guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

"Монстры русской бересты" на "Большом Урале".



    Этот пост будет продолжением двух предыдущих.
    Знаете кто это? Вот этот мужчина с туеском в руке. Это Александр Шутихин из Котласа. Если помните, я про него писал. Именно он строит берестяные лодки, на которых пускается в дальние и рискованные путешествия. Например, на Соловки. Макеты берестяных лодок стоят рядом с мастером.





А это кто, помните? Справа Сергей Коротченя, слева Владимир Махнюк. О Сергее я тоже писал, а вот о Владимире Махнюке ещё нет. Впрочем, о нём и без меня много написано. Например, здесь. 



А это филигранная береста Веры Леонтьевой из Каменска -Уральского. Её фото у меня тоже было но к сожалению вышло неудачно.



В общем получилось так, что в тот день на выставке, в одном месте собрались четыре довольно известных в узких кругах мастера-берестянщика. 
А это "монстры русской бересты" плюс я. Нам было о чём поговорить в этот день.



      Впрочем один из нас к берестянщикам не относится. Это известнейший мастер-косторез Минсалим Тимергазеев из Тобольска. Он в красном халате. Помните его фото со спины? Когда он был ещё в обычной одежде. Теперь он переоделся в экзотический костюм, сшитый по мотивам народов Тюменского Севера.
     Вот Минсалим Валиахметович даёт интервью Областному телевидению. Говорит о почитании медведя северными народами и держит в руках матерчатую куклу-медведицу.
 


      Тобольский промысел резьбы по кости очень древний. Хоть Тобольск и не относится непосредственно к Тюменскому Северу, но в сюжетах тобольских резчиков преобладают северные мотивы.



Мамонт, вырезанный из мамонтовой же кости.



     Богатырь, увязший с конём в болоте. Болото вырезано из верхнего, уже потемневшего слоя мамонтового бивня. Бивни древних мамонтов бывают довольно толстыми. Верхний их слой обычно коричневый и растрескавшийся как старое дерево. Внутренние слои совсем белые. На этой разнице в цвете можно сыграть, добиваясь выразительности образа.



     Поражает мастерство резчика. Резать кость даже с помощью современных инструментов довольно  трудно. Минсалим дал мне кусочек лосиного рога и бормашину.
-Хочешь пожужжать?
Я  долго жужжал- трудился, изображая дантиста,( запах палёной кости живо напомнил мне зубоврачебный кабинет) но так и не смог вырезать ничего путного., только обсыпался мельчайшей костяной пылью.
     А ещё на стенде тобольских косторезов выставлены лисьи когти. Они довольно большие, сильно крупнее кошачьих. И если снять с них верхний слой и отполировать, то внутри они полупрозрачные, переливающиеся. Жаль, что я так и не удосужился их сфотографировать.
      Сергей Коротченя был на ярмарке нашим соседом. Как и в Ирбите. И также, как в Ирбите, работы свои не продавал. Только календари и каталоги.



Похоже мы с ним одновременно пришли к  тому, чтобы изпользовать в работе современные технологии. Только мы начали с лазерной гравировки, а Сергей стал использовать штапмпы, выточенные на фрезерном станке-автомате.
     Личное клеймо мастера Сергея Коротчени. Нам тоже хотелось бы сделать что-то подобное, но нас же двое. Нам нужно вдвое больше инициалов. Или какой-нибудь знак. Но какой? Мы пока не придумали.



Двойной крест - одна из последних находок Сергея. Узкая берестяная полоска поверх широкой. Смотрится оригинально.



Скоро в Тагиле будут праздновать сколько-то там лет "Евраз-холдингу". Тому, что мы по старинке ещё называем НТМК. И по случаю этого события будет персональная выставка Коротчени. Нас он тоже пригласил. И тут я спросил его:
-А как там руководство вашего холдинга не проводит ли экскурсии на металлургическое производство?
Я ж блогер, я ж не мог не спросить.
     Оказалось, что руководители предприятия ну никак не спешат открываться навстречу миру.  И даже пенсионеров, ранее работавших на предприятии пускать туда перестали. Объясняют они это  естественно заботой о безопасности. Чем же ещё-то?

     Как тут не вспомншь золотые советские времена, когда  проходная на НТМК была учреждением чисто декоративным. Проходи кто хошь. Я жалею, что  ходил туда на завод только два раза. А можно было зайти и в цех, посмотреть как разливают расплавленный металл. Я не зашёл. Думал, успею ещё. Не успел. Кстати тогда на заводе никого почему-то не волновала  безопасность разных  посторонних вроде меня.

      А ещё Коротченя "ловил" губернатора. В какой-то момент по всей ярмарке пронёсся слушок, что сейчас мимо рядов пройдёт губернатор Евгений  Куйвашев. Сергей сказал.
-Ну, сейчас-то я ему подарю свой календарь.
В прошлый раз он подписал календарь и хотел вручить губернатору, но тот к мастерам почему-то не подошёл. Зато сейчас...
     Вот он, момент. Слегка похожий на Шрека Куйвашев подходит к нашему стенду. Всеобщее смятение. Толкотня и щёлканье затворов фотоаппаратов.



-Когда буду в Тагиле, я вас найду - пообещал Сергею губернатор.


А это стенд Владимира Махнюка из Шадринска. Его знаменитые самовары из бересты. Бочонок-паровоз.




Оригинальная керамика с берестой. Смотрится потрясающе.Керамика и береста  "дружат" издавна. Давным -давно треснутые горшки обматывли берестой. чтоб они не развалились. эту процедуру так и называли "берещение". В наши дни "берещение" стало чисто декоративным приёмом.



Владимир Махнюк у своего стенда.


Футбольный самовар, как напоминание о близком уже чемпионате мира по футболу.



Аля позвала Махнюка на День города Екатеринбурга. И тут выяснилось, что в Екатеринбурге, Кургане и Шадринске  День города проходит одновременно. И ради участия в Дне города в родном Шадринске Владимир даже и в Екатеринбург не поедет.
     И тут подошёл Шутихин. Узнал я его сразу, хоть и видел до этого только на фото. Оказывается у него есть "собственный" стенд в главном зале.


Хотя стенд был посвящён туризму в городе Котласе, но Александр занимал там центральное место.
Настоящие туески и макеты лодок.





    Александр рассказал мне интересную вещь. Однажды ещё в совветское время в одном леспромхозе близ Котласа люди задумались над производством товаров народного потребления. Ну что за товары могли производить лесорубы? А могли они производить туески. И начали они их делать в огромных количествах.     Технология была очень эффективная.
      Пользуясь той же технологией, Шутихин может сделать до пятнадцати туесков в день. Со сколотнем, с подвёрнутым верхним и нижним краем. А ещё в то время у мастеров был ГОСТ на туески. И там было прописано, чтобы деревянные части туесков делались из лиственных пород лдерева. Ну, чтоб смола не попадала в пищу. Свои туески Александр делает только с берёзовыми донышками и крышками.
      На самой верхней фотке этого поста запечатлён спор Шутихина и сотрудницы музея в Нижней Салде. Она говорит, что деревянные части нужно делать из кедра и из поперечного спила дерева. А он - что из берёзовой доски. Кстати у меня дно на самом первом туеске как раз было из спила. Спил этот  быстро растрескался.
   Шутихинский туес с тиснением. Сверху написано "Деревня Бушманиха".


      Александр поделился с нами, коллегами по промыслу, своими планами на будущее. Он купил дом в десяти километрах от Котласа, только его нужно привести в порядок и оборудовать. Туда каждый сможет приехать и научиться делать настоящие туески. Или даже сделать лодку. А для мастеров-берестящиков можно устроить обмен опытом, знаниями, приёмами работы. Пусть каждый приедет и покажет людям, что он умеет. В общем, взаимное обогащение.

      Идея показалась мне очень привлекательной. Научиться делать настоящие туески со сколотнем - это ж большое дело. А мы могли бы показать, как делать резьбу или лоскутные изделия. Перспективы величайшие. Так и захотелось поехать в Котлас. Я так и представил, как мы едем в поезде мимо кировских лесов, мимо маленького посёлка Безбожник, недалеко от которого жила моя бабушка.


     А ещё Александр обратился за помощью в фонд Тимченко. И фонд ему помог. выделил деньги. В том числе и на покупку ленточно-пильного станка. Интересно, есть ли в наших краях фонд Тимченко? Вдруг и мне поможет? Я никогда не верил в помощь разных спонсорских фондов и никогда за помощью туда не обращался. А вдруг? Хотя, что мне конкретно нужно от олигархов? Не знаю. Ленточно-пильный станок не нужен точно. На нём дети все пальцы поотпиливают.
        Вот о чём-то таком мы стоим и беседуем у нашего стенда.


      А Минсалим сказал нам, что заграницей такая практика сотрудничества мастеров прикладного искусства существует давно. Там прикладники даже ездят друг к другу, чтобы помогать. Например, помочь коллеге достроить дом. Он и сам принимал участие в подобных поездках.
      Напоследок выложу ещё фото изделий Веры Леонтьевой.


И я со слоном её работы. Россия ведь родина слонов. Во всяком случае вот таких, берестяных.

Tags: Екатеринбург, береста, мастера
Subscribe

  • Печенье.

    Недалеко от нашего дома есть киоск, где продают печенье. Иду и читаю объявления о новинках в торговле вкусностями. "Печенье "Лимонное" с ароматом…

  • Заброшенный вездеход.

    Однажды мы встретили на улицах Нейво-Рудянки вот такую машинку. Это "Луаз", переделанный под гусеничный вездеход. Не знаю, была ли…

  • Одна фотка. Уголок двора.

    Это уголок двора а нашем доме, в Рудянке. Скамейка, половички, рубанок, колесо. И крест(можно догадаться по косому пазу). Крест я сделал ещё…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments