Иногда на "Яндекс-фотках" можно найти немало интересного. Например, справочная книга "Урал" за 1917-й год. Взято вот отсюда. Выложил эти фотографии ижевский писатель Сергей Жилин. Вот его сайт http://zhilin-izhevsk.narod.ru/projs/volbor_002.htm
Наверное, в этой книге немало и теста, но здесь были выложены в основном фотографии. Вставлю те, которые относятся к нашей округе и некоторым местам, где я когда-то бывал. Фотографии правда не ахти какого качества. Явно не Прокудин-Горский и не Карл Булла. Хотя скорее всего, фотографы тут не при чём. Это качество печати было неважное.
Уральский орёл. К нашей округе он вплотную не относится, у нас орлов я не замечал. Он мне просто понравился. Хотя в Пермском крае я однажды орла видел.
Семь Братьев. Они были достопримечательностью Урала и тогда, в семнадцатом году.
И ещё одна фотография Семи Братьев. Из коей следует, что раньше та площадка, на которую сейчас люди лазят по верёвочке во времена незапамятные была полностью зашита досками. А уже от неё лестница тянулась на самый высокий каменный столб, на сорок два метра.
То есть, там, где в наше время только снег и камни, раньше был деревянный настил с перильцами и скамеечками. Во как. С удобствами люди раньше лазили на Семь Братьев. От кого-то я слышал, что остатки этих площадок и лестниц сохранялись на скалах до шестидесятых годов.
А вот Верхний Тагил. Наверное, это первая фотка, где я вижу Верхне-Тагильский завод "живьём". Завод разломали в двадцатые годы. До основания. Смотрите. На переднем плане здание почты, на заднем - храм. А то, что между ними - это старый демидовский завод. В том числе и домны, под которыми, как говорит нам книга "Предания и легенды Урала", находили кости замученных узников.
С тем, что находится на этом месте сейчас, вы можете посмотреть здесь.
Для сравнения фотка того же места, сделанная в 50-е годы. От завода остался лишь какой-то сарай (на фото прямо под церковью). До наших времён он не дожил. Кстати дом на переднем плане - это тот самый "господский дом", где жил управляющий заводом Г.А. Марков. На фото 1917-го года "господский дом" заслоняют заводские корпуса.
Переходим к другим замечательным местам родного Урала. "Кобыльи рёбра" на Чусовой. Неужели кроме Собачьих Рёбер есть ещё и Кобыльи? Или это одно и то же?
Ещё Чусовая.
Верхотурье. В центре Троицкий (кремлёвский) собор с колокольней и монастырь. В монастыре только один храм - Спасо-Преображенский. Огромного Крестовоздвиженского собора ещё нет. Значит фотография старая. В 17-м году этот самый большой на Урале храм уже был построен. И несколько церквей, которые при Советской власти были "обезглавлены".
Нижний Тагил. Снято со склона Лисьей горы. Виден завод, здание правления и Входо-Иерусалимский собор, снесённый при Советской власти.
Дом Харитонова, бывший дворец "золотых королей". Неверное, здесь ничего неизменилось с тех лет.
Вид Екатеринбурга. Не могу даже определить, откуда снято, настолько изменился внешний вид города.
Клубный сад. Существует ли он теперь?
Теперь переходим к Верхнекамским краям. Это тоже всё знакомые места, зднесь мы были прошлым летом. Соликамск.
Дом соликамского воеводы. Одно из старейших каменных зданий Урала.Чуть ли не единственное нецерковное каменное здание, сохранившееся на Урале с 17-го века. Теперь здесь музей.
Солеварни. Башни над соляными колодцами. С такой башни опускали в колодец бадью, черпали рассол, потм его выпаривали.
Чердынь. Одна из центральных улиц. Может быть, даже та самая, откуда началось наше путешествие по городу.
Ныроб. Часовня на Никольском роднике.
Окрестности Ныроба.
В те годы по чердынским землям люди ещё ездили на оленях.
И немного индустриальных видов. Урал ведь, куда без них. Старинные заводские постройки. Где- не написано. Предполагаю, что Каменск-Уральский.
Золотопромывальные машины.
Паровой экскаватор. На рельсах к тому же.
А это что за постройка и для какой цели она использовалась?
Чусовской завод. Самый современный в то время на Урале.
Ну и на закуску. Автомобильные маршруты по Уралу. Это 1917-й год, когда автомобилей на Урале было полторы штуки. Но предки тогда уже предчувствовали широчайшую автомобилизацию нашего края.
Составлял эти маршруты явно тот, кто ни на каком транспорте в наших местах не ездил. Судя по перевранным названиям. Полозинский завод вместо Полазненский. Башибаевский вместо Билимбаевский. И даже Южный Тагил.
В общем, смотрите по ссылочке, которая наверху. Там ещё много фотографий старого Урала.
Journal information