Это будет как бы продолжение вот этого поста про скоростные поезда на узкой колее. В комментариях к нему мне сказали, что в 1914-м году был зафиксирован рекорд скорости на колее 610 миллиметров. И составил он ни много, ни мало, а 137 километров в час. Для узкоколейки скорость вообще запредельная.
Мне стало интересно, а на чём именно и где был установлен этот рекорд. И нарыл я вот что. Была у немцев колония. Называлась она Германская Юго-Западная Африка (ныне Намибия). Вот там-то немцы в начале 20-го века и построили железную дорогу с колеёй 610 миллиметров. Дорога эта была классического "колониального" типа. Шла она с гор к морю. Чтобы вывозить добытую в горах медную руду и грузить её в трюмы пароходов, направлявшихся в Германию. Там вроде даже вагоны были разных типов. Одни для немецких господ, другие для африканских рабочих. По ней же двигались и войска, посланные на подавление негритянских народных восстаний.
Дорога была частью немецкой горно-рудной компании OMEG (Горно-рудная и железнодорожная компания Отави). Назвали её так по имени городка Отави, который лежит где-то в Намибии на полпути между горами и морем.


И вот однажды в 1914-м наследный принц Вильгельм милостиво соизволил посетить африканские владенья своей державы. Руководство Горно-рудной компании решило удивить высокого гостя. И построило для него скоростной моторный вагон. Который так и назвали "Кронпринц Вильгельм". На испытаниях эта штука, снабженная шестицилиндровым бензиновым двигателем "Даймлер-Бенц", развила гигантскую для колеи 610 миллиметров скорость в 137 километров в час.
Вот как этот скоростной моторный вагон выглядел.

Ещё одна фотка, правда не такая чёткая.

Только вот не смог Его высочество посетить Немецкую Юго-Западную Африку. Начиналась Первая Мировая война и ему было уже не до путешествий. А уникальное транспортное средство стали использовать для инспекционных поездок на дороге.
А вскоре немцев из Юго-Западной Африки выбили войска Южно-Африканского союза (будущая ЮАР). И некоторое время спустя железную дорогу Отави перешили под "капскую" колею 1067 мм.
Journal information