Я так и не выложил полностью события того дня, когда мы ездили на кладбище. После чего Денис пригласил нас попить чаю в тот самый церковный дом. Дом стоит на самом верху, рядом с Воскресенским храмом. Мне это место всегда нравилось. Отсюда весь посёлок и почти весь город как на ладони.
Помню, как ещё в школе мы шли сюда на гору как на другой край земли. Нам казалось, что идти так долго. Когда идёшь по незнакомому месту, то всегда кажется очень долго. А для нас, тогдашних детей, Верх-Нейвинск, хоть он и стоит в двух шагах от города, был как раз такой незнакомой землёй. Он ведь был "за зоной", вне пределов привычного мира закрытого города.
И вот, наконец, запыхавшись, мы с другом добрались до развалин церкви. Помню солнце, тишину и простор. И древний, осыпающийся кирпич, заросший крапивой. В то время на здании церкви было два купола. Старых, подгнивших с хлопающими от ветра листами железа. Колокольни не было совсем. В советское время её разобрали на кирпич всю, до основания.
- А ещё тут есть старые могилы- сказал мне друг, и нам обоим стало немножечко жутко.


Храм давно уж восстановили, а над всеми разорёнными могилами поставили большой поклонный крест. Теперь и не веришь в развалины, бывшие здесь когда-то.


Ну а нам - вон туда. Церковный дом слева.

При любом храме существует такой домик, где есть кухня, трапезная, воскресная школа. А ещё там время от времени кто-нибудь живёт. Есть такой домик со всем, с этим и здесь.
Перед домиком лежит куча золотистых обрезков металла.
-Это "нано-золото", нитрит титана - говорит нам Денис- Можете взять себе кусочек на память.
Блогеры сразу пошли рыться в "золоте".

Нитритом титана кроют купола многих храмов, в том числе и нашего, Воскресенского.
А мы тем временем заходим в домик. Если любое посещение блогерами чьего-нибудь рабочего места считать блог-туром, то у нас сегодня блог-тур в церковный дом.

Помещение воскресной школы.

Книги и портрет патриарха Алексия Второго. Стыдливо укрытые занавесочкой, приспособления для чая. Не одни мы с детьми пьём чай, в воскресной школе его тоже пьют в перерывах между изучением Священного писания.

Фотографии верх-нейвинского духовенства прежних времён. Здесь же самая, наверное, известная из старых фотографий Верх-Нейвинска, сделанная с этой же горы в 1934-м году. У меня она тоже где-то была выложена.
Нет ли среди портретов этих иереев одного священника по фамилии Рубан? Дом, в котором он жил, стоит по соседству с домом бабы Лены. А сам Рубан был учителем закона Божия в школе. В той самой, которую в начале прошлого века построил Марков на народные деньги.
Согласно чьим-то воспоминаниям "поп Рубан был очень злой". Прям вот ругал и колотил своих учеников беспощадно. Когда я сказал об этом Денису, он мне возразил, что всё это "коммунистические бредни". Да уж, сейчас, спустя сто лет уже не проверишь.

Пианино. Женя сразу села и сыграла нам что-то, а что именно - я забыл.

Кресло, которое ставят исключительно для архиерея. Если Аля в нём посидит, то не обидится ли наш владыка Кирилл, епископ Нижнетагильский и Серовский? Наверняка не обидится. К тому же он редко сидит в этом кресле.

Лестница на второй этаж. Вернее на третий. На первом этаже дома - котельная, на втором - всё то, что мы уже видели и на третьем - жилые помещения. Там живут, например, те, кто сопровождает чудотворные иконы. Или паломники. А сейчас тут живут кровельщики, которые кроют купола храма нитритом титана.

Жилые помещения такого типа есть при любом храме. Помню как в Шайтанке прямо в церкви нужно было лезть куда-то по длинной лестнице за огромной старинной печью. А там, за печью вдруг открывалось небольшое помещение, где паломники могли спать прямо на полу.
Здесь всё более цивилизованно. Кровельщики могут отдыхать во вполе комфортных условиях.

Вид из окна на Минихову горку. А вон то светло-серое здание с железной крышей справа - это организация "Благое дело".

А тут самое вкусное помещение церковного дома - кухня. Здесь обедают священники, да в общем и все, кто что-то делает для церкви, могут получить тут свой обед с молитвой. Здесь же обедают и в праздники.

Денис на правах хозяина приглашает нас рассаживаться.

А это какая-то хитрая угловая печь с нишей в виде купола. Для того, чтоб её построить, специально искали толкового печника.

Дорогих гостей-блогеров просят к чаю.

- А кота у вас тут нету?- спрашивает кто-то.
Такая кухня и без кота - непорядок какой-то. В той же Шайтанке в своё время в храме жил серый пушистый неподъёмный котище.
-Был у нас и кот- говорит Денис - да только вот отравился чем-то и сдох.
Кот этот жил во всех местах сразу. И в самом храме и здесь, при кухне. А спал он под крестом, прямо у входа в алтарь. Идут люди к кресту прикладываться, а на пути у них раскинулся хвост. Православие почему-то избирательно относится к некоторым домашним животным. Собак в храм не пускают ни под каким видом, а кошек - пожалуйста.

Мы пьём чай и едим печенье, сухари и плюшки. А потом Денис поставил перед нами баночку с чем-то серым и рассыпчатым.
-Это четверговая соль - сказал он- наша соль популярна даже заграницей.

Он нам рассказывал довольно хитрый рецепт приготовления этой соли. Я его весь не запомнил. Помню только, что соль прокаливали в печке вместе то ли с хлебом, то ли с квасом. И делали это в Великий Четверг перед Пасхой. Соль получалась вот такая, тёмно-серая. У чёрной соли появлялся необычный, своеобразный вкус. Нам очень понравилось подсаливать ею сухари.

-А нельзя ли производить эту соль в "коммерческих" масштабах? - спросил опять же кто-то.
Получился бы оригинальный "съедобный сувенир" из Верх-Нейвинска. Каждый был бы рад привезти домой пакетик такой вкусной соли. Кстати пакетик четверговой соли обычно стоит 50 рублей. Её продают монахи на православных ярмарках.Может быть, если не забудем, то подарим Денису берестяную солонку под четверговую соль.
Вот и всё. Пора прощаться с гостеприимным церковным домом. Под конец выложу ещё немного фоток "с самого верху".


В позднесоветское время здесь хотели сделать стадион. Не успели.


Journal information