guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Железная дорога в старых фото Нейво-Рудянки.

     В собрании Нейво-Рудянского школьного музея Ильи Тупикова есть несколько старых фотографий, относящихся к железной дороге. Фото были сделаны в начале или середине пятидесятых, как и большинство тех рудянских фоток советского периода, которые я выкладывал.
      Нейво-Рудянка в те годы была перевалочным пунктом. Здесь железная дорога, идущая из Свердловска в Нижний Тагил встречалась с Кировградской узкоколейкой. О ней я уже как-то писал. В посёлке было два вокзала "обычный" и узкоколейный. Вокзал узкой колеи стоял в красивейшем месте, почти на самом берегу пруда под Палёной горой. Станция так и называлась Палёная гора. 
       Узкоколейку от Рудянки до Кировграда в начале шестидесятых  разобрали. Поэтому начну я именно с неё. И начну не с фоток, а с картины бывшего "узкоколейного" железнодорожника. Не помню, кем именно он работал на этой железной дороге. Может быть, даже был машинистом. Илья говорил мне, да я как обычно забыл.
       Паровозик, проехав зигзагом по рудянским улицам, готовится устремиться в лес. 
    



Это современный снимок того же места. Домик с синими ставнями на картине и на снимке - один и тот же. А прямая грунтовка уходящая в лес - это и есть бывшая УЖД.


Есть и фамилия автора этой картины - Комлев. Наверное, он нарисовал себя, свою юность. Сама же  картина была написана в 1985-м году.



     Наверное, вы уже обратили внимание на паровоз. Кто не разобрал его марку, подскажу Сп72. Я искал подобный паровоз в Интернете. Нашёл. По-другому он называется паровоз 157-го типа. Странно, что у нас в СССР были такие чисто цифровые наименования локомотивов. Я почему-то считал, что цифровые - это заграницей, а у нас в названии локомотива обязательно должны быть буквы.
     Нашёл я и фотографию этого паровоза. Снято на станции Узловая в Кировграде. Может быть, как раз его потом поставили в парке Энгельса в Екатеринбурге. Я слышал, что там стоит один из последних паровозов именно Кировградской УЖД.


     Я специально спрашивал у Ильи, нет ли среди его экспонатов фото узкоколейного вокзала. Это было довольно большое и красивое деревянное здание, которое снесли только в конце восьмидесятых годов, и его застал даже я. Но к сожалению, такого фото у него нет. Хотя, не стоит терять надежды. Фонды музея непрерывно пополняются, вдруг да кто-нибудь принесёт в музей и это фото.
     А это снято внутри Нейво-Рудянского Лесохимического комбината. Подача осмола в цех. Осмол- это смолистые сосновые пни и корни. Узкоколейная дрезина толкает небольшие специальные вагончики с этим корнями прямо в цех, в чрево рубильной машины. Рубильная машина размалывала корни в мелкую щепу, а из этой щепы потом вываривали и извлекали полезные химические вещества. Мой отец в юности работал как раз на этой самой рубильной машине.



     Наверное, корни грузили в вагонетки не прямо в лесу, здесь же, на терриотории завода. Вагоны-то маленькие. Один вагончик - одна загрузка рубильной машины. Я помню из детства, что эти корни возили на завод машинами. Но вполне могло быть и так, что их везли и по железной дороге. Дорога-то проходила по лесу. А тогда, как говорят, она тянулась в лесах на десятки километров и смыкалась с другой большой уральской узкоколейкой - Висимской.
     Я помню, как ходил мимо завода и видел одну или две таких дрезины, стоящие на его территории. Их уже давно не использовали, они стояли под древней стеной цеха, сложенной из дикого камня. И мне хотелось всё  рассмотреть их поближе. Однажды мы с Алей залезли в завод и сразу пошли к дрезинам. Я не знаю их марки и тогда у меня не было привычки таскать с собой фотоаппарат. Может быть, они были вот такими?
  

      Был летний день. Древние цеха завода - старинное железо и старинный камень. Огромные тенистые деревья. Две речки, протекающие через завод и небольшой пруд. На пожароопасном лесохимическом производстве пруд был нужен в качестве пожарного водоёма. И последние в Рудянке рельсы узкой колеи. Дольше всего они сохранились именно на территории завода.  Всё это создавалао атмосферу какого-то живого музея. Я подошёл к дрезине и долго стоял, приложив руку к её шершавому голубому дощатому боку. Теперь на территории завода скорее всего не осталось ни "узких" рельсов, ни вообще чего-нибудь железного.
     А раньше там был железнодорожный цех. Во времена стародавние он разделялся на два участка - узкой и широкой колеи. От цеха осталась табличка на стене. Написано "Жел.дор. цех ЛХЗ".



В цехе имелись один или два небольших маневровых тепловоза широкой колеи и вагоны, в которых перевозили канифоль. Один из этих иепловозов долго потом стоял под забором, всеми покинутый.
    А так в пятидесятые годы  грузили в вагоны бочки с канифолью.

      

      И ещё одна "железнодорожная" фотка из Рудянки есть у меня, вернее не у меня, а в музее. Совсем старая, дореволюционная. Паровоз  "А-69". Видимо такие использовались на нашей Горнозаводской железной дороге. Хотя я сомневаюсь, что это снято именно у нас. На снимке видно здание депо, а в Нейво-Рудянке насколько я знаю, никакого депо нет. Депо было в Верх-Нейвинске.



А это фото паровоза серии "А" я нашёл в Интернете. По-моему не похож.



В общем, если найду ещё в музее фотки подходящие по теме - сразу выложу.
Tags: Кировград, Нейво-Рудянка, железная дорога, история, музей
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Минеола.

    Однажды, просматривая фотки в «Рэйл Пикчерс», я обнаружил вот это фото. Вроде, ничего необычного. Потрёпанный частный вагон, каких было много в…

  • Дизель в Среднеуральск.

    Сегодня в новостях читаю: "Из Екатеринбурга в Среднеуральск пустили рельсовый автобус". Ого! Я был удивлён и обрадован. Но, оказывается, пустили…

  • Привет от "мафии глухонемых".

    Недавно увидел вот такой календарь со Сталиным. Небольшой такой чёрно-белый календарик за 1976-й год, помещающийся на ладони. Довольно скверного…

  • Только потрогать.

    Мне было года четыре. Или пять. Мы с мамой возвращались из Рудянки в город. Я стоял на платформе рудянского вокзала и смотрел на мчащийся поезд.…

  • Мы вернулись из Сибири.

    Сегодня утром вернулись из Тобольска. Вчера ещё были на диком бреге Иртыша,а сегодня на утином бережку нашего пруда. Уток на вокзале стало,…

  • Советский железнодорожный мега-проект.

    Давно я не заглядывал во "Фликр" в поисках чего-то старинного и железнодорожного. И вдруг... Я нашёл одного американского коллекционера старых…

  • Сегодня в России ещё и День Железнодорожника.

    Сегодня в один день сразу три праздника. Один праздник громкий - День Десантника. Второй потише - День Пророка Илии. И самый тихий из сегодняшних…

  • Сюрприз, однако.

    Недавно мы ездили в Екатеринбург. И на нашем Верх-Нейвинском вокзале, прямо на столбе вдруг видим вот такое объявление: "Фото и видеосъёмка…

  • Ещё немного железнодорожных фото.

    Давно не находил ничего нового и интересного железнодорожного. А тут вдруг на "Фликре "обнаружил. Центр железнодорожной фотографии. "Центр" этот…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments