guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Железная дорога в старых фото Нейво-Рудянки.

     В собрании Нейво-Рудянского школьного музея Ильи Тупикова есть несколько старых фотографий, относящихся к железной дороге. Фото были сделаны в начале или середине пятидесятых, как и большинство тех рудянских фоток советского периода, которые я выкладывал.
      Нейво-Рудянка в те годы была перевалочным пунктом. Здесь железная дорога, идущая из Свердловска в Нижний Тагил встречалась с Кировградской узкоколейкой. О ней я уже как-то писал. В посёлке было два вокзала "обычный" и узкоколейный. Вокзал узкой колеи стоял в красивейшем месте, почти на самом берегу пруда под Палёной горой. Станция так и называлась Палёная гора. 
       Узкоколейку от Рудянки до Кировграда в начале шестидесятых  разобрали. Поэтому начну я именно с неё. И начну не с фоток, а с картины бывшего "узкоколейного" железнодорожника. Не помню, кем именно он работал на этой железной дороге. Может быть, даже был машинистом. Илья говорил мне, да я как обычно забыл.
       Паровозик, проехав зигзагом по рудянским улицам, готовится устремиться в лес. 
    



Это современный снимок того же места. Домик с синими ставнями на картине и на снимке - один и тот же. А прямая грунтовка уходящая в лес - это и есть бывшая УЖД.


Есть и фамилия автора этой картины - Комлев. Наверное, он нарисовал себя, свою юность. Сама же  картина была написана в 1985-м году.



     Наверное, вы уже обратили внимание на паровоз. Кто не разобрал его марку, подскажу Сп72. Я искал подобный паровоз в Интернете. Нашёл. По-другому он называется паровоз 157-го типа. Странно, что у нас в СССР были такие чисто цифровые наименования локомотивов. Я почему-то считал, что цифровые - это заграницей, а у нас в названии локомотива обязательно должны быть буквы.
     Нашёл я и фотографию этого паровоза. Снято на станции Узловая в Кировграде. Может быть, как раз его потом поставили в парке Энгельса в Екатеринбурге. Я слышал, что там стоит один из последних паровозов именно Кировградской УЖД.


     Я специально спрашивал у Ильи, нет ли среди его экспонатов фото узкоколейного вокзала. Это было довольно большое и красивое деревянное здание, которое снесли только в конце восьмидесятых годов, и его застал даже я. Но к сожалению, такого фото у него нет. Хотя, не стоит терять надежды. Фонды музея непрерывно пополняются, вдруг да кто-нибудь принесёт в музей и это фото.
     А это снято внутри Нейво-Рудянского Лесохимического комбината. Подача осмола в цех. Осмол- это смолистые сосновые пни и корни. Узкоколейная дрезина толкает небольшие специальные вагончики с этим корнями прямо в цех, в чрево рубильной машины. Рубильная машина размалывала корни в мелкую щепу, а из этой щепы потом вываривали и извлекали полезные химические вещества. Мой отец в юности работал как раз на этой самой рубильной машине.



     Наверное, корни грузили в вагонетки не прямо в лесу, здесь же, на терриотории завода. Вагоны-то маленькие. Один вагончик - одна загрузка рубильной машины. Я помню из детства, что эти корни возили на завод машинами. Но вполне могло быть и так, что их везли и по железной дороге. Дорога-то проходила по лесу. А тогда, как говорят, она тянулась в лесах на десятки километров и смыкалась с другой большой уральской узкоколейкой - Висимской.
     Я помню, как ходил мимо завода и видел одну или две таких дрезины, стоящие на его территории. Их уже давно не использовали, они стояли под древней стеной цеха, сложенной из дикого камня. И мне хотелось всё  рассмотреть их поближе. Однажды мы с Алей залезли в завод и сразу пошли к дрезинам. Я не знаю их марки и тогда у меня не было привычки таскать с собой фотоаппарат. Может быть, они были вот такими?
  

      Был летний день. Древние цеха завода - старинное железо и старинный камень. Огромные тенистые деревья. Две речки, протекающие через завод и небольшой пруд. На пожароопасном лесохимическом производстве пруд был нужен в качестве пожарного водоёма. И последние в Рудянке рельсы узкой колеи. Дольше всего они сохранились именно на территории завода.  Всё это создавалао атмосферу какого-то живого музея. Я подошёл к дрезине и долго стоял, приложив руку к её шершавому голубому дощатому боку. Теперь на территории завода скорее всего не осталось ни "узких" рельсов, ни вообще чего-нибудь железного.
     А раньше там был железнодорожный цех. Во времена стародавние он разделялся на два участка - узкой и широкой колеи. От цеха осталась табличка на стене. Написано "Жел.дор. цех ЛХЗ".



В цехе имелись один или два небольших маневровых тепловоза широкой колеи и вагоны, в которых перевозили канифоль. Один из этих иепловозов долго потом стоял под забором, всеми покинутый.
    А так в пятидесятые годы  грузили в вагоны бочки с канифолью.

      

      И ещё одна "железнодорожная" фотка из Рудянки есть у меня, вернее не у меня, а в музее. Совсем старая, дореволюционная. Паровоз  "А-69". Видимо такие использовались на нашей Горнозаводской железной дороге. Хотя я сомневаюсь, что это снято именно у нас. На снимке видно здание депо, а в Нейво-Рудянке насколько я знаю, никакого депо нет. Депо было в Верх-Нейвинске.



А это фото паровоза серии "А" я нашёл в Интернете. По-моему не похож.



В общем, если найду ещё в музее фотки подходящие по теме - сразу выложу.
Tags: Кировград, Нейво-Рудянка, железная дорога, история, музей
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments