guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Мурзинка самоцветная. Часть вторая.

Начало здесь.
    Долго я , наверное, буду с этой Мурзинкой упражняться. Времени мало, пишу понемножку. Вчера успел написать только чуть-чуть. Женя-то уже всё выложила. А когда я закончу - не ведаю.

Мурзинка самоцветная.

     В общем, продолжаю. Подпись на памятнике, о котором я говорил,  принадлежала Дмитрию Тумашеву. Тому самому, который открыл на Урале первый железоделательный завод. А завод тот, как предполагают, был в наших краях, в Рудянке. И было это ещё до Демидовых.  Именно Дмитрий с братом и открыл самоцветы в Мурзинке.

Мурзинка самоцветная.

Кстати раньше люди говорили не "самоцвет", а "самосвет". Камушек, который сам светится. Светится так, будто в нём зажгли огонёк.

Мурзинка самоцветная.

    В петровскую эпоху о мурзинских самоцветах почти забыли. Не до того было. Нужно было железо, медь, а камушки - это так, пустая забава. Зато в пору правления женщин -Елизаветы и Екатерины - вспомнили снова. И направили на Урал мастеров итальянцев братьев Тоттори. В честь их одну из копей Мурзинки назвали Тальян, а камни , добытые там называли тальяшками.
      А мы, пока нам это рассказывают смотрим на картины тагильского художника Виталия Бухнера. А я вспоминаю, что Бухнер был соседом моего двоюродного дяди Семёна Михайловича Старостина. Они, оба художники, занимали одну мастерскую в помещении художественного фонда.

Мурзинка самоцветная.

Камни, камни. Не понимал я тягу людей к камню. Он мне казался всегда безжизненным и холодным. Мне было ближе дерево. А иногда посмотришь на камень - красота.

Мурзинка самоцветная.

В этом же зале кроме камня выставлены и преметы быта наших предков.

Мурзинка самоцветная.

Часы, на которых написана вся их "история". На обороте написано:"Куплены в Ирбите на ярмарке у мастера Мозера". И дата - тысяча восемьсот девяносто...дальше не помню.

Мурзинка самоцветная.

А мы лезем по лестнице вверх на второй этаж.

Мурзинка самоцветная.

Вид сверху.
Мурзинка самоцветная.

    Второй этаж по словам экскурсовода "образовался" так. В тридцатые годы Сретенскую церковь отобрали у верующих и хотели снести. Но председатель местного сельсовета написал в Москву, чтоб не сносили. Оттуда милостиво дозволили храм не разрушать. Только распорядились купола срубить. Оставшееся же помещение отдали председателю под клуб. Установили балки, настелили потолок, а под потолком установили кинопроектор. А полукруглые  своды церковные стали чердаком.

Мурзинка самоцветная.

     Отопление было в те времена печное и копоть оседала на сводах. Когда в 1992-м году в здании музея проводились реставрационные работы, то всю копоть смыли и открылись старинные росписи. Лишь один чёрный прямоугольник, нарочно оставленный реставраторами напоминает нам о той копоти, что была здесь раньше. Вероятно именно тогда в 1992-м году второй этаж перестал быть чердаком и на нём разместилась большая часть экспонатов.

Мурзинка самоцветная.

Здесь тоже камни и фотографии.

Мурзинка самоцветная.

Фото гранильщиков Екатеринбургской фабрики. Она кстати находилась прямо на Плотинке, в самом центре города. Подмастерье крутит ручку привода, вращает тяжеленнейший шкив. А от него идёт длинный ремень на другой шкив, крохотный. Этим создавалась огромная скорость вращения диска, за которым работал мастер. А мастер на диске шлифовал грани камня.

Мурзинка самоцветная.

А это уже местный горщик за своим станком. Этот станок потом был передан в музей.

Мурзинка самоцветная.

   Вот он, тот самый гранильный станок. Тут видно, что станок разделён надвое. Одна часть - это ручка, а под ней тяжёлый шкив-маховик. Другая часть - это  тот самый диск, на котором гранили. Диск насажен на вал. На том же валу ещё один шкив. Шкив, который под ручкой и шкив под диском соединял ремень. Крутишь ручку - вращается диск. Всё просто.
      В руках экскурсовода квадрант. Вообще-то квадрант - это астрономический инструмент для измерения углов. Нужно узнать угол, под которым находится звезда - использовали квадрант.  Здесь же это приспособление использовалось для того, чтобы прижимать обтачиваемый камень к диску под определённым углом. И если нужно, то изменить этот угол.


Мурзинка самоцветная.

    Диск и квадрант. На диск сыпали, а может приклеивали мельчайшие кристаллики корунда. Это был абразив. А камень приклеивали к квадранту сургучом. В ящик наливали воду. И обтачивали камень-самоцвет. Одну грань, вторую третью. И так все пятьдесят три грани. Или пятьдесят семь, не помню точно. Скорее всего на этом станке работали вдвоём. Один человек вращал ручку, другой работал с квадрантом.

Мурзинка самоцветная.

Под станком видна вся его нехитрая механика. Шкивы есть,  а ремень давно уже рассохся и рассыпался в труху. Вот на таком примитивном с виду оборудовании и работали местные огранщики. Работали и добивались блеска и игры самоцветных камней, которые потом шли на серьги, перстни, а может быть, даже и на короны  разных "сильных мира сего".

Мурзинка самоцветная.

     Как говорит нам книга "Предания и легенды Урала", старатели часть добытых камушков жертвовали на оклад иконы Прасковьи Великомученицы, которая находилась в этой же церкви. Куда он делся после конфискации - об этом легенды молчат. Изображение Преподобной Параскевы расчистили реставраторы, а всю поистине огромную массу драгоценных вкладов, которые делали старатели в эту церковь уже к сожалению не вернуть.

IMG_4545.JPG

Здесь же колодец. Такие колодцы строили старатели над шахтами. Тут они спускались под землю, иногда на десятки метров вглубь. Отсюда же в кованых бадьях поднимали наверх земельное богатство.  Кованые бадьи крепче, выдержат тяжесть породы.

Мурзинка самоцветная.

Тут же, у колодца совмещено "мистическое и капиталистическое". Полоз-хранитель подземных богатств и бутыль водки (муляж). Какой-нибудь шустрый перекупщик всегда отирался возле старателей с водкой наготове. Найдёт кто камень, он сразу туда.
-Продай за водку.
Если старатель настоящей цены камня не знал или просто маялся с похмелья, то у такого "капиталиста" вполне могло и получиться разжиться ценным камушком подешёвке.

IMG_4515.JPG

А если кто из наших устал, то они отдыхают на скамеечке или на ступеньках под самым куполом. Набираются светлых энергий по словам экскурсовода.

Мурзинка самоцветная.

Остальные рассматривают витрины.
Мурзинка самоцветная.

С помощью этого экспоната нам должно стать понятно, как там в земле растут камни. Нам много объясняли про камни и их рост, но я ничего не понял. Зато запомнил, что такая штука называется жеода.

Мурзинка самоцветная.

Кристаллы в породе.

Мурзинка самоцветная.

К сожалению я не знаю, как они называются. Не укладываются у меня в голове названия всяких каменных чудес. Наверное, душой я не уралец. Настоящий бы уралец все эти морионы и демантоиды знал бы наизусть. А я...

Мурзинка самоцветная.

Зато я знаю, что это такое. Это пневматический отбойный молоток, только без наконечника.

Мурзинка самоцветная.

Самые ценные экспонаты нам подсвечивают фонарём.  В свете фонаря они сверкают, переливаясь всеми цветами радуги.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

Ещё один зал.

Мурзинка самоцветная.

      В нём находится вот такой огромный чёрный кристалл мориона. Его называют Чёрной Мадонной. Вообще-то Чёрные Мадонны - это иконы или статуи Богоматери с чёрными лицами. С лицами, почерневшими от грехов человеческих. А тут кристалл. Почему его тк назвали? Однажды один гость из Москвы, приехав в музей, первым делом спросил:
-А где тут Чёрная Мадонна?
Работники музея ни сном, ни духом ни о какой Мадонне. И говорят ему:
-Нет тут никакой Мадонны.
А москвич, увидев кристалл, упал перед ним на колени и поцеловал. Говорят, что этот камень обладает целительной силой.

Мурзинка самоцветная.

     После опубликования в центральных газетах статьи о музее Зверев стал знаменит. Ему писали письма со всех концов Советского Союза и из-за границы. Одно письмо пришло из Венгрии. Там был написано: "Ивану Ивановичу Звереву, СССР, село Мурзинка где-то на Урале". А одна безнадёжно больная  женщина написала ему письмо с просьбой найти камень, который был бы способен помочь от рака. Это ведь страшно, когда не на что надеяться кроме камня. Камень в качестве последней надежды, последней зацепки за жизнь. И что он ей мог ответить.
       А это письмо из "большого" музея минералогии своему "меньшему брату", музею провинциальному.

Мурзинка самоцветная.

  А ниже я выложу несколько снимков камней. Был бы я специалистом, рассказал бы о каждом. Вдохновенно и со знанием дела. Но я не специалист. Поэтому просто смотрите.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

А кого-то красота камня уже утомила. Кукла интереснее.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.


Мурзинка самоцветная.

А это картина Геннадия Горелова "Грёзы". Вон она, в центре зала.

Мурзинка самоцветная.

Мурзинка самоцветная.

   Картина ближе. В восьмидесятых годах мурзинский музей стал частью нижнетагильского музея-заповедника. Поэтому над украшением музея трудились специалисты-музейщики и живописцы из Нижнего Тагила. Например, Эльвира Раисовна Меркушева. Именно она формировала экспозицию музея. Я её помню, потому что примерно тогда же в начале девяностых начинал заниматься берестой и консультировался с ней, как со специалистом. Помню, спрашивал, а как же делали туески в старое время. И даже в мастерской Горелова один раз был. Как же давно это было. Теперь и не верится.

Мурзинка самоцветная.

Камни уже обточенные и отшлифованные. Только нет среди них огранённых аметистов, турмалинов, демантоидов, рубинов. Хотя и эти камни добывали в Мурзинке. Говорят, что музей грабили два раза. Поэтому всё, что представляет собой большую ценность давно уже увезли в Тагил и выставили там. Туда-то воры не сунутся.


Мурзинка самоцветная.

Самородная медь.

Мурзинка самоцветная.

И пирит - "золото дураков". Мы все в детстве находили среди камней небольшие блестящие "золотинки". Отец мне тогда объяснил, что это не золото, а обманка. Но я не знал, что она бывает таких размеров. Это ещё не самый крупный кусок. Рядом лежит ещё один, в четыре раза крупнее. Но я не нашёл фотку с ним.

Мурзинка самоцветная.

А это "золото умных", то есть золото настоящее. Крошечный блестящий кусочек в породе.


Мурзинка самоцветная.

На этом вторую часть я и закончу.
 
Мурзинка самоцветная.
Tags: Семейный клуб "Кедр", музей, родина
Subscribe

  • Ещё одна фотка.

    Опять мы ездили на мастер-класс в Тагил. Делали со второклассниками цветочки и кораблики. Как же всё-таки хорошо после всей нашей дистанционки…

  • Радость моя.

    Недавно закончился Седьмой Всероссийский конкурс мастеров народных промыслов "Урал Мастеровой" в Челябинске. Для меня он закончился…

  • Тагил и Рудянка сверху.

    Нашёл тут в Интернете две фотки. Нижний Тагил и Рудянка сверху. Очень непривычный вид. Хотя при взгляде на Тагил всё узнаваемо. Мощное здание…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments