guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Круглая каменная будка на станции Верх-Нейвинск.



    Этот пост будет как бы продолжением поста про котёл.
     Есть на нашем Верх-Нейвинском вокзале вот такая круглая каменная будка. В своё время её добротно сложили из дикого камня и кирпича, покрыли железной крышей. Уральскую Горнозаводскую железную дорогу начали строить в 1874-м, а построили в 1878-м году. Одновременно с дорогой построили и все станционные сооружения, в том числе и эту будку.  Она стоит у самой воды, пруд начинается буквально в пяти метрах от круглых стен этого строения.

Старинная каменная будкадля насоса



Будка стоит ниже уровня путей, и с мостика видна лишь её крыша.

28 сентября 020.jpg


Подкова 087.jpg

Здесь хорошо видно, что будка и водонапорная башня стоят прямо напротив друг друга.

Коляда 099.jpg

       Будка составляет единый комплекс со стоящей по другую сторону путей шестиугольной водонапорной башней. Хотя башня построена гораздо тщательнее. Низ из тёсанных каменных блоков, верх то ли кирпичный, то ли деревянный, обшитый досками. Посмотреть, из чего именно он сделан невозможно. Несомненно, здесь в башне находится и котёл, подобный тому, что стоит у Музея истории Свердловской железной дороги. Сверху на башне есть дымовая труба.

 4 апреля 026.jpg

      Впрочем, похоже я сказал вам неправду. Эта будка, как и башня были построены не одновременно с со всей дорогой, а чуть позже.У меня есть раскрашенные фото станции Верх-Нейвинск конца 19-го века. На фото нет ни будки, ни водонапорной башни, зато есть поворотный круг для паровозов, от которого ныне не осталось и следа. Может быть эти башни, а их довольно много на всей нашей дороге, были построены после того, как дорога перестала быть частным предприятием и стала государственной.
      Шестиугольная форма башни, сходство её с башнями древних русских крепостей говорит нам о том, что скорее всего её построили в самом конце 19-го или в начале 20-го века, когда в архитектуре утвердился неорусский стиль, разновидность модерна.
Вокзал 19 в..jpg

вокзал 19 век.jpg

До башни на нашей станции стояла небольшая водокачка. Это вон то розовое здание под зелёной крышей прямо позади товарных вагонов. Подобная водокачка стояла, например, на станции Азиатская той же Горнозаводской железной дороги. А потом объём перевозок на Урале увеличился, старые водокачки разломали и везде вместо них были построены привычные шестиугольные башни.Станция_Азиатская_Уральской_Горнозаводской_ж._д..jpg
    Само место расположения будки у воды наталкивает на мысль, что в ней в своё время стоял насос. Он подавал воду из пруда на самый верх башни, а оттуда она лилась самотёком  через колонку в тендер паровоза. Кстати маневровый паровоз у нас на станции и в городе Новоуральске был в ходу до середины семидесятых годов. До того времени использовалась и колонка. Фото колонки на Верх-Нейвинском вокзале я нашёл, а вот фото нашего паровоза нет. Вероятно люди просто боялись фотографировать и паровоз, и вокзал. Всё-таки рядом закрытый атомный город Новоуральск (Свердловск-44). Так что все боялись не зря. Могли налететь какие-нибудь "ответственные товарищи" и засветить плёнку. Вот почему в сети очень мало фотографий старого верх-нейвинского вокзала.

вокзал..jpg

     В комментариях к  посту про котёл, стоявший на водонапорной башне, высказывались разные мнения по поводу того, для чего же он был нужен. Для отопления, для привода паровых насосов, качавших воду, для подогрева воды, заливавшейся в паровоз. А мой френд Владимир nepoymikto проиллюстрировал комментарии по теме парового котла чертежами сооружений и оборудования Московской Окружной железной дороги. Эти чертежи относятся к тому же времени, что и наши башни. Здесь изображено водоподъёмное здание на станции Черкизово. Если присмотреться. то здесь можно увидеть котёл того же типа, что установлен перед музеем в Екатеринбурге. Те же три ряда заглушек и топка внизу.  На некотором расстоянии от котла, в подвале стоит насос. Вероятно он качал воду из артезианской скважины и подавал воду прямо в колонки, а башни на станции Черкизово не было. 


42828_600.jpg

     А я подумал вот о чём. Будка с насосом стоит не рядом с башней, а метрах в двадцати от неё. Значит пар от котла в башне должен был подаваться по трубам к насосу. Страшно горячий пар, идущий под землёй мог представлять серьёзную опасность для тех, кто ходил по путям. Ведь трубы могли и треснуть. К тому же пар зимой сильно остывал бы. Кстати на соседней станции в Нейво-Рудянке водонапорную башню и здание, в котором стоял насос разделяет расстояние больше километра. Но там насос стоял не в будке, а в добротном каменном доме. Дом построен в том же стиле и  из того же тёсанного камня, что и башни. Надо будет как-нибудь выложить  и его фото. 
      Но скорее всего никакого насоса в будке не было. Он стоял в башне, а в будке были лишь трубы и какой-нибудь фильтр, чтоб не всасывать из пруда ил, песок и всякую грязь. Наверняка насос стоит в башне и до сих пор. Ведь башни были на консервации, как и паровозы. Их берегли на случай войны. Предполагали, что если будет нарушено электроснабжение, то можно будет пустить по дорогам паровозы, а водой их снабжать посредством этих самых башен и колонок. Паровозы из "стратегического запаса" давно уже порезаны на металлолом. А башни всё стоят, их берегут, холят, лелеют и никого туда не пускают. По крайней мере у нас на Урале.

      А это дверь в будку. Раньше она стояла совсем открытая, а теперь её решили держать на запоре.

Старинная каменная будкадля насоса

Я не мог не просунуть объектив фотоаппарата в щель этой страшненькой двери.  И вот что там внутри. Дощатый помост, а в нём прорезаны два отверстия для труб.

Старинная каменная будкадля насоса

 Эх. Интересно всё-таки побывать в башне. Устроил бы нам кто-нибудь экскурсию вовнутрь.
Tags: Верх-Нейвинск, железная дорога, история
Subscribe

  • Царские дни в Алапаевске.

    Раньше мы каждый год крестным ходом из Екатеринбурга на Ганину Яму. А тут у меня нога заболела. Да и вирус свирепствует. Поэтому решили поехать в…

  • И бутылка из-под древней минералки...

    Сегодня мы с новоуральскими краеведами ездили в Нейво-Рудянку, в школьный музей Ильи Тупикова. Во-первых посмотреть, что там прибавилось из…

  • Подоходный налог.

    Передо мной лежит документ, написанный в 1954-м году. Он написан рукой моей дальней родственницы Анастасии Семёновны Новгородцевой. Как уж эта…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Царские дни в Алапаевске.

    Раньше мы каждый год крестным ходом из Екатеринбурга на Ганину Яму. А тут у меня нога заболела. Да и вирус свирепствует. Поэтому решили поехать в…

  • И бутылка из-под древней минералки...

    Сегодня мы с новоуральскими краеведами ездили в Нейво-Рудянку, в школьный музей Ильи Тупикова. Во-первых посмотреть, что там прибавилось из…

  • Подоходный налог.

    Передо мной лежит документ, написанный в 1954-м году. Он написан рукой моей дальней родственницы Анастасии Семёновны Новгородцевой. Как уж эта…