guriny (guriny) wrote,
guriny

Дом, стол, диван и стакан Николая Славянова. Первая часть.

Давно уже обещал написать про "славяновский" стакан. Наконец-то пишу. Этот стакан находится в музее Славянова в Мотовилихе, в Перми.
      Изобретателя электросварки Славянова в Перми любят. Я видел в городе целых два памятника Славянову. Может быть, есть и ещё. Это и неудивительно. Хоть Славянов и родился в Воронежской области, большая часть его жизни прошла в Перми. И изобретение, сделавшее Славянова знаменитым, тоже появилось на свет на пермской земле. И не просто на пермской, а здесь же, в Мотовилихе, где стоит пушечный завод и этот самый музей.
       Имя Славянова уже упоминалось на страницах моего блога, когда я писал о журнале "Техника молодежи " за 1944-й год. Вот здесь. Постараюсь как-нибудь выложить здесь всю статью из этого журнала о Славянове и Бенардосе.
       А пока - музей. В него мы ходили тем же составом, что и в музей пушек. То есть Аля, Настя, Санька, Женя и Кирилл. Ну и я конечно.

Эта женщина была нашим экскурсоводом по музею. Она рассказала нам биографию учёного и давала пояснения по экспонатам.

Это диплом Славянова, полученный в Горном институте в Петербурге. В Богословии успехи очень хорошие, в высшей математике и аналитической механике тож, в зоологии и физике просто хорошие, а вот в горном законоведении и минералогии - посредственные. Вернее, удовлетворительные, что впрочем одно и то же.
     Так что не был Славянов круглейшим отличником. И присвоено было Николаю Гавриловичу по выходе из института почётное звание горного инженера. И плюс к тому чин - коллежский секретарь. Чин где-то в самом низу "табели о рангах". Коллежский секретарь - это чуть получше, чем коллежский регистратор, чин самый распоследний.

Сначала Славянов работает в Вятских краях, а потом переезжает в Пермь и начинает работать на Пушечном заводе. Кстати музей расположен в доме, построенном по проекту самого Славянова.
     В доме есть подлинная мебель Николая Гавриловича, которую подарил музею его внук. Меня так и подмывало спросить, а кто он, внук изобретателя, кем работает, где живёт. Но спросить об этом я забыл и теперь жалею.
      Чернильница, стул и микроскоп. А вот почему в конце 19-го века столы обтягивали сукном? На матерчатой подкладке ведь писать неудобно.

Мы хотели уговорить Саньку посидеть за столом изобретателя. Он ведь будущий инженер. И это хороший знак был бы для него - посидеть именно за этим столом.За тем столом, за которым изобретатель творил. Хотелось бы, чтоб хоть часть, хоть крошечная часть таланта Славянова перетекла бы в него. Но сын отказался. Решил надеяться больше на себя, чем на "духи великих предков".
     А вот Аля решила всё ж таки посидеть за славяновским столом. Некая доля изобретательства нам в нашем берестяном деле тоже не помешает.

Ещё часть мебели к техническому творчеству впрямую не относящаяся. И какой-то камень, вроде полевой шпат, которым Славянов подпирал дверь.

А это Славянов среди своих подчинённых и оборудования для электросварки.

А изобрёл он электродуговую сварку с плавящимся электродом. В наше время вещь совершенно обыкновенную. Зажимаешь электрод в держатель, надеваешь маску с тёмным стеклом, включаешь ток в трансформаторе. Стукнешь электродом по металлу, чтоб отлетел от электрода кусочек обмазки и зажглась дуга. И свариваешь.
      А в то время (конец 19-го века)... О. В то время это стало технической революцией. Именно с такой формулировкой был выписан Славянову диплом с технической выставки в Чикаго. Или не в Чикаго. Точно не помню. В общем где-то в Северо-Американских соединённых штатах.

Есть тут и диплом Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887-го года в Екатеринбурге. О ней я тоже однажды упоминал. Когда писал про Якуньку из Рудянки. Значит мой земляк Якунька был участником той же выставки, что и Славянов. Правда Славянов на той выставке был удостоен большой серебряной медали. А Якунька зато вышел на международный рынок.
    Награждён был Славянов за "усовершенствование и изобретение различных деталей динамо-электрических машин и за очень хорошие качества измерительных приборов электрических машин".

Лаборатория Славянова на заводах занималась кроме всего прочего и сваркой треснувших колоколов. Заказов было столь много, что выполнять их не успевали. Религиозное усердие русских людей было велико. Звонили в колокола от души. Поэтому они время от времени трескались.
      Интересно, при починке колоколов тоже надо было сочинять всякие побасенки, как и при отливке? А то у Гиляровского читаем, что-то вроде:
-А ты знаешь, что на берег Москвы-реки кита выбросило.
-Да ты что!!! Неужто правда?
-Нет конечно, просто в заводе колокол льют.
     А вот и образцы работы сварочной мастерской Славянова. Металлические детали со сварными швами и отремонтированный колокол.

Фото работников сварочной мастерской.

А это сварочный аппарат Славянова.

Кстати сверхзадачей для Славянова было приварить отколотый кусок к Царь-Колоколу. Наверное, он смог бы и это. Но проект был, а до осуществления его руки так и не дошли.
     Рядом с бюстом Славянова какое-то железное колесо тоже со следами сварки. Конечно на производстве эти следы зачищали перед отправкой изделия заказчику. А это колесо было оставлено как образец.

Ну и под конец Славяновский стакан. Это слои разных металлов. Все эти металлыо бычно не сплавляются между собой. Славянов смог их сплавить. Колокольную бронзу, томпак, никель, сталь, чугун, медь, нейзильбер и просто бронзу, не колокольную. Этому сплаву потом придали форму гранёного стакана.
    На снимке все слои этих сплавленных металлов хорошо видны. Это кстати "малый" стакан. Для "внутреннего употребления". Был ещё и большой стакан, высотой больше метра. Его увезли на ту самую выставку в США.

А это мы, посетители Славяновского музея в Мотовилихе.

Продолжение будет. Кстати, когдая писал про музей пушек, то тоже обещал продолжение. Потом и его тоже выложу.
Tags: Музей, Пермский край.

Posts from This Journal “Пермский край.” Tag

• Портал во времени.

Только что узнал. Оказывается, в городе Чусовом Пермского края есть легенда. Нужно встать под монументальной аркой, которая ведёт на…

• Пермь. По правому берегу Камы.

Продолжаем прогулку, начатую в предпредыдущем посте. Из района Водники мы идём к Владимирскому храму. На стене деревянного дома обнаружился такой…

• Пермь.Где зимуют корабли.

Мы ж из Перми приехали. Поэтому будет новая порция пермских впечатлений. Пермь, как известно стоит на обоих берегах Камы. На левом берегу - весь…

• Ондатра.

Есть у моих родственников вот такой зверёк. Маленький, пушистый. Весит килограмма полтора. Шерсть длинная, ушки коротенькие. Звуков практически…

• Вспомнилось.

Вспомнилось вот среди зимы. Конец июля, тёплая ночь. И мы с Алей в Горках идём гулять от деревни в сторону реки через поле. Сухая, нагревшаяся за…

• Березники живые и мёртвые.

Сначала долго привыкаешь к одному месту, а потом в жизни что-то меняется, и приходится привыкать к другому. Раньше мы ездили к родственникам в…

• Как за Камой, за рекой.

Так уж получилось, что жизнь забрасывает нас в самые разные места. Не получается у нас так, чтоб годами ездить в одно и то же родовое гнездо, как…

• С Рождеством Христовым!

Сегодня, в самый праздник, приехали из Перми. Хочется поздравить всех с Рождеством. Картинку нашёл сегодняшнюю, рождественскую. Снято с поезда, в…

• Весеннее Белогорье.

Ездили в Белогорский монастырь. Были там два дня - вчера и сегодня. Организовала нам эту поездку Анна Фараджова, также, как и февральскую поездку…

promo guriny december 16, 19:19 1
Я тут в ЖЖ вычитал, что Путин оставил треть населения России в нищете и сделал всех соседей России её врагами. Ну... Подразумевается что Навальный, если он таки придёт к власти, то со всеми соседями России немедленно опять подружится. И обеспечит трети населения России невиданное процветание. А…