Ирбит. Музей Михаила Смердова. Часть Первая.
Оглядев мысленным взором свои "хвосты", то есть то, что ещё не было выложено, я обнаружил, что ничего в своё время так и не написал о Музее народного быта в Ирбите. А это довольно интересный музей, вполне достойный того, чтобы о нём написать. Попытаюсь исправиться и выложить хоть с опозданием фотки из этого музея.
Среди четырёх музеев Ирбита есть один частный. Его основал и собрал все коллекции предприниматель Михаил Смердов. Вот он, в красной футболке. Наверное, это страшная редкость в наше рассчётливое время, когда человек начинает вкладываться в такую непопулярную сферу, как культура. 
Музей Михаила Ивановича Смердова был выбран принимающей стороной как "база" для нас, художников-прикладников, участвующих в ирбитской ярмарке. Здесь мы осматривали экспозиции, а ещё завтракали и обедали. Такой вот получается живой музей со своей кухней.
Музей расположен в историческом здании. Впрочем в центре города Ирбита "неисторических" зданий немного. В том же доме находятся магазин "Главный", парикмахерская и какие-то ещё торговые площади. Так что быт и культура тут совсем рядом.

А вот раньше, во времена ярмарочные здесь была мечеть. Вот две фотки одного и того же здания, снятые примерно с одной точки сейчас и в начале 20-го века.

В Ирбит на ярмарку приезжало много купцов-мусульман. А мечеть кроме функций чисто духовных выполняла роль некоего центра, где они собирались. Здесь была мусульманская школа. И скорее всего, здесь же, неподалёку купцы-мусульмане и жили, приезжая в Ирбит на ярмарку. Поэтому двор бывшей мечети совершенно не отличается от обычных ирбитских дворов-крепостей. Сюда удобно загонять возы с товаром. И чтоб чего не разворовали.
В советское время по злой иронии судьбы здание мечети отдали под ликёро-водочный завод. Особые приметы советским товарищам не были нужны. Поэтому минарет они срубили. Ну зачем он нужен в производстве водки? Торчит себе. Кстати вход в мечеть был прямо под минаретом. Вот тут. Это старая фотка. Теперь там всё побелено-покрашено.
Ну что ж, войдём в музей. Купцы и медведи.
И ещё купец. Держит в руках отрез материи, приввезённый из дальних стран.
Художники валом валят в музей.
В "прихожей" музея главная тема - чай.
Ирбит был остановкой на Великом Чайном пути, чуть менее длинном и важном, чем путь Шёлковый. На ярмарке чай, привезённый крупными партиями из Китая, перепродавали тем, кто повезёт его дальше, в большие и малые города центральной России.
Здесь же и экзотические экспонаты на чайную тему. Два берестяных самовара и один вязаный.
Быт наших предков подаётся в музее как некий мир, в который нужно погрузиться. Он не разделяется на периоды, здесь нет даже подписей под экспонатами. Всё и так очень узнаваемо, без подписей. Мир для людей. Приходи и живи в нём. Можно просто смотреть, а можно присесть и чего-нибудь съесть. Что мы и сделали.
Печь кстати не фанерная, а вполне живая. На ней готовят"съедобные" экспонаты. Например, блины пекут на Масленицу.
А господ художников просят за стол.

Скажу по секрету, даже водки поставили. Это чтоб нам веселее было.
Ощущения слегка странные. Сядешь, хлопнешь стопочку водки, съешь кашки, попьёшь чаю. И это всё среди экспонатов. И кажется, что давно ушедший мир напоминает о себе. И говорит:"А я и не уходил никуда, я здесь".
А сепаратор видели? Вот он. Подобной штукенцией наши предки делали сметану из молока. А форму для выпечки пончиков помните?
А табак чем тёрли, помните?
А это я, Георг Ландрин, он же Федя. На коробочке из-под конфет так и написано "Г. Ландринъ". Кто такой был Фёдор Ландрин, вы можете прочитать у Гиляровского в "Мосвке и москвичах". Помню на работе мы устраивали детский утренник. И на нём я изображал того самого Фёдора Ландрина, короля леденцов.

Тот зал, где мы обедали - "простонародный". Он изображает жизнь людей небогатых.
Шкафы, чистые ситцевые занавесочки и невьянские сундуки, в которых лежит приданое местных красавиц или парадные сапоги, которые хозяин надевал по праздникам.
Рядом другой зал. Тут собрана "фасонистая" мебель. И ещё один медведь. Медведь -это примета "барского", "богаческого" быта. В гостинных каких-нибудь людей состоятельных, в ресторанах или даже в учреждениях ушедшей России частенько стояли чучела медведей с подносами. На эти подносы складывали визитные карточки. Гиляровский, описывая нам кабинет начальника полиции в Казани, упоминает именно такого медведя с подносом. Правда тут медведь не настоящий, а деревянный. Времена всё ж сменились.
А на подносе у медведя всякие медвежушки поменьше.
Господскими мебелями весь небольшой зал забит до отказа. Вот, к примеру "охотничий" шкафчик. С утками. Но вряд ли там хранились патроны. Скорее всего там была перцовка, самый "охотничий" напиток.
Я уже как-то уже рассказывал, как была организована жизнь в городе Ирбите в ярмарочные времена. Ярмарка продолжалась месяц. И за этот "золотой" месяц каждый житель города старался обогатиться как можно сильнее. Каждый старался привлечь к себе на постой купца побогаче. 
Для того и нужна была красивая мебель, фарфор, часы и прочие штучки "как в Париже". Расчувствуется купчина и заплатит радушным хозяевам денег побольше за их гостеприимство. 
Наверное, сами-то ирбитчане даже и не пользовались в быту подобной мебелью, исключая самых богатых. Мебель эта сберегалась у них от ярмарки до ярмарки, прикрытая матерчатыми чехлами. Всё было только для гостей.
Немного чужеродно смотрится здесь вот эта точёная ваза из дерева, сделанная несомненно в тюрьме, в наше время и скорее всего в Тавде. Хотя почему чужеродно? Купцы - они те же разбойники. Нередко от великой радости от великих же барышей они начинали ломать мебель. И частенько об головы конкурентов. Хорошо, что не все были такими и довольно много мебели всё ж сохранилось.
А осеняет это ушедшее великолепие портрет Григория Ефимовича Распутина. Не знаю, современный он или ещё тех времён, когда Распутин был в силе и славе. Кстати Распутин несомненно бывал в Ирбите, потому что путь его с родины из села Покровского, что в Тюменской области до Верхотурья, куда он ходил пешком на богомолье лежит как раз через Ирбит. Только вот пользоваться всеми этими штучками он тогда ещё не мог. Потому что был беден. А когда разбогател, то проезжать через Ирбит ему было уже без надобности. Он ездил из Петербурга в Тюмень на поезде и сюда не заглядывал. Железная дорога пришла в Ирбит только в 1916-м году, в том же самом году, когда Распутина убили.
А это наши на фоне музейных экспонатов. Очень колоритно смотрятся.
На этом пока закончу своё путешествие по музею.
А кто хочет посмотреть больше фоток оттуда, тому сюда.