Узнав, где расположен музей, я прямо с ярмарки в русской рубахе, в полосатом кушаке пошёл по улице Советской из центра в район мотозавода. Город Ирбит разделён железной дорогой на историческую часть, где проводились ярмарки и современную, где находится мотозавод. И вот я у ворот музея.

Музей находится на первом этаже четырёхэтажного здания, что справа. По адресу улица Советская 100. Во всех этих зданиях у самого мотозавода раньше сидели разные заводские служащие. Бухгалтеры, экономисты, инженеры, проектировщики, начальство, завком, профком, художественная мастерская. Короче всё было примерно как на нашем Зиле. И музей был тоже заводской. Теперь же тут располагаются магазины, кафе, банки и ещё Бог весть что. А музей из заводского стал государственным. На нём так и написано "Ирбитский государственный музей мотоциклов".
А это бывшие административные здания мотозавода.

Захожу. Билет стоит пятьдесят рублей и ещё сто - право на фотосъёмку. Почему это почётное право стоит вдвое больше билета, я не понял. Вероятно потому, что много ныне развелось людей с фотоаппаратами. Причём сто рублей берут со всех, независимо от количества сделанных кадров. С тех, кто сфотографировал ребёнка верхом на "разрешённом" мотоцикле, и с тех, кто подобно мне сделал больше сотни снимков. "Разрешённых" мотоциклов кстати только два - "Хонда " и "Волк". На них есть специальные таблички: "На этом мотоцикле разрешено фотографироваться".

Посетителей сегодня довольно много. Оно и понятно - ярмарка ж в Ирбите. С разных мест люди приехали.

Можно было нанять экскурсовода, а я пристроился к этой группе. Потому что взял я с собой только двести рублей и большую часть из них уже потратил. Экскурсовод - вон тот седой мужчина в синей рубашке и чёрной жилетке. Наверное, я намозолил всем экскурсантам глаза своей русской рубахой и тем, что везде лез со своим фотоаппаратом. И мне ненавязчиво намекнули, что они-то за экскурсовода заплатили, а я по какому праву тут отираюсь. Типа, дармоедов терпеть они тут не намерены. От группы я отстал, но успел всё же послушать кое-что про Ирбитский мотозавод и его историю.

В конце тридцатых годов Красной армии понадобились мотоциклы. Причём мотоциклы тяжёлые. Лёгкие мотоциклы в то время советская промышленность уже выпускала, а тяжёлых не было. Генералы наши предполагали, что война будет маневренной, поэтому транспорт понадобится самый разный. И вот решили велосипед не изобретать, а закупили несколько мотоциклов в Германии, разобрали их по винтику и начали делать такие же. Поняв, как у них там всё устроено, организовали завод и конструкторское бюро при нём. Был этот завод в Москве.
Вот этот мотоцикл БМВ и был прародителем всех советских тяжёлых мотоциклов.

Или этот, серый. Тоже БМВ, уже с приводом на колесо коляски. Впрочем, оба они очень похожи. Как друг на друга, так и на наш "Урал". Впрочем экскурсовод упомянул, что на этом сером мотоцикле немцы воевали в Африке. В связи с этим тут явно не хватает портрета Эрвина Роммеля, Лиса пустыни.

Я старался фотографировать и таблички возле каждого экспоната. Эта стояла у чёрного БМВ. Надо же, мощность тяжёлого мотоцикла в то время была всего лишь 22 лошадиных силы. Очень многие из выставленных здесь экспонатов являются уникальными, о чём и напоминают нам надписи на табличках.

А это первый наш отечественный тяжёлый мотоцикл М-72, сделанный на основе немецкого. Немецкий назывался Р-71, а наш М-72. Его начали выпускать в Москве сразу для военных целей. Поэтому на коляску было прикручено крепление для пулемёта Дегтярёва, а сбоку ставились ящички для патронов.

Началась война и скоро оставаться мотозаводу в Москве стало опасно. Его начали бомбить. Поэтому было решено перевезти завод на Урал. Местом для размещения завода выбрали Ирбит потому, что здесь уже был механический завод, выпускавший автоприцепы. И вот в цеха бывшего пивзавода вывезли из Москвы станки, оборудование и уже выпущенные комплектующие. Из них начали собирать первые мотоциклы. Рабочих-москвичей размещали в домах местных жителей. Кто-то из них писал в дневнике, что уральцы встретили их радушно.


На верхнем снимке видно высокое здание мельницы. Не здесь ли были первые цеха мотозавода?

А вот так в первую военную зиму выкатывали из цехов первые ирбитские мотоциклы.

Всего за время войны выпустили чуть меньше десяти тысяч мотоциклов. Они шли в танковые войска, в разведку, связь, для штабной работы. Для Уральского Добровольческого танкового корпуса мотоциклы были сделаны сверх плана во время выходных дней. В то же время по ленд-лизу в СССР было поставлено двадцать семь тысяч американских мотоциклов "Харлей-Дэвидсон", то есть почти в три раза больше.
Примерно вот таких. Это модель "WLA-42". Видите слева от фары продолговатое железное колечко. В него вставлялся чехол для оружия, для винтовки или автомата. А справа ящик для патронов. Кстати мощность "харлея" была 25 л.с.

Для "харлеев" в Ирбите делали коляски, благо их конструкция позволяла прикрепить боковой прицеп.

Где-то я ещё давным-давно скачал фото вот такой инструкции на "харлей".

А тут зарубежные мотоциклы выстроились в ряд. "Харлей", "Ройял Энфилд" , НСУ и "Цундап". Наверное, иностранные модели присылали на завод для изучения. Чтоб продукция ирбитских мастеров была не хуже зарубежной.

А в Москве, там, где был раньше мотоциклетный завод, стали ремонтировать мотоциклы всех типов. Советские, американские, немецкие.
Уральские мотоциклы на фронте.

"Ройял Энфилд" поближе. Жаль нельзя подойти и с той стороны, и с этой и сфотографировать мотоциклы во всех подробностях. Просто тут тесно. Места нет.

"Цундапп" и БМВ.


Приметы военного быта ирбитчан. Фотографии фронтовых бригад, патефон, подаренный передовику производства.

И инсталляция на военную тему. Медали на грязной фуфайке. В жизни, наверное, всё было по отдельности. Отдельно грязная фуфайка, отдельно медали. Медали вешали на лучший парадный пиджак.


После войны завод перевели из засолочно-сушильных и квасных цехов бывшего пивзавода в новые, построенные специально для производства мотоциклов.


После войны продукция завода поставлялась только в Советскую армию и милицию. Гражданским лицам мотоциклы не продавали.

Их постепенно модернизировали, увеличивая мощность, внося изменения в конструкцию.С середины пятидесятых мотоциклы стали продавать и "просто людям", а в шестидесятые им дали привычное нам название "Урал".


Однажды в середине пятидесятых на заводе создали скоростной мотоцикл. Вот такого типа.Мотоцикл развивал целых сто двадцать километров в час. На нём стоял верхнеклапанный двигатель вместо нижнеклапанного, который устанавливался до этого. Не знаю уж. в чём тут разница, в чём эффект перенесения клапанов снизу вверх. Только вот распространения он не получил, потому что ездить быстро по тогдашним советским дорогам было невозможно.


Для скоростного мотоцикла привычная коляска была тяжеловата, поэтому на него поставили зарубежную, производства ГДР.

А это табличка с его техническими характеристиками.

Завод рос и развивался, спрос на мотоциклы был огромный. Фото длинного сборочного конвейера. Напоминает подобные же фото родного УАМЗа, на котором трудились мои родители.

Постепенно завод стал выпускать до ста тысяч мотоциклов в год. Но их всё равно не хватало, их продавали по каким-то спискам, по очереди, в которой люди стояли годами, хотя стоил он довольно дорого, полторы тысячи брежневских рублей.
На заводе внедрялись новые способы производства, а сам мотоцикл оставался неизменным долгие годы. Если он и модифицировался, то незначительно. Сравните этот агрегат 60-х годов.

И вот этот, трёхмиллионный выпущенный в 1991-м. Отличия есть, но вряд ли они велики.


За всю свою жизнь завод выпустил более трёх миллионов мотоциклов. Каждый юбилейный мотоцикл (миллионный, полуторамиллионный) собирали заслуженные люди завода, ветераны, передовики. По традиции они фотографировались рядом со своим детищем.

А потом наступил крах. Крах постиг не только Ирбитский мотозавод, но и всю мотоциклетную отрасль СССР. Экскурсовод стал загибать пальцы. Прекратили своё существование.
Киевский завод.
Ижевский завод.
Завод имени Дегтярёва в Коврове.
Тульский завод.
Из этого списка только завод в Киеве исчез совсем, остальные просто перестали выпускать мотоциклы, перешли на выпуск оружия. Как-то так случилось, что почти все мотоциклетные заводы СССР были ещё и оружейными. Наверное, в одном Ирбите выпускали только мотоциклы и не выпускали никаких зенитных ракет или автоматов. Лишь завод в Минске работает до сих пор в прежнем своём качестве, выпускает мотоциклы"Минск". Стоит новый "Минск" кстати от 48 до 175-и тысяч рублей.
Хотя, залез я тут в интернет и узнал, что киевские мотоциклы выпускаются до сих пор, а в Коврове собирают какие-то китайские модели. Но общая картина всё равно печальна. Конкурировать с азиатскими производителями трудно. Новые мотоциклы стоили бы дорого, а на вторичном рынке появилось огромное количество выпущенного ранее авто-мото. И человеку сейчас легче купить старый автомобиль, нежели новый мотоцикл. К тому же чтобы выжить в наше время заводу нужно постоянно совершенствоваться, на что ни сил, ни средств уже не было.
Это корпуса мотозавода. Их трудно разглядеть из-за забора и рекламных плакатов. Что в них сейчас? Пусто?

А вот тут была заводская проходная. Теперь здесь магазины, над которыми ни к селу, ни к городу возвышается заводская эмблема, часы и орден "Знак почёта".

Точно такой же есть и в Музее. Им завод был награждён в 1976-м году.


В общем, жалкие остатки завода нашли для себя нишу. Выпуск мотоциклов, которые так и называются "Ретро". Ибо как оказалось сегодня мотоциклы с коляской никто кроме Ирбита не выпускает. Немногочисленные фанатики в разных странах объединяются в клубы любителей "уралов". И покупают за довольно большие деньги (более четырёхсот тысяч рублей) вот такие мотоциклы. Теперь это экзотика. Каприз богатых любителей. Объёмы производства этих мотоциклов сократились ровно в сто раз по сравнению с советскими временами. Теперь их делают не более тысячи в год. Делают их с чувством, с толком, с расстановкой. Сборка практически ручная.

Зато какое роскошное сиденье коляски. Не удивлюсь, если окажется, что оно обито настоящей кожей. Какой благородный чёрный цвет. А раньше был почти только один зелёный. Кстати ни одного мотоцикла классического зелёного цвета в музее нет. Того самого знаменитого цвета, которым были выкрашены чуть ли не все крыши в городе Ирбите. Когда я в первый раз приехал в Ирбит в 1988-м году меня поразили две вещи. Обилие лозунгов на домах и крыши, выкрашенные "мотоциклетной" зелёной краской.

Ну, ладно. Что-то я умаялся писать про мотоциклы. Про спорт, экзотику и "Белку" напишу завтра. А пока вот вам та самая "Хонда", на которую можно залезать и фотографироваться. Вот что убило русский мотоцикл. Хорошо хоть не до конца, какие-то хвостики всё же остались.

Journal information