guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Кисти Алексея Заусаева.



     В посте про заброшенный Дворец культуры на моей малой родине Нейво-Рудянке я писал, что нашёл довольно большую картину. Это уральский  пейзаж. Завод, пруд, горы, домики.
     И у нас вдруг мелькнула мысль вынести эту картину из Дворца и забрать себе. Потому что, ну, какое будущее может быть у этой картины? Будущее всего рудянского Дворца- это экскаватор. Приедет он когда-нибудь и разломает это красивое, но никому не нужное сооружение, как в Новоуральске разломали "Кедр". А картину увезут на свалку вместе с битым кирпичом.
      И мы решили, пусть лучше она будет у нас.  И вот, в ближайший вечер, вооружившись фонариком, мы пошли с Алей на "дело". Фотоаппарат не брали, чтоб не мешал. Залезли. Тьма и тишина. Только хрустят под ногами стеклянные осколки. Комнату с живописью нашли быстро, во тьме не блуждали. Всё-таки сказываеся то, что я во Дворце уже бывал.
      Вот и картина. Только как её вытащить? Открыть бы окно. Нащупываю в темноте шпингалет. Бесполезно. Скорее всего все рамы прибиты гвоздями, чтоб никто не открыл. Ладно. Пробуем вытащить через окна других комнат. Там ещё хуже. На тех окнах везде  решётки. Тащим картину по коридору к окну, куда залезли сами. Картина длиной метра три и шириной метр. И довольно тяжёлая. Холст, деревянный подрамник, багет.  Кое-как дотащили до окна.
      Окно выходит на подвальную лестницу. Лестницу отделяет от улицы стена с полукруглым отверстием. Пытаемся вытолкнуть картину через окно и потом через это отверстие. Не лезет. Мы начинаем отчаиваться. Неужели придётся тащить её по тёмным коридорам на второй этаж? Там можно было бы вытащить её через открытое окно спортзала. И тут Але пришла в голову спасительная мысль. Надо развернуть картину и спустить на подвальную лестницу.
      Лезем, громко хрустя стеклом. Тянем картину, проталкиваем, поворачиваем, поддерживаем. Лестница узкая, сможем ли мы её тут развернуть, пролезет ли здесь эта трёхметровая штучка. А вдруг кто услыши? Рядом корт, а дети там играют в хоккей, кажется до глубокой ночи. Вдруг найдётся кто-нибудь неравнодушный и завопит:
-Украли, украли!
Хотя и "украли"-то мы то, что никому уже не нужно и вряд ли когда-нибудь понадобится. Вылезаем с лестницы и идём с огромной картиной мимо корта. Чувствуем себя примерно как те киношные старики-разбойники, которые тащили картину из музея. Дети-хоккеисты уже пошли сдвавать коньки и клюшки. На нас естественно, никто внимания не обратил. Картина оттягивает руки. Мы ташим её волоком по снегу.
      И вот мы дома. Вид конечно же у нас самый "деловой".



Зато теперь можно картину рассмотреть хорошенько.



Чья же она? Теперь мы можем это выяснить.  В правом нижнем углу есть подпись "Заусаев". Тогда эта фамилия нам ничего не сказала. Кто он, художник Заусаев? Это мы выяснили чуть позже.



Рассматриваем картину. Что-то походит на привычные нам заводские цеха и строения Рудянки, что-то выглядит совсем неузнаваемо. Горы, преображённые кистью Заусаева стали заметно выше. Башня тоже подросла.
      Большинство зданий вроде бы на своём месте. Башня, заводоуправление, столовая, заводская труба.  Пожарной части не видно. Хотя это заметное и старинное здание с башенкой на крыше и стоит оно на самой границе завода. Выходит одной стороной в завод, другой на улицу.



    В общем всё на картине так, да что-то всё же не так. Может быть, именно поэтому она и не была в чести у рудянских. Ведь странно, что о ней за столько лет никто не вспомнил. Стояла она там у стен, как будто так и нужно. У бабы Лены спрашивал - она тоже не помнит такой картины. Хотя по идее такое огромное полотно должно было висеть на видном месте и бросаться в глаза каждому.



Впрочем, теперь появился повод сходить на Палёную гору и сфотографировать оттуда всё что можно. В похожем ракурсе и более детально. Потом буду сравнивать.



    Кран с захватом для погрузки древесины, а под ним целая куча этой самой древесины. Это даже я помню. Раньше, когда всё было попроще, можно было выписать в заводе каких-нибудь досок. Бабушка у меня так и делала. Впрягались мы с ней в длинную ручную тележку и шли в завод за досками. Пускали нас беспрепятственно. Когда я стал постарше только предупреждали, чтоб мы на территории завода ни в коем случае не курили. А доски эти самые лежали где-то рядом с краном. Мы нагружали тележку досками, а потом тащили её волоком к заводской проходной.
     Один раз, видя этакие наши мучения, какой-то добрый человек подцепил нам тележку вместе с грузом лапами своего погрузчика. И вывез наши доски за проходную вместе с нами. А мы с бабушкой сидели в кабине этой странной машины. А я даже не смог найти фото подобного агрегата в Интернете.



А теперь о самом авторе картины. Узнали мы о нём немного, но всё же кое-что узнали.
 

Заусаев Алексей Александрович

     (14.02.1920, д. Борисовка, Курган, обл. — 23.10.1981, Свердл.), живописец. Род. в крест, семье. В 1945 оконч. Свердл. художеств, уч-ще, в 1951 — Моск. гос. художеств, ин-т им. В.И.Сури-кова. В 1951-1954 преподавал в Свердл. художеств, уч-ще, в 1967-1971 — в Свердл. архит. ин-те. С 1953 — чл. СХ СССР. Автор картин «Певец У. П.П. Бажов на Думной горе» (1952), «Урал, умельцы. Из прошлого У.» (1957), «Астрономы» (1959); пейзажей и натюрмортов «После дождя» (1956), «Урал» (1959), «Богатства Урала» (1961), «Недра Урала» (1970), отмеченных колористической выразительностью и живописным мастерством. Участ. регион., респ. и всесоюз. выставок. Персональные выставки состоялись в Свердл. (1962, 1971), Харькове (1962), Курске (1962), Ярославле (1962), Москве (1963), Куйбышеве (1963), Калининграде (1963). Произв. находятся в ЕМИИ, НТМИИ, Смоленском музее изобр. и прикладного иск-ва и др.

Лит.: Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. М., 1970. Т.4. Кн. 1; А. Заусаев: Каталог выставки. Свердловск, 1971.

   Значит он не был рудянским заводским художником. Он был художником свердловским и довольно известным у нас на Урале. Значит он ездил сюда, в Рудянку в творческую командировку, а картину эту писал по заказу руководства завода. Кстати, я вспомнил и фамилию. В памяти всплыло - Заусаев "Урал". Где-то я эту картину видел. А вот где? В нашей художественной школе? На страницах "Огонька"? В свердловском Доме Офицеров?  
     Искал я в Интернете картины Заусаева. Нашёл очень мало. Только три картины "Сирень", "Таватуй"  и "Северный Урал".


Tags: Нейво-Рудянка, история, творчество
Subscribe
promo guriny june 5, 2014 01:25 10
Buy for 10 tokens
На днях мы ездили в нижний Тагил в музей "Демидовская дача". Ездили мы с Семейным клубом "Кедр". Это мы на балконе той самой дачи. На заре туманной юности я конечно же бывал здесь. Пропустить такое место, как дача самих Демидовых я не мог. От тех времён остались воспоминания. Запущенный,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments