Предыдущая часть здесь.
А мы погрузились в машину и поехали в центральную часть посёлка. Туда, где храмы, туда, где находится яма-темница Михаила Никитича.
Вот он, исторический и духовный центр Ныроба. Часовня над ямой-темницей и ограда, сделанная в стиле русского модерна. Ограда была построена в 1913-м году к трёхсотлетию Дома Романовых. В советское время только эта ограда напоминала о некогда бывшем здесь святом месте.

В советское время внутри этой ограды был "увеселительный сад с подачей пива". А сама яма-темница была засыпана. Впрочем, чего это я про пиво. Пиво - продукт скоропортящийся. И в место, куда не было дороги, его вряд ли поставляли. А в Ныроб надёжной дороги в советское время не было. Ну, не возить же пиво по воздуху.
В те времена даже мороженое здесь было редкостью. Его привозили только зимой. Когда укатают зимник и наморозят на реках толстые ледовые переправы, чтоб машины без риска могли выехать на лёд.
В общем, темница была засыпана, часовня снесена. Но святое место оставалось в памяти ныробцев всегда. Недаром же люди в советскую эпоху сами перепечатывали книжку Белдыцкого "Ныробский узник".
А у нас опять дождь. Модерновые изразцы на ограде блестят, а вокруг мокро и грустно.

Создаётся впечатление, что всё тут наглухо закрыто. А ещё вдобавыок и затоплено. Ключ находится в мемориальном центре М.Н. Романова, а перед входом набралась лужа сантиметров двадцать глубиной.

Спасли нас туристы из Перми. Вот они уже идут. Вот уже открыли ограду. А через лужу мы совместными усилиями положили несколько досок. И перебрались на место посуше.

На столбах ограды есть надписи. Это воспроизведение тех латунных памятных досок, которые были установленгы здесь в 1913-м году. В советское время подлинные доски были содраны с этих столбов. Одну из них мы потом увидим в музее.

Это уже вторая ограда вокруг часовни. На фото Прокудина-Горского, сделанном ещё до реконструкции, можно видеть, что раньше ограда была выстроена в другом стиле и была она гораздо меньше по размеру.
Тогда всё это было чуть менее величественно и как-то по-домашнему. И сад вокруг часовни был настоящим садом, с высокими деревьями.

Новую ограду выстроили к 300-летию Дома Романовых. И как оказалось, не зря. Потому что, если б оградку оставили прежнюю, небольшую, то при советской власти её непременно бы снесли. И уже ничего подлинного не осталось бы от тех времён.
Сама же часовня -уже третья на этом месте. Третья за постсоветское время. Сначала она была деревянной, потом здесь установили железную. Ту самую, что стоит сейчас в парке в Чердыни.

И только совсем недавно над ямой-темницей отстроили часовенку точно такую, какая была здесь в 19-м веке. Где-то здесь же, в этой же ограде была в 17-м веке и первая могила страдальца.

Прямо за оградой сквозь дождь видны купола Никольского храма. Купола крыты медью и покрашены сверху зелёной краской. Дожди потихоньку размывают краску и купола приобретают красноватый, медный оттенок.

А мы входим в часовню.

Внутри всё просто. Стены, окна. Несколько икон и аналой. И лестница, ведущая вниз, в темницу.


Раньше здесь был иконостас. Со временем его конечно восстановят. А пока вставлю фото Прогудина-Горского. Таким был здешний иконостас в 1913-м году.

В саму темницу Прокудин, вероятнее всего, так и не спускался. То есть спускался конечно, но без фотоаппарата. Больно уж здесь узко и тесно, а аппарат у него несомненно был большой и неуклюжий.
По узкому кирпичному ходу люди идут в темноту.

В самой темнице тесно. Поэтому в объектив фотоаппарата попадает то кусок стены, то полка, на которой стоят иконки. И никак не удаётся "взять" всю яму целиком. Слишком уж она мала. А раньше была ещё меньше и ниже. Лишь спустя некоторое время после того, как Ныроб стал святым местом, эту яму чуть-чуть расширили, немного углубили, чтобы в ней можно было стоять в полный рост, сделали лестницу и выложили земляные стены кирпичом и камнем.
Тот самый портрет Михаила Никитича, сделанный по описанию и по портрету его брата патриарха Филарета.


И только камни вокруг. Темнота и камни. Свет вспышки на фотоаппарате разгоняет темноту и на снимках её не видно.
А мы выбираемся из темницы на свет Божий. Дождь прекратился, небо слегка прояснело. Но под ногами и вокруг всё так же сыро.

А под конец вот вам суровый северный котейко.

Про Мемориальный центр напишу попозже.
Следующий пост о Ныробе - здесь, Правда это посто ещё не о Мемориальном центре.
Journal information