guriny (guriny) wrote,
guriny

Посёлок Стахановский.

Есть в Кировской области по дороге на Котлас такой посёлочек, называется Безбожник. Километрах в десяти от него, в лесу стоит ещё один. Называется Стахановский. Именно там, на Стахановском жила моя бабушка Гурина Таисия Смарагдовна. Там же прошла юность моего отца, Гурина Вячеслава Кузьмича. Люди там в то время валили лес и занимались сельским хозяйством.
     Кстати отец мой вот он, слева. Сидит с какой-то белой палочкой в руке. Фото сделано, когда он учился в старших классах школы.Он тогда летом  работал на железной дороге, шпалы подбивал, щебня подсыпал. В общем, зарабатывал себе на приличный костюм.

От Безбожника в глухие кировские леса уходила лесовозная узкоколейка. Она проходила мимо Стахановского и шла дальше, в такие же маленькие лесные посёлочки Волосница и Тылай.
      Про деда своего Гурина Кузьму Кондратьевича я уже писал. Перед войной он работал парторгом Яскинского леспромхоза в Карело-Финской ССР (теперь посёлок Лесогорский Ленинградской области).
       Когда в начале войны финны стали наступать на Карельском перешейке, стараясь отвоевать свои ранее захваченные Советским Союзом земли, дед пошёл воевать, а семью, бабушку с детьми, эвакуировали в Кировские леса. Дед на войне был ранен и уехал к брату в город Кировград, где потом и умер от туберкулёза. Умер он в 1941-м году. В тот же год родился мой отец.
     Бабушка с двумя младшими детьми после войны уезжала в Вологодскую область, потом в Кемерово. А потом всё равно вернулась в свой "таёжный тупик". Сами мы об истории деда и бабушки знаем совсем немного. Бабушка умерла когда я ещё учился в школе.
     Моя бабушка Гурина Таисия Смрагдовна. Баба Тоя. Снято там же, на Стахановском. Кто-то натянул позади бабушки белую простыню, чтоб снимок вышел получше. Не помогло.

В общем, там они и жили. Отец ходил в детсткий садик, потом в школу. Вот кстати снимок первого класса стахановской школы. Отец мой - вон тот мордастый мальчишка, третий справа  в верхнем ряду. Снято в 1948-м году. Это было как раз время рассказа про Музгарку.
     Здесь же, на оборотной стороне снимка написаны фамилии всех ребятишек. Все дети коротко стриженные, чтоб не завелись вши. Так что мальчиков от девочек можно отличить с трудом.  Напишу те фамилии, что сумел разобрать. Бушанина, Шульгина, Гурин, Ковягина, Окатьев, Кетов, Баглаев,Тянглин, Пантелеева, Суслова, Герасимова, Валиахметов. Фамилии три или четыре разобрать не удалось, а фамилии педагогов там даже и не были написаны. Жив ли сейчас кто-нибудь из них? И по какой земле ходят ныне их внуки? Или уже правнуки.

До сих пор помню, как отец рассказывал мне, как они с другом ходили на заброшенный екатерининский тракт, на дальнюю речку за хариусом. Им сказали, что хариус мол царская рыба, вот они и пошли его добывать.
-Закинешь, поплавок несёт течением, а хариус нос воротит. Вот видно его, видно, как он там в воде ходит, а не клюёт.
Отчаявшись наловить хариуса, ребята перешли на рыбу попроще. Спустились к омуту, наловили стрекоз и стали на них рыбачить. На этих стрекоз клевали здоровенные чебаки и такие же здоровенные окуни. И скоро, забыв о царской рыбе, они наловили целое ведро рыбки простонародной.
    А когда возвращались домой, встретили медведицу с медвежатами. Медведица рявкнула и побежала за ними. От медведицы убегали сломя голову.
-Какой-то сучок попал мне в ногу. Больно, кровь течёт, а бегу, куда денешься - рассказывал отец.
Совсем не хотелось попасть на зуб разгневанной зверюге. От медведицы убежали, заблудились и пришли в какую-то деревню где жили одни "комики" и все по фамилии Панкратовы. "Комики" - это  имелся в виду народ коми. Панкратовы оказались людьми добрыми. Накормили, обогрели удачливых, но напуганных рыбаков, перевязали подраненную ногу. И показали путь домой.
    Мальчишки Кировских лесов. В любой компании молодых людей всегда найдётся кто-то с гитарой. Мой отец - справа. Он подрос и круглолицым быть перестал.

Я был в тех краях только раз. В детстве. Это был год то ли 77-й, то ли 78-й. Мы решили поехать на Стахановский к бабушке все вместе. Вся уральская родня. Отец, его брат дядя Володя с тетёй Лидой, мама, я и мои двоюродные братья Володя и Женя. А ещё тётя Лиля приехала из Москвы. Восемь человек нас было.
     Я помню как ехал в поезде в какие-то незнакомые края и радовался. А поезд шёл, как мне казалось прямо по улице города Кирова. Не увидев привычных проводов контактной сети, я подумал, что здесь ездят всё ещё на паровозах. Вот ведь, подумал я, в какую отсталую землю я попал. Но тут я немного ошибался. Поезд наш тянул не паровоз, а серенький такой тепловозик, на кабине которого было гордое имя "Стрела".

Не помню, сколько ехали мы из Кирова до Безбожника. Но там погода испортилась и радоваться я перестал. Потом дождь, маленький ванончик узкоколейки и наконец серый от дождя посёлок, засыпанный слежавшимся, почерневшим опилом. Отец рассказывал мне, что там в опиле они рыли для себя настоящие подземные ходы, в которых играли в войнушку. В нём же водились гигантские жуки-олени. И море жёлтых цветочков-лютиков вокруг.
      Нас поселили в пустом, но ещё хорошем доме по соседству с бабушкиным. Меня поразило то, что во всём посёлке не было ни одной легковой машины. Только грузовики и мотоциклы. Оно и понятно, дороги ведь асфальтированной туда не было. И все люди ходили с аккумуляторыми фонариками. Это потому, что уличным освещением в Стахановском и не пахло. Ночью было темно хоть глаз выколи. Придёшь в клуб смотреть кино, а там все розетки утыканы этими фонариками. Подзарядят люди свои фонарики и пойдут по ночным улицам волков пугать. Насчёт волков - всё правда. Особенно много их было в Кировской области в послевоенное время. Волки ведь тоже отступали из прифронтовых районов в тыл, они тоже боялись выстрелов, пожаров и взрывов.
      Помню ещё, что Безбожник был для стахановских этаким центром мира. В нём был даже ресторан. И ещё в те годы уже было такое явление как бартер, правда слова такого люди ещё не знали. Местный леспромхоз поставлял лес почему-то в Японию. Вот уж ближний свет - везти его в Японию именно из Кировской области, а не с Дальнего Востока. И вот за это местным товарищам подкидывали разных японских товаров. Какие-то плащи, зонтики. Дядя Володя и тётя Лида накупили этих плащей и зонтиков целую кучу. А мы были бедные и ничего не купили. Нам, нищим, от бартера ничего не отломилось.
    Погода была плохая и мы целыми днями сидели дома и играли с двоюродным братом Женей в "акульку". Это такая карточная игра. Кто проиграет, тот "акулька", тому на голову надевали платок. Женька играл лучше меня и я постоянно сидел в этом дурацком  платке и ревел. И огромный куль вяленой рыбы в чуланчике. Достанешь рыбку и заедашь свой досадный карточный проигрыш.
     Недавно я вспомнил о посёлке Стахановском и стал искать хоть какие-то упоминания о нём в Интернете. Пусто. Будто и не было на земле такого посёлка, будто и не жили в нём люди. Нашёл я только вот эту фотку. Рельсы, уходящие в леса и несколько развалившихся домиков. Есть ли хоть одна живая душа в этом посёлке сейчас? Фото взято с узкоколейной части "Паровоза ИС".

"Затерянный мир полусгнивших избушек" - так написал об этом месте отец в одном из своих стихотворений. Он написал эти слова ещё тогда, в семидесятые. Когда-нибудь возьму  у мамы у эту тетрадочку со стихами отца и выложу здесь.
Tags: железная дорога, история, родина

Posts from This Journal “родина” Tag

• Царские дни в Алапаевске.

Раньше мы каждый год крестным ходом из Екатеринбурга на Ганину Яму. А тут у меня нога заболела. Да и вирус свирепствует. Поэтому решили поехать в…

• Нас чуть не задушила Манская петля.

Второй день нашего сибирского путешествия начинался бодро. Усталые ноги за ночь перестали болеть, носки высохли. Мы проснулись конечно же от того,…

• Ещё немного Тобольска.

Наверное, я ещё долго буду писать про Тобольск. Вспомню одно, потом другое. Хотя... Про другие города, где я был, я тоже хотел писать много. Про…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…

Posts from This Journal “родина” Tag

• Царские дни в Алапаевске.

• Нас чуть не задушила Манская петля.