guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

"Монстры русской бересты" на "Большом Урале".



    Этот пост будет продолжением двух предыдущих.
    Знаете кто это? Вот этот мужчина с туеском в руке. Это Александр Шутихин из Котласа. Если помните, я про него писал. Именно он строит берестяные лодки, на которых пускается в дальние и рискованные путешествия. Например, на Соловки. Макеты берестяных лодок стоят рядом с мастером.





А это кто, помните? Справа Сергей Коротченя, слева Владимир Махнюк. О Сергее я тоже писал, а вот о Владимире Махнюке ещё нет. Впрочем, о нём и без меня много написано. Например, здесь. 



А это филигранная береста Веры Леонтьевой из Каменска -Уральского. Её фото у меня тоже было но к сожалению вышло неудачно.



В общем получилось так, что в тот день на выставке, в одном месте собрались четыре довольно известных в узких кругах мастера-берестянщика. 
А это "монстры русской бересты" плюс я. Нам было о чём поговорить в этот день.



      Впрочем один из нас к берестянщикам не относится. Это известнейший мастер-косторез Минсалим Тимергазеев из Тобольска. Он в красном халате. Помните его фото со спины? Когда он был ещё в обычной одежде. Теперь он переоделся в экзотический костюм, сшитый по мотивам народов Тюменского Севера.
     Вот Минсалим Валиахметович даёт интервью Областному телевидению. Говорит о почитании медведя северными народами и держит в руках матерчатую куклу-медведицу.
 


      Тобольский промысел резьбы по кости очень древний. Хоть Тобольск и не относится непосредственно к Тюменскому Северу, но в сюжетах тобольских резчиков преобладают северные мотивы.



Мамонт, вырезанный из мамонтовой же кости.



     Богатырь, увязший с конём в болоте. Болото вырезано из верхнего, уже потемневшего слоя мамонтового бивня. Бивни древних мамонтов бывают довольно толстыми. Верхний их слой обычно коричневый и растрескавшийся как старое дерево. Внутренние слои совсем белые. На этой разнице в цвете можно сыграть, добиваясь выразительности образа.



     Поражает мастерство резчика. Резать кость даже с помощью современных инструментов довольно  трудно. Минсалим дал мне кусочек лосиного рога и бормашину.
-Хочешь пожужжать?
Я  долго жужжал- трудился, изображая дантиста,( запах палёной кости живо напомнил мне зубоврачебный кабинет) но так и не смог вырезать ничего путного., только обсыпался мельчайшей костяной пылью.
     А ещё на стенде тобольских косторезов выставлены лисьи когти. Они довольно большие, сильно крупнее кошачьих. И если снять с них верхний слой и отполировать, то внутри они полупрозрачные, переливающиеся. Жаль, что я так и не удосужился их сфотографировать.
      Сергей Коротченя был на ярмарке нашим соседом. Как и в Ирбите. И также, как в Ирбите, работы свои не продавал. Только календари и каталоги.



Похоже мы с ним одновременно пришли к  тому, чтобы изпользовать в работе современные технологии. Только мы начали с лазерной гравировки, а Сергей стал использовать штапмпы, выточенные на фрезерном станке-автомате.
     Личное клеймо мастера Сергея Коротчени. Нам тоже хотелось бы сделать что-то подобное, но нас же двое. Нам нужно вдвое больше инициалов. Или какой-нибудь знак. Но какой? Мы пока не придумали.



Двойной крест - одна из последних находок Сергея. Узкая берестяная полоска поверх широкой. Смотрится оригинально.



Скоро в Тагиле будут праздновать сколько-то там лет "Евраз-холдингу". Тому, что мы по старинке ещё называем НТМК. И по случаю этого события будет персональная выставка Коротчени. Нас он тоже пригласил. И тут я спросил его:
-А как там руководство вашего холдинга не проводит ли экскурсии на металлургическое производство?
Я ж блогер, я ж не мог не спросить.
     Оказалось, что руководители предприятия ну никак не спешат открываться навстречу миру.  И даже пенсионеров, ранее работавших на предприятии пускать туда перестали. Объясняют они это  естественно заботой о безопасности. Чем же ещё-то?

     Как тут не вспомншь золотые советские времена, когда  проходная на НТМК была учреждением чисто декоративным. Проходи кто хошь. Я жалею, что  ходил туда на завод только два раза. А можно было зайти и в цех, посмотреть как разливают расплавленный металл. Я не зашёл. Думал, успею ещё. Не успел. Кстати тогда на заводе никого почему-то не волновала  безопасность разных  посторонних вроде меня.

      А ещё Коротченя "ловил" губернатора. В какой-то момент по всей ярмарке пронёсся слушок, что сейчас мимо рядов пройдёт губернатор Евгений  Куйвашев. Сергей сказал.
-Ну, сейчас-то я ему подарю свой календарь.
В прошлый раз он подписал календарь и хотел вручить губернатору, но тот к мастерам почему-то не подошёл. Зато сейчас...
     Вот он, момент. Слегка похожий на Шрека Куйвашев подходит к нашему стенду. Всеобщее смятение. Толкотня и щёлканье затворов фотоаппаратов.



-Когда буду в Тагиле, я вас найду - пообещал Сергею губернатор.


А это стенд Владимира Махнюка из Шадринска. Его знаменитые самовары из бересты. Бочонок-паровоз.




Оригинальная керамика с берестой. Смотрится потрясающе.Керамика и береста  "дружат" издавна. Давным -давно треснутые горшки обматывли берестой. чтоб они не развалились. эту процедуру так и называли "берещение". В наши дни "берещение" стало чисто декоративным приёмом.



Владимир Махнюк у своего стенда.


Футбольный самовар, как напоминание о близком уже чемпионате мира по футболу.



Аля позвала Махнюка на День города Екатеринбурга. И тут выяснилось, что в Екатеринбурге, Кургане и Шадринске  День города проходит одновременно. И ради участия в Дне города в родном Шадринске Владимир даже и в Екатеринбург не поедет.
     И тут подошёл Шутихин. Узнал я его сразу, хоть и видел до этого только на фото. Оказывается у него есть "собственный" стенд в главном зале.


Хотя стенд был посвящён туризму в городе Котласе, но Александр занимал там центральное место.
Настоящие туески и макеты лодок.





    Александр рассказал мне интересную вещь. Однажды ещё в совветское время в одном леспромхозе близ Котласа люди задумались над производством товаров народного потребления. Ну что за товары могли производить лесорубы? А могли они производить туески. И начали они их делать в огромных количествах.     Технология была очень эффективная.
      Пользуясь той же технологией, Шутихин может сделать до пятнадцати туесков в день. Со сколотнем, с подвёрнутым верхним и нижним краем. А ещё в то время у мастеров был ГОСТ на туески. И там было прописано, чтобы деревянные части туесков делались из лиственных пород лдерева. Ну, чтоб смола не попадала в пищу. Свои туески Александр делает только с берёзовыми донышками и крышками.
      На самой верхней фотке этого поста запечатлён спор Шутихина и сотрудницы музея в Нижней Салде. Она говорит, что деревянные части нужно делать из кедра и из поперечного спила дерева. А он - что из берёзовой доски. Кстати у меня дно на самом первом туеске как раз было из спила. Спил этот  быстро растрескался.
   Шутихинский туес с тиснением. Сверху написано "Деревня Бушманиха".


      Александр поделился с нами, коллегами по промыслу, своими планами на будущее. Он купил дом в десяти километрах от Котласа, только его нужно привести в порядок и оборудовать. Туда каждый сможет приехать и научиться делать настоящие туески. Или даже сделать лодку. А для мастеров-берестящиков можно устроить обмен опытом, знаниями, приёмами работы. Пусть каждый приедет и покажет людям, что он умеет. В общем, взаимное обогащение.

      Идея показалась мне очень привлекательной. Научиться делать настоящие туески со сколотнем - это ж большое дело. А мы могли бы показать, как делать резьбу или лоскутные изделия. Перспективы величайшие. Так и захотелось поехать в Котлас. Я так и представил, как мы едем в поезде мимо кировских лесов, мимо маленького посёлка Безбожник, недалеко от которого жила моя бабушка.


     А ещё Александр обратился за помощью в фонд Тимченко. И фонд ему помог. выделил деньги. В том числе и на покупку ленточно-пильного станка. Интересно, есть ли в наших краях фонд Тимченко? Вдруг и мне поможет? Я никогда не верил в помощь разных спонсорских фондов и никогда за помощью туда не обращался. А вдруг? Хотя, что мне конкретно нужно от олигархов? Не знаю. Ленточно-пильный станок не нужен точно. На нём дети все пальцы поотпиливают.
        Вот о чём-то таком мы стоим и беседуем у нашего стенда.


      А Минсалим сказал нам, что заграницей такая практика сотрудничества мастеров прикладного искусства существует давно. Там прикладники даже ездят друг к другу, чтобы помогать. Например, помочь коллеге достроить дом. Он и сам принимал участие в подобных поездках.
      Напоследок выложу ещё фото изделий Веры Леонтьевой.


И я со слоном её работы. Россия ведь родина слонов. Во всяком случае вот таких, берестяных.

Tags: Екатеринбург, береста, мастера
Subscribe

  • Архаика.

    Я продолжу выкладывать наши рамки, сделанные из старых заборных досок. Вот недавно ещё одну сделали. Выглядит вполне архаично.…

  • Странная находка.

    У нас вокруг строящегося дома в Нейво-Рудянке идут разные «великие» работы. Как-то недавно сваи вкручивали. И чтобы освободить место под одну из…

  • Рабочая обстановка.

    Примерно так выглядит наш рабочий стол на мастер-классах. Снимок был сделан второго сентября в День народов Урала. А это одно…

promo guriny june 30, 2023 11:07 9
Buy for 10 tokens
Сегодня мы ходили прощаться с башней. С той, что на горе Караульной. Башня была довольно важной частью нашего мира. Мы ходили туда часто. Встречали закаты и рассветы, вешали блогерскую табличку с названием нашего сообщества. Ели тортик на высоте в день моего юбилея, кормили зайца и смотрели на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments