Сегодня состоялось заселение сына в общагу УРФУ. Мы проснулись в пять часов утра и тронулись в путь до Екатеринбурга. И это хорошо, что поехали так рано. А почему хорошо - расскажу потом.
У нас всё было как-то проще в своё время. Пришёл - поселили. Выдали ключ, матрас и вперёд. Тараканов гонять. Но и общага у нас была небольшая, всего-то один подъезд в пятиэтажном доме с выходом на крышу и отличным видом на район с поэтическим названием Красный Камень. Это в Тагиле, в училище прикладного искусства.
Здесь же этих общежитий целый квартал. И все относятся к УРФУ. Тут дома большие и маленькие, благоустроенные - для африканцев и не очень - для всяких там вроде нас. Кое-что в стиле конструктивизм, кое-что в стиле "без затей". В общем целый почти город. Для нас всё это сильно удивительно.
Конструктивизм вот.

А вот общага, куда заселяется санькин "мехмех - лучше всех". Общежите для студентов-механиков как раз и построено в стиле "без затей" в 1971-м году. Снаружи всё опрятно и чистенько.

Внутри первое, что мы увидели была мощная железная решётка. Она отделяла помещение для посетителей от холла. Такая вот откровенно тюремного вида решётка. Справа будка вахтёра и тоже зарешеченная. Позади вахтёра тревожно горели многочисленный лампочки какой-то сигнализации. В будке не хватало лишь амбразуры для пулемёта, чтобы отстреливаться. Как потом мы выяснили, такие страшные решётки есть практически во всех общежитиях. Наследие проклятых девяностых.
В помещении для посетителей было многолюдно, несмотря на довольно ранний час. Там толпились будущие первокурсники и их родители. Там же были студенты и более старших курсов. Процедура заселения одинакова для всех. Мы занимаем очередь.
-Кто последний?
-Мы.
-А вы откуда?
-Из Кустаная.
-А мы из Новоуральска.
Вот она, решётка. Снято "скрытой" камерой. Чтоб людей не пугать. Здесь пока немноголюдно. Но это пока. Скоро в "предбаннике" перед решёткой яблоку негде будет упасть.

Так началась первая очередь из пяти, в которых нам довелось стоять в этот день. Первая очередь - на получение договора. Мы стоим перед железной дверью, за которой выдают договоры примерно час. За дверью наблюдаются какие-то шевеления, но дверь не открывают. Чего ждут? Наконец Аля не выдержала и стукнула кулаком по двери. И,о чудо! Неприступная дверь открылась.
Здесь же выясняются и подробности всего процесса. Получив договор, судент должен пойти в банк, оплатить проживание не меньше чем за три месяца. Платить немного -500 р в месяц. Ещё нужно купить бланк пропуска и зачем-то чистый конверт с маркой. По-моему конверт нам так и не пригодился.
Идём в банк. Там - ещё одна очередь. Почему-то я подумал, что там в банке все толпятся возле обменников, лихорадочно скупая доллары. Кризис жеж. И все по идее должны брать приступом прилавки с валютой, спасая свои накопления. К моему дивлению в очереди одни студенты. Все платят за общагу.
Потом - третья очередь. К счастью небольшая. Тому, что она была для нас небольшой,мы обязаны парнишке-охраннику. Он направил нас в "правильное" окно, где не было столпотворения. Оформляем временную регистрацию. Прописываться в общежитии теперь не нужно. Временной регистрации достаточно. Регистрируют вон в том красном здании, что справа. Это тоже общага, но "элитная". Для африканцев. И самих африканцев мы там видели. Но почему-то они переговаривались между собой по-русски. Язык что ли осваивают? В "элитной" общаге жутких решёток уже не видно. Стоит приличного вида турникет.

И изречения великих людей на стенах.

Например, вот это. " Живи делом, а результаты оставь законам вселенной". Подписано Дзенгецу. Кто это - Дзенгецу? Блин! Это примерно то же самое что " на рыбалке важен процесс, а не результат". Подобные выражения меня раздражали с детства. Но постепенно со скрипом я прихожу к мнению, что это так и есть. Делай дело и не заботься о результатах. Среди хантымансийских богов был специальный божок, который отмерял, кому и сколько рыбы загнать в сети. Вероятно, древние жители нашего края тоже не гонялись за результатом.

Приходим обратно и становимся в четвёртую очередь. Теперь в "предбаннике" сразу две оочереди. Одна за договором, которую мы уже прошли, а вторая - на получение ключей от комнат. Эта очередь в свою очередь разделяется на две части - внешнюю и внутреннюю. Внешняя очередь - в "предбаннике", внутренняя - уже в холле. В "предбаннике" толчея и уже раздаются крики типа "вас здесь не стояло". Говорят, что в другом институте в подобной ситуации озверевшие родители студентов, простоявшие в таком же положении почти пять часов, устроили грандиозный скандал.
К тому же объявляется перерыв на обед. Обед, естественно для администрации. А мы продолжаем стоять. Стульчик на всю нашу толпу один, и он давно и прочно занят. Хорошо, что нас много (3 человека). Мы можем ходить обедать в студенческую столовую по очереди. Заодно осматриваем окрестности.

Надпись "Сайгон" и окна, затянутые колючей проволокой. Что это? Для чего это нужно в общежитии?

Кровавый тайский бокс для студентов-вещь незаменимая.

Тренажёры.

И просто спортивная площадка.

Граффити на бетонной стене.

Всё патриотично. Война, мирный труд и дружба наций.

Только вот советский солдат выглядит немного странно.

Возвращаемся. Вдруг кто-то видит на полу таракана. Начинаются разговоры про клопов и мышей. А я вспомнил детский сишок.
Я решительным выстрелом,
Таракана сразил,
Его шкурку потёртую,
Над кроватью прибил.
Пока мы обсуждали таракана, он уполз. Люди стоят плечом к плечу, как в автобусе "старых времён". А решётку держит изнутри специально назначенный для этого молодой человек, чтоб не прорвались. Наконец обед кончился. Очередь пошла живее и мы через какое-то время переместились в её внутреннюю часть, в холл.

Санька получил ключ от комнаты на пятом этаже. Наконец-то мы входим внутрь. Коридоры.

Двери в основном железные. Крепкие, мрачные. Что-то это мне напоминает. На одной двери явные следы взлома. Вряд ли это результат злдейства, просто кто-то ключ потерял.

И тяжёлый, едкий запах "детараканизации". Пахнет каким-то старорежимным дустом или дихлофосом. Не от этого ли ядовитого запаха облетели все листья на нарисованных деревьях?

А записка на двери как бы говорит: "Больше дуста!" "Травите тщательнее, а особенно под холодильником".

А сын стоит в пятой очереди - непосредственно за матрасом. Достояв, решил от матраса отказаться. А вдруг в нём клопы? Такие случаи бывали. Решили, что лучше купим матрас новый. Свежеполученным ключом Аля открывает дверь в "тёмну казематку".

Внутри всё не так плохо. Стены чистые, свежевыкрашенные. Двухэтажные кровати, холодильник, плитка, чайник, модем, стулья, столы. Жить можно. Пока неуютно, но это до поры. Когда здесь поселятся люди, вид будет поживее.


А это кухня на этаже. Тоже всё чисто и красиво. Осматривая будущее жильё сына, вспоминаем то, где жили сами. Всё-таки прогресс делал шаг вперёд. У нас было грязнее и безнадёжнее. Но мы мало обращали внимание на эти бытовые мелочи. Мы были молоды.
Сегодняшние студенты живут в гораздо более комфортных условиях. Нам общежитие даже понравилось.

Возвращаемся вниз. А там люди всё так же стоят за решёткой. Их по-прежнему много. Их очередь ещё не подошла. Если б мы встали не в пять часов, а попозже, то маялись бы в этой очереди до сих пор. Зрелище страшное. Хочу сфотографировать, но не решаюсь. Мне этих людей просто жалко. Сколько ж мы простояли? Три часа? Четыре? Или больше? Счёт времени мы потеряли, а самымсильным впечатлением стала боль в спине и ногах.
Вывод из всего этого такой. Испытания конечно закаляют людей. Но. Они хотят выучить, воспитать инженеров. Инженеры - это именно те люди, которые в будущем станут делать нашу жизнь разумнее, "качественнее". И их воспитание начинается вот с такого примера отвратительной организации процесса. Разве нельзя было сделать так, чтобы все студенты и их родители не приходили заселяться в один день? Разве нельзя заселять людей в два "потока", в разные дни, чтоб избавить их от кошмара многочасовой очереди?
И на закуску ещё одна фотка.

Journal information