Теперь все кинулись растаскивать по своим блогам архив фотографий Семёна Фридлянда. Не избежал этого и я. Очень уж фотографии хорошие. Фридлянд снимал для известнейших советских журналов. Для "СССР на стройке", для "Огонька", а во время войны был фотокорреспондентом на фронте. У меня в детстве было довольно много номеров "Огонька" как раз за те годы, когда в нём работал Фридлянд. И его работы несомненно попадались мне на глаза, только вот авторством фотографий я тогда не очень интересовался. Что ж с меня было взять тогда? Ребёнок.
И только недавно всплыл почти весь довольно обширный архив фотографий Фридлянда. По хорошей традиции наших времён архив этот тоже обнаружился в США, подобно собранию фото Прокудина-Горского. Ознакомиться с архивом Фридлянда можно на сайте университета в Денвере. Вот здесь. Если фото Прокудина были фотоэнциклопедией жизни в России начала 20-го века, то фото Фридлянда стали такой же энциклопедией для СССР времён середины того же века. Семён Осипович объехал весь Советский Союз. Был везде. От Москвы до самых до окраин. На улицах городов и в цехах заводов, на стройках и на палубах военных кораблей. Его поднимали в воздух на самолёте, чтобы он запечатлел панорамы строительства новых городов. На его снимках города и люди, машины и мелкие детали быта наших предков.
Бывал Фридлянд и в Нижнем Тагиле. На сайте Денверского университета довольно много тагильских фотографий, сделанных в 1954-м году. Например, вот эта. Домны НТМК.
Ещё индустриальные виды.
Есть и цветные снимки.
Но главной задачей фотографа в этот раз было не изображение громыхающего и дымящего железа. Он даже и в цехах-то не был. Хотя в других городах он снимал и механизмы, и рабочих. Фридлянду нужно было снять в Тагиле новый быт, новую жизнь. Поэтому он делал упор не на производство. А на что же?
Вот, например, улица Ленина. Недавно построенные красивые дома. Сталинский классицизм. Чёткость линий и совсем немного архитектурных деталей.
Обратите внимание на то, что в конце улицы красивых новых домов уже нет. Там виднеются деревянные постройки. Впечатление такое, что улица Ленина там и кончается. Наверное, в 54-м году так и было. Широкий проспект кончался именно там. А дальше до самого Горсовета шла узенькая , может быть, даже неасфальтированная улица с трамвайными путями посредине.
К сожалению нет у меня современной фотки этих мест, чтобы можно было сравнить и посмотреть, насколько изменился Тагил за шестьдесят лет. Но когда в следующий раз я приеду в Тагил, то обязательно сделаю такую фотку. Фотка у меня нашлась только с другой стороны. На древнем снимке последний дом по правой стороне.-это тот же самый, на котором сейчас панно. А за домом начинается площадь, на которой стоит памятник Черепановым и театр. В 1954-м году ещё не было ни памятника. ни театра.
Универмаг.Обратите внимание на деревца. Какие они ещё маленькие, на подпорках.
Небольшой скверик перед этим самым универмагом. Машин на дороге не наблюдается вовсе. Только одинокий "москвич" и два велосипеда.
Народ на машинах тогда не ездил. Ездил больше на трамваях. Хотя товарищ Сталин наверняка планировал, что в обозримом будущем у народа автомобили всё ж появятся. Иначе для чего же такие широкие проспекты? Трамвайчики в те годы были интересные. Посмотришь на них и вспомнишь кота Бегемота.
Хотя уже появлялись и новые, рижского производства. Уже с автоматическими дверями. До сего дня не дожили ни те, ни другие.
Люди в те годы могли ходить как вдоль улицы, так и поперёк прямо по проезжей части, не опасаясь быть сбитыми.
Примерно такой вид нового Тагила был достоин украсить обложку журнала. Украсил или нет - этого я не знаю.
А слева в конце улицы как карандашик торчит какое-то крошечное строение. Это копёр шахты "Магнетитовая". На современном снимке он справа от горы Высокой.
А если посмотреть в другую сторону, к вокзалу, то там была стройка. При взгляде на двойной забор, окружающий эту стройку становится понятно, что пленные немцы, которые строили эти дома - не выдумка. Или это были всё же наши русские заключённые? Естественно в картину нового быта, который быстро возникал в социалистическом Тагиле этот пейзаж никак не вписывался. Поэтому Фридлянд сделал только один снимок этой стороны. Дл я архива. Сторону же "парадную" он снимал не менее десяти раз, стараясь "подать" Тагил как можно лучше.
Ещё один "почти подходящий" снимок. Почти потому что здесь видно, что люди на площадках трамвая висят гроздьями.
И ещё один. Не везло Фридлянду с Тагилом. Кадр за кадром делал мастер и не мог поймать нужного, того самого вида города. Да и с погодой не повезло. День был хмурый.
И ещё один снимок. На нём хорошо видно, что "новый быт" занимает совсем небольшую часть города. Остальной же Тагил весь деревянный, деревенский.
И уж конечно фотографу из столицы не было дела ни до каких Лисьих гор, прудов, демидовских дач, господских домов, дореволюционных цехов в стиле модерн и прочей "старорежимной тагильской экзотики". Задания на это ему не давали.
Второй подход к новому быту был удачнее. Величественное здание ДК НТМК. Здесь величие социализма видно невооружённым глазом. А "москвич" тот же самый? Вполне может быть, что именно на нём Фридлянда и возили по Тагилу. И мастер использовал автомобиль, выданный начальством, для создания образа. Если машина есть в кадре, значит на ней кто-то ездит. Если в городе кто-то ездит на машине, значит город живёт неплохо.
Ещё один вид Дворца, уже цветной. Красиво, хоть сейчас на обложку.
Но главные виды Нижнего Тагила, самые яркие и идеологически выверенные, были сняты внутри Дворца. Вот они.
Репетиция. Круглый зал вы конечно узнали. Это тот самый, под куполом ДК. В зале репетируют самодеятельные артисты. Скрипач, пианистка и певица. Естественно, это рабочие-металлурги, которые после смены приходят в этот прекрасный зал заниматься искусством. Тут попадание стопроцентное. Этот снимок говорит читателю о заботе партии и правительства о народе больше, чем сто страниц самых восторженных текстов.
Ещё один снимок. Читальный зал того же Дворца. Молодые рабочие читают. Или играют в шахматы. Каждый из этих людей - это не какое-нибудь там "говорящее орудие труда", "приложение к лопате". Нет. Это творцы новой жизни. Это созидатели.
Ещё один кадр. Изостудия. И картины на стенах на производственную тему. Из непроизводственного - городской пейзаж. Вот он, как раз в центре. Памятник Свердлову в Свердловске. Монумент этот в металле получился на редкость неудачным, кто его видел, тот подтвердит. Но тут на картине, преображённый мастерской рукой художника, даже этот идиотский памятник смотрится вполне гармонично.
И завершает нашу тагильскую фотогалерею вот этот снимок. У него есть несколько вариантов, и все они выложены на сайте университета в Денвере. Снимок конечно постановочный. И несколько вариантов нужны были как раз для того, чтоб потом мастер выбрал лучший из них. Тот, который наиболее полно выражает идею.
Даже дома, поздно вечером люди не лежат бездумно на кровати и не плюют в потолок. Они размышляют над какими-то важными производственными проблемами. Или готовятся к поступлению в институт. Они спорят и делятся друг с другом планами на будущее.
Сейчас по прошествии десятков лет можно сказать, что всё это неправда. Лакировка действительности. Сказать, что предки наши были нисколько не лучше нас. И даже хуже, потому что жизнь у них была куда труднее нашей. Что они все тут на снимках скрытые алкаши в чужих пиджаках, которыми помыкают какие-нибудь коварные партийные функционеры. Но я смотрю на их лица. Они не притворяются. Несмотря на все трудности быта они были созидателями. В их жизни был смысл. Можем ли мы сейчас сказать о своей жизни то же?
Journal information