Однажды на просторах Интернета я обнаружил вот такое чудо в восточном вкусе. Это поезд египетского хедива Саида-паши.
Сначала о том, кто такой хедив. Само это слово в переводе с персидского означает "государь". Во времена Османской империи Египет считался её частью. Очень важной частью. Поэтому турецкий султан присвоил наместнику Египта более пышный титул по сравнению с наместниками других областей. Остальные коллеги хедива по власти были обыкновенными пашами.
Египетский правитель Мухамед Али, был человеком не чуждым прогресса. Проект первой железной дороги в своей стране он заказал ещё в 1834-м году. Но построена она была лишь при его преемнике Аббасе Первом в 1852-м. Эту дорогу и подвижной состав для неё спроектировала и построила компания, которой владел Роберт Стефенсон, сын изобретателя первого паровоза Джоржда Стефенсона. Египет стал первой страной, где была построена железная дорога на Ближнем Востоке и в Африке.
Сам же паровоз, изображённый на верхней картинке использовался хедивом Саид-пашой для перемещения между двумя своими дворцами Рас-эль-Тин и Аль-Монтаза. Не знаю уж, какое расстояние разделяло эти дворцы. При первом взгляде на этот паровоз возникает вопрос. А где там, среди всей этой роскоши находился уголь? Кстати всё восточное убранство паровоза было разработано вполне европейским архитектором, которого звали сэр Мэтью Дигби Уайятт (Matthew Digby Wyatt).
Паровоз хедива вполне благополучно дожил до наших дней и ныне экспонируется в Железнодорожном музее Каира.
Я хотел найти в Интернете исторические фото этого поезда. Или хотя бы фотку покрупнее и более подробную, но нашёл только три довольно маленьких фотографии. Неужели никто из наших соотечественников, которые толпами ездят в Египет, так и не дошёл до такого, довольно интересного места, как Каирский железнодорожный музей? А если дошёл, то почему не выложил фото в Интернет?
За этими окнами сидел сам хедив. Интересно было бы увидеть фото интерьера этого салона.
Органы управления чудо-машиной. Снято из "купе" правителя. Через сдвижную дверь, сделанную из ценных пород дерева, он мог выйти и лично дать руководящие указания машинисту.
Титул хедива был в употреблении до 1914-го года, когда над Египтом был установлен английский протекторат. С этого времени египетский хедив стал называться султаном. И транспорт для его передвижений по железной дороге был заказан уже более солидный.
Эта "повозка" была построена в Англии в 1913-м году компанией с длинным названием Metropolitan Railway Carriage Company of Birmingham. "Бензо-электрический" привод на ней стоял немецкий от фирмы AEG.
Ну, и напоследок ещё один экзотиеский вагончик из Египта. Тоже для перевозки каких-то королей.
Journal information