Нейво-Рудянка в те годы была перевалочным пунктом. Здесь железная дорога, идущая из Свердловска в Нижний Тагил встречалась с Кировградской узкоколейкой. О ней я уже как-то писал. В посёлке было два вокзала "обычный" и узкоколейный. Вокзал узкой колеи стоял в красивейшем месте, почти на самом берегу пруда под Палёной горой. Станция так и называлась Палёная гора.
Узкоколейку от Рудянки до Кировграда в начале шестидесятых разобрали. Поэтому начну я именно с неё. И начну не с фоток, а с картины бывшего "узкоколейного" железнодорожника. Не помню, кем именно он работал на этой железной дороге. Может быть, даже был машинистом. Илья говорил мне, да я как обычно забыл.
Паровозик, проехав зигзагом по рудянским улицам, готовится устремиться в лес.

Это современный снимок того же места. Домик с синими ставнями на картине и на снимке - один и тот же. А прямая грунтовка уходящая в лес - это и есть бывшая УЖД.

Есть и фамилия автора этой картины - Комлев. Наверное, он нарисовал себя, свою юность. Сама же картина была написана в 1985-м году.

Наверное, вы уже обратили внимание на паровоз. Кто не разобрал его марку, подскажу Сп72. Я искал подобный паровоз в Интернете. Нашёл. По-другому он называется паровоз 157-го типа. Странно, что у нас в СССР были такие чисто цифровые наименования локомотивов. Я почему-то считал, что цифровые - это заграницей, а у нас в названии локомотива обязательно должны быть буквы.
Нашёл я и фотографию этого паровоза. Снято на станции Узловая в Кировграде. Может быть, как раз его потом поставили в парке Энгельса в Екатеринбурге. Я слышал, что там стоит один из последних паровозов именно Кировградской УЖД.

Я специально спрашивал у Ильи, нет ли среди его экспонатов фото узкоколейного вокзала. Это было довольно большое и красивое деревянное здание, которое снесли только в конце восьмидесятых годов, и его застал даже я. Но к сожалению, такого фото у него нет. Хотя, не стоит терять надежды. Фонды музея непрерывно пополняются, вдруг да кто-нибудь принесёт в музей и это фото.
А это снято внутри Нейво-Рудянского Лесохимического комбината. Подача осмола в цех. Осмол- это смолистые сосновые пни и корни. Узкоколейная дрезина толкает небольшие специальные вагончики с этим корнями прямо в цех, в чрево рубильной машины. Рубильная машина размалывала корни в мелкую щепу, а из этой щепы потом вываривали и извлекали полезные химические вещества. Мой отец в юности работал как раз на этой самой рубильной машине.

Наверное, корни грузили в вагонетки не прямо в лесу, здесь же, на терриотории завода. Вагоны-то маленькие. Один вагончик - одна загрузка рубильной машины. Я помню из детства, что эти корни возили на завод машинами. Но вполне могло быть и так, что их везли и по железной дороге. Дорога-то проходила по лесу. А тогда, как говорят, она тянулась в лесах на десятки километров и смыкалась с другой большой уральской узкоколейкой - Висимской.
Я помню, как ходил мимо завода и видел одну или две таких дрезины, стоящие на его территории. Их уже давно не использовали, они стояли под древней стеной цеха, сложенной из дикого камня. И мне хотелось всё рассмотреть их поближе. Однажды мы с Алей залезли в завод и сразу пошли к дрезинам. Я не знаю их марки и тогда у меня не было привычки таскать с собой фотоаппарат. Может быть, они были вот такими?

Был летний день. Древние цеха завода - старинное железо и старинный камень. Огромные тенистые деревья. Две речки, протекающие через завод и небольшой пруд. На пожароопасном лесохимическом производстве пруд был нужен в качестве пожарного водоёма. И последние в Рудянке рельсы узкой колеи. Дольше всего они сохранились именно на территории завода. Всё это создавалао атмосферу какого-то живого музея. Я подошёл к дрезине и долго стоял, приложив руку к её шершавому голубому дощатому боку. Теперь на территории завода скорее всего не осталось ни "узких" рельсов, ни вообще чего-нибудь железного.
А раньше там был железнодорожный цех. Во времена стародавние он разделялся на два участка - узкой и широкой колеи. От цеха осталась табличка на стене. Написано "Жел.дор. цех ЛХЗ".

В цехе имелись один или два небольших маневровых тепловоза широкой колеи и вагоны, в которых перевозили канифоль. Один из этих иепловозов долго потом стоял под забором, всеми покинутый.
А так в пятидесятые годы грузили в вагоны бочки с канифолью.

И ещё одна "железнодорожная" фотка из Рудянки есть у меня, вернее не у меня, а в музее. Совсем старая, дореволюционная. Паровоз "А-69". Видимо такие использовались на нашей Горнозаводской железной дороге. Хотя я сомневаюсь, что это снято именно у нас. На снимке видно здание депо, а в Нейво-Рудянке насколько я знаю, никакого депо нет. Депо было в Верх-Нейвинске.

А это фото паровоза серии "А" я нашёл в Интернете. По-моему не похож.

В общем, если найду ещё в музее фотки подходящие по теме - сразу выложу.
Journal information