанием за сепаратизм. Хотел князь отколоться от своего государя, сам хотел государить в Сибири. Думал, что Россия большая, и если отрезать от неё Сибирь, то царь в Петербурге ничего и почувствует. Пётр почувствовал.
А на самом кремлёвском холме стоит деревянная церковь. Она построена совсем недавно, может быть, воссоздан тот храм, что стоял в кремле раньше. В музее нам сказали, что существуют планы воссоздать и весь кремль. Такой же деревянный, как он был в 16-м веке. Если этот проект удастся, то Чердынский кремль будет вторым кремлём на Урале. После верхотурского, который тоже собираются восстанавливать.
Поднимаемся к храму.
Кстати, если верить Иванову и его роману "Сердце Пармы", то половину чердынского кремля сжёг никто иной, как епископ Иона Великопермский. Икону, на которой он изображён, я как-нибудь тоже выложу.
Вид оттуда замечательный. Колва. Здесь, под Троицкой горой была пристань. Сюда тащили бурлаки бечевой тяжёлые баржи. Затем сюда же стали приходить пароходы. Теперь тихо на реке. Когда прекратился в эти края северный завоз, стали не нужны пристани. А раньше, ещё годах в восьмидесятых весной по большой воде завозили в эти края всё, что только можно. Бензин и гвозди, машины и консервы. Водный транспорт - самый дешёвый, а дорог тогда не было. И когда Колва разливалась, заходили до Чердыни и выше по течению громадные баржи, танкеры и буксиры-толкачи.
Где-то внизу притаились дома.
Отсюда хорошо видно, что холмы Чердыни были высокими. Трудно приходилось тем, кто пытался их штурмовать. Здесь написаны тактические данные Чердынского кремля.
А где-то далеко за рекой и лесом - Полюдов камень.
Конечно же, про Полюдов камень придумали легенду, и не одну. Вот одна из них. Жил на этом камне Полюд-богатырь. Кстати сейчас там живут сотрудники телецентра. И служба у этого богатыря была такая. Как увидит он, что идёт вражья рать, зажигал он на горе огонь, чтоб предупредить людей в Чердыни. Одиннадцать осад выдержала Чердынь. А на двенадцатый раз увидел Полюд силу вражескую несметную. И решил биться сам. И победил.
И устал богатырь, и ушёл спать в пещеру. И спит там до поры. Точно также, как в городе Новоуральске до поры спит "Подземный Сталин". Пока враг не нападёт. А там уж Полюд-богатырь выйдет, покажет врагам силушку богатырскую.
Там на камне есть и след богатыря - большое углубление в камне в виде стопы.
Хотя скорее всего название Полюдов камень произошло от "полюдья". Ходил князь по людям за данью, хвосты лисьи собирал. Потом часть мехов отправлял в Москву царю. И там, на камне, наверное, костёр зажигали. Чтоб все окрестные люди видели, что пришла пора дань платить. Вот, наверное, из-за того и камень назвали Полюдовым.
А приобщиться к силушке богатырской можно не отходя далеко от холма. Здесь стоит вросшее в камень копьё богатыря Полюда и его щит. Здесь же и ещё один след его богатырской подошвы.
И пусть злые языки говорят, что след на камне слишком свежий.
Для того, что сила богатыря Полюда вошла в каждого, нужно встать ногой в этот след, а рукой взяться за копьё. И свистнуть пронзительно. Тогда силы у тебя прибавится, а на свист выбежит из леса богатырский конь. Не знаю, насколько у нас с Алей сил прибыло, но конь так и не появился. Свистеть мы не умеем.
Впрочем, про коня я только что придумал. А всё остальное - про копьё и след - подлинная правда. Так и написано.
А я и сегодня всё не дописал. Продолжение будет.
Journal information