guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Ирбит. Крестьянский зал Музея народного быта.



     Узнаёте медведя? Это тот самый, что был на ярмарке. Его притащили туда отсюда, из Крестьянского отдела Музея народного быта. Как нам пояснил экскурсовод, в музее есть отдел "дворянский", есть "купеческий", "мещанский". Там нам показывали, как жили ирбитские обывтели и их гости, приезжавшие торговать на ярмарку. Говорят, что даже офицеры в Ирбите того времени были. Жандармские.
     А вот как жило крестьянское сословие, и вообще люди, зарабатывающие деньги своим трудом - об этом нам не рассказывали. Экспонаты на "крестьянскую" тему конечно были, но терялись в массе других. А некоторые хранились в запасниках.
    И вот в этом году у музея появилось отдельное помещение для "крестьянской" коллекции.





    Музей Народного быта в Ирбите (музей Смердова) уже упоминался в моём блоге. Здесь и здесь. Кратко напомню его историю. Главное здание музея - бывшая мечеть. В двадцатых годах её закрыли. Не помню, что именно было в этом здании сразу после закрытия, но потом там был ликёро-водочный завод. В девяностые завод разорился и здание выкупил предприниматель Михаил Смердов. Перед тем, как купить здание, он спрашивал у местной мусульманской общины, не хотят ли они выкупить мечеть. У мусульман денег не было. Тогда Смердов купил здание и организовал там музей.
     А от водочного завода осталась лишь мраморная доска на стене. Она висит на внутренней стене, во дворе. И видеть её могли лишь рабочие водочного завода. Не рискнули в советское время вывесить подобную доску со стороны улицы. Скажут ещё, что слишком уж ударными темпами спаивают народ.



Позади музея - двор, закрытый со всех сторон. В Ирбите встречаются такие старинные дворы, на которых было удобно и безопасно оставлять свой товар купцам. Вероятно во времена ярмарок тут было какое-нибудь "татарское подворье". Купцы-мусульмане оставляли здесь свои товары, здесь же они и жили. И молились тут же.



И для такого специфического производства, как водочный завод, замкнутый двор тоже подходил как нельзя лучше. Заборов нет, охранять имущество от несунов сравнительно легко.
      Это краснокирпичное здание, о котором я упоминал в прошлом году, теперь тоже стало частью Музея. Там пока ещё разруха, хлам, старые столы и пыль. Но со временем и его приведут в божеский вид.



А для Крестьянского зала построили во дворе вот такой домик. Слева - бывшая мечеть, главное здание музея, справа - пока пустой "новый"корпус.



Домик, несмотря на свой довольно прочный вид полностью бутафорский. Он выстроен из досок и в нём зимой будет "невесело". Настоящие только оконные рамы и наличники, перенесённы сюда откуда-то.




Внутри разложены и развешены разные рабочие инструменты, которыми пользовались ирбитчане "старых времён". Коромысла, серпы, кайло, сито. Художники-прикладники слушают экскурсовода.



Он нам рассказывает, что Ирбитская ярмарка была второй по обороту денег в Российской империи. После Нижегородской. Не помню уж, сколько именно купеческих миллионов переходило из рук в руки на этих ярмарках.
-А где была третья?
-В Харькове.
     Вот и медведь, вернее медведица Машка. За спиной зверюги валенки и колодки, с помощью которых их валяли. Одним из важных товаров на ярмарке была шерсть, поэтому ничего не удивительного в том, что из части этой шерсти тут делали пимы.



   Есть в зале экспонат уникальный. Это теребильная машина для той самой шерсти. Один большой барабан и много барабанов поменьше. Шерсть проходила через валки машины  и очищалась, расчёсывалась. Так как музей в Ирбите "живой", то машину можно потрогать руками и даже покрутить ручку. Сегодня это делает кузнец Игорь Юдин.



    Ещё одна древняя машина - ножной токарный станок. На подобных станках точили узорные балясины для лестниц и крылечек. Наверное, на них же делали и точёные крышки для туесков. Работает этот агрегат по принципу ножной швейной машинки. Надо нижимать на педаль, и шпиндель будет вращаться. Резцы, которыми пользовались люди, работавие на этом чуде техники, до наших дней не сохранились. Позади станка - дверные ручки. Некоторые из них вполне современного вида.



Передняя бабка станка сделана промышленным способом, остальное - импровизация. Отличия от станков эпохи неолита, о которых я тоже писал, заметны.



Бочки, корзины, корыта. А ещё где-то есть пестерь. Плетёный из бересты короб на лямках, который носили за спиной. Как нам пояснил экскурсовод, простоватого и недогадливого человека тоже называли пестерём.



Обратите внимание на расписной короб из луба. Вроде бы на Урале подобных штучек не делали. Он привезён откуда-то с Русского Севера.



Жёрнов. Только вот оправа у него какая-то слишком декоративная. Наверное, её сделали уже в наше время.



    Есть ещё один жёрнов, менее декоративный, но он в кадр не попал. На нём пробовали молоть- получалось. А на дальней стене -пилы. В том числе лучковые. Если кто забыл, что за лучковые пилы - напомню. Делается деревянная рамка. С одной стороны прикрепляется гибкое лезвие пилы. Вроде пилки для лобзиков, только гораздо длиннее и шире. С другой стороны рамки было приспособление для натяжения пилы. Например, длинный прут с резьбой и гайка. С помощью такой пилы можно было пилить дрова в одиночку. Обычной же двуручной пилой пилить дрова одному невозможно. Пила гнётся.



На столе художественный беспорядок.  Здесь свалены столярные инструменты, подковы, даже кнут тут же.
 


    Дверцы для печек. Есть специальные коллекционеры, которые собирают эти дверцы. Здесь в музее тоже есть их небольшая коллекция.  На дверцах встречаются самые разные, иногда очень причудливые литые узоры. Нижняя дверца уже советского времени.  На ней узоров нет. Только надпись: " г. Ревда Литейщик." А по краям букв У Р А Л.



Художники слушают и проникаются величием прошлого.



Во дворе музея тоже есть экспонаты. Некоторые из них не стоило бы оставлять на улице.



Фото на память.


И ещё одно. Аля на качелях. Качели эти немилосердно скрипят своими верёвками.


Якорь. Раньше по реке Нице ходили довольно крупные суда. Говорят, что репрессированных в тридцатые годы отправляли в ссылку на Север по воде именно отсюда.



А это экспонаты, ещё не размещённые. Наверняка вслед за "крестьяянским" появится и "советский" отдел музея, где выставят эти велосипеды. Подобный "вечный" велосипед "Урал"(тот, что без шин) сохранился у меня до сих пор. 

Tags: Ирбит, музей, родина
Subscribe
promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments