guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Праздник, юрты и мы.




  Продолжаю про город Актюбинск и нас в этом замечательном городе. Начало здесь и здесь.
    Теперь про сам праздник. Сначала о том, что именно мы все тут празднуем. А праздновали мы 550-летие Казахского ханства. В глубокой древности на обломках Золотой Орды образовалось Казахское ханство. Самое первое государство казахов. Это государство то процветало, то распадалось, то опять соединялось. Ханство воевало с соседними народами, сопротивлялось агрессии. А потом было по частям присоединено к России.
    Это государство было предшественником современного Казахстана, именно поэтому дату его основания так широко и отмечают. Юбилей праздновался во всех городах Казахстана. Проводились самые разные праздничные мероприятия, например здесь же, в Актобе незадолго до нашего приезда состоялся симпозиум скульпторов, участниками которого были созданы оригинальные металлические скульптуры. Мы их ещё увидим.
    Сам же фестиваль "Шеберлер аулы" или в переводе на русский - "Аул мастеров" проводился в Астане и здесь,  в Актюбинске. Может быть, в Астане это называлось как-то по-другому и размах был пошире, но суть была та же. Как там, в столице, так и здесь стояли нарядные юрты, в которых сидели мастера народных промыслов и показывали своё искусство. А на улице в это время гремела национальная музыка, выступали певцы и целые творческие коллективы.
   
       Эти артисты приехали с Казахстанского Алтая. Они исполняли традиционное для тех мест горловое пение под собственный аккомпанемент.




     Юрты, где сидели мы, и сцена, где были артисты, были построены у стен спорткомплекса "Коныс".



Спят пока юрты, ждут нас.



Кстати сам "Коныс" раньше назывался просто Дворец Спорта и выглядел вот так.


А мы  раскладывем свои изделия и ждём.



    Разложили изделия, вышли на улицу. А там целое казахское войско. Молодые люди со щитами и неправдоподобно толстыми копьями. Увидев меня с фотоаппаратом, войско встало полукругом и улыбнулось. Вот такой вышел постановочный снимок.



Артисты выгружаются из автобуса, сейчас пойдут на сцену.



    Постепенно подходит народ, люди начинают заходить во все юрты. На каждой из них название региона или страны, откуда приехали мастера. Мастера из Монголии, Кыргызстана, России и из регионов самого Казахстана. Кустанай, Алма-Ата, Уральск. Ну и конечно, мастера из самого Актюбинска.
     А вон тот мужчина в оранжевой рубашке и тёмных очках с серебряным украшением на груди - это известный в тех краях живописец и скульптор Сембигали Смагулов. К нему и его творчеству мы ещё вернёмся.



    Надписи о том, откуда мы приехали, только на казахском. "Мастера Екатеринбурга". Эта вывеска висела на нашей юрте. Ну, пусть будет Екатеринбург, хотя никого в нашей юрте нет собственно из Екатеринбурга. Лишь Нижний Тагил и Новоуральск. О существовании города Новоуральска знают в Казахстане, наверное, только те, кто связан с атомной промышленностью.
      Кстати город Оренбург по-казахски зовётся Орынбор, а Екатеринбург так и остался Екатеринбургом.



Молодёжь.


     В нашей юрте сидим мы с Алей, Жанна и Егор. А ещё к нам присоединилась Дамегуль Утепова, которая шьёт национальную казахскую одежду и одежду современную с национальным колоритом. Она местная, из Актюбинска, но в юрте с актюбинскими мастерами места уже не было, и она стала "жить" у нас.  Можно даже называть её бабушка Дамегуль, потому что по возрасту она всего двумя годами младше моей матери, бабы Лены.



Наши берестяные изделия на фоне национальной казахской одежды. И сама Дамегуль,снимающая всё это на видео.



Это её портрет, когда ей было восемнадцать. Фото 1964-го года, увеличенное во много раз. Вероятно и тогда Дамегуль любила национальную ожежду.



     Оборотная сторона этого портрета не менее интересна. Оказывается раньше он был портретом самого Владимира Ильича. Художник Боровский Давид Борисович из Ленинграда. Автолитография.1989-й год. Может быть, "человек в жилетке" и сейчас притаился за спиной казахской красавицы.



     А ещё у бабушки Дамегуль была своя юрта. Настоящая. Почти такая же, как та, в которой мы сидим, только поменьше. Как она говорила, шесть полос войлока покрывало её свод. Среди наших юрт войлочная по-моему только одна, в ней сидят монголы. Они кстати по-русски не говорят совсем, но казахи их как-то понимают. Может быть, кто-то из них говорит по-казахски?



    Остальные юрты облегчённого типа. Полотняные. У некоторых вместо деревянного каркаса - железная арматура. Как говорит Дамегуль:
-Так, с арматурой, у нас делают летние кафе.
    Как устроена юрта, наверное, многие знают. Решётчатая конструкция позади людей - это стена юрты. Берёзовые жерди, явно носящие следы ручной обработки. В них просверлены отверстия. А в отверстия те вставлены толстые и крепкие ремешки сыромятной кожи.
     У нас бы вставили железные болты. Но в то время, когда  многими поколениями кочевников разрабатывалась эта конструкция, железа  у людей много не было. За счёт этого сединения стену юрты можно  быстро сложить и уложить в повозку, где она не займёт много места. Стена состоит из нескольких секций, связанных ремнями. Эти секции ставятся по кругу. Замыкает круг деревянная, низенькая резная дверь в раме. Именно у такой двери стоит Инкар, сотрудница музея, которая "подобрала" нас на автовокзале. Снаружи эта дверь закрывается ещё и войлочным пологом для тепла.



     К решетчатой стене юрты крепятся красные изогнутые жерди. Всегда красные, это традиционный цвет. Они идут вверх и образуют свод. А на нём лежит массивное деревянное кольцо с распорками. Через это кольцо попадает в юрту свет, туда же уходит дым от печки. А когда идёт дождь или снег, это кольцо прикрывают сверху войлоком. И естественно, все детали стянуты ремнями или верёвками. Довольно надёжный получается домик, сильный степной ветер его не сдует.
 

Тот же войлок и на полу.


    Дамегуль говорит, что она хотела жить в собственной юрте. Но потом юрту пришлось продать. Ей дали квартиру в девятиэтажке. Хранить такую кучу войлока и деревянных частей в квартире было трудно. Много места занимала.
    Национальная мода для всех, для молодых и пожилых. Всем идёт.



    А у нас всё идёт своим чередом. Аля торгует, а я в своей русской рубахе сижу, строгаю деревянные ложки. Аля тоже хотела надеть русский сарафан ради приезда сюда. Но потом в самый последний момент мы прикинули вес сарафана (около двух килограммов) и от этой идеи дружно отказались. Тащить на себе  лишние два килограмма нам не захотелось.



     Люди подходят, активно интересуются, что это, из чего, да как сделано. Мы по возможности всё рассказываем. Многие жители Актобе вообще не видели бересты раньше. Берёза в этих степных краях растёт, но только в каком-то одном определённом месте. Нам даже называли, в каком именно районе Актюбинской области она растёт. А ещё в Казахстане есть и свои берестяные промыслы, вроде бы в Караганде.
-Где-где?
-В Караганде.
Правда я так и не понял, почему именно в Караганде. Она ведь южнее Актбюинска, там и леса-то не должно быть.



Иногда подходят дети, делают цветочки.


Иногда цветочки делают и молодые люди постарше. Этот юноша явно его кому-то подарит.


    А вот с продажей штучек дело идёт как-то не очень. Дело в том, что курс рубля к тенге - один к четырём. За рубль дают четыре с чем-то тенге. И все цены приходится пересчитывать, умножая на четыре. Вот говоришь, что какая-нибудь штучка стоит 500 рублей или две тысячи тенге. 500 рублей для России - это не так и много. А вот две тысячи тенге - это знаете сколько? Хлеб стоит 50 тенге килограмм, значит на две тысячи можно купить сорок килограммов хлеба. Картошка стоит 250 тенге (62,5р).
    К тому же местная валюта не так давно сильно просела в отношении к рублю. И потому все наши издели выглядят здесь очень дорогими. Но люди всё равно что-то понемногу покупают. В основном вещи небольшие.



Ну, вот так потихоньку дело и идёт. Зато с нами охотно фотографируются. С Алей.


 
И даже со мной.


И с изделиями тоже фотографируются.





    Вдруг в нашу юрту вваливается небольшая толпа людей в пиджаках. Кто-то из них носит голубой с золотом значок, государственные цвета Казахстана. Как потом оказалось, это был сам областной аким господин Мухамбетов. Я же появление столь высокого чиновника пропустил. Строгал очередную ложку.
    Зато бабушка Дамегуль появление акима не пропустила и, пользуясь случаем, попросила у него помощи в приобретении современного оборудования для вышивки. Ей нужны программируемые швейные машинки. Она уже довольно давно добивается у государственных органов содействия в приобретении таких машинок. Аким пообещал посодействовать.
-А сфотографируй меня вместе с акимом - сказала Дамегуль Але.
Аля и не знала, кто это - аким, думала имя такое. Как говорил кто-то из классиков: "Эх, я Аким-простота, рукавицы ищу, а обе за поясом".



Один пожилой казах пришёл и спросил:
-Аким был?
-Был, говорят. А он как выглядит? - спрашиваю я.
-Да мелкий такой и рыжий, совсем как ты.
Специально потом посмотрел фотографию акима. Вроде совсем не рыжий. С чего он взял?
    Кстати начальство здесь традиционно уважают. И гораздо больше, чем у нас. Когда я в разговоре с какой-то девушкой похвалил город, она сказала:
-Аким страется.


За столом у Жанны тоже ажиотаж. Она расписывает, а люди смотрят, как расцветают под её кистью яркие двухцветные цветочки уральской росписи.


Жанна расписывала телефоны для девушек.


Только вот пользоваться ими придётся осторожно какое-то время, пока краска не высохнет.



На то, как работает Жанна, школьники приходили смотреть целыми классами.


В друих юртах тоже кипит жизнь. Мы урываем минутку, чтобы сбегать посмотреть на то, чем там занимаются мастера.
    Это Клыч, киргизский мастер по обработке кожи. Двое киргизских мастеров керамист и "кожанщик" приехали в Актобе из Бишкека. На таможне им пришлось гораздо хуже, чем нам, россиянам. Их багаж проверяли досконально, их обнюхивала пограничная собака. Эти изделия - "бурдючки" для кумыса, шкатулки, ремни, щиты сделаны из очень толстой кожи. Чья это кожа? Конская?
     Шахматы тоже кожаные, вернее из кожи только красивая, сложной формы, тиснёная шахматная доска, а фигуры деревянные. Я спросил, сколько стоят шахматы. Оказалось - какую-то невообразимо огромную сумму. Впрочем - есть за что. Цены на другие изделия вполне доступны.
 Большой рогатый "бурдюк" для кумыса стоит три тысячи тенге (750 р), маленький "бурдючок" - полторы тысчяи (375р). Шкатулка - две тысячи(500р.)  В одном из следующих постов выложу такую шкатулку. Рассмотрим её и изнутри, и снаружи.



Алмаатинские ювелиры. Их изделия в основном серебряные. Крупные серебряные украшения - характерная примета Казахстана. Я вообще-то небольшой любитель ювелирных изделий, но казахское серебро мне понравилось.



Некоторые изделия делались прямо здесь. Эта полоска  металла будет медным браслетом.



   Лазерная резьба по дереву и коже. Эти композиции делают талантливые девушки из города Уральска. Они сами разрабатывают эскизы и сами переводят их в электронный вид для того, чтобы лазерный станок вырезал все элементы композиции.



Оригинальная фанерная сумка -упаковка для композиции. Она тоже украшена лазерной резьбой.



     Нас кстати  время от времени спрашивали.
-А вы лазером вырезаете свои орнаменты?
На что я отвечал "делом". Сидел и резал маленьким ножичком  из бересты разные небольшие узоры, которые потом дарил людям.
   Рабочий момент праздника. Музыка, приносящая истинную радость. А на стене плётка-девятихвостка, домбра и какой-то длинный кинжал в кожаных ножнах.



Деревянные изделия. Тоже из Алма-Аты.


Но больше всего было деревянных мечей оттуда. Вот таких. На них вырезан какой-то узор, правда на фото его не видно.



Вдруг в нашу юрту зашел мужчина и решил примерить национальный наряд.
-Вылитый Абай- сказал он, посмотрев на себя в зеркало.
И точно. Если сравните его с памятником Абаю в первом посте про Актюбинск, то увидите, что сходство есть. У поэта такая же борода, и усы. Ну, и шапочка тоже.
     А зовут этого человека Рахимжан Насыров. Он врач традиционной восточной медицины. И вроде по женским болезням. Я попросил у него электронный адрес, чтоб переслать фото.
 


А это мы на сцене. Гости и хозяева. Гостей побольше, хозяев поменьше.



Навестил нас и Слава Русановский с женой Светланой и детьми. Два старших сына его учатся в нашем училище в Тагиле, а трое младших пришли с родителями. Фотоаппарат у него, как у профессионального фотографа, не в пример больше и величественне, чем мой.



   Нас несколько удивило, что праздник был всего два дня. Причём эти два дня не были выходными.  Люди забегали на выставку или перед работой, или после. Если б праздник продолжился и в субботу, то посетителей было бы не в пример больше.  С чем связан такой недостаток в организации праздника, я даже и не знаю. Может быть, возникли какие-то финансовые затруднения и программу праздника сократили.
     К нам подходили корреспонденты газет, подходили и с разных каналов телевидения. Журналист "Казахстанской правды"из Астаны  первым же вопросом почему-то спросил у меня:
-А какой национальности ваша жена?
-Татарка.
Всем журналистам я рассказывал, как мне нравится праздник и город, восхищался казахским гостеприимством.



А нас тем временем награждают. Всех мастеров призывают на сцену. Кто-то из местного начальства раздаёт нам всем грамоты и подарки.



Нас тоже объявляют.
- Александр и Альфия Гурины, Российская федерация, город Урал.
Почему именно "город Урал", я не знаю. Мы говорили всем, что мы с Урала, наверное поэтому. А может быть, потому что в Казахстане есть город Уральск, по-казахски Орал. Вот и спутали немного. Зато когда на местном сайте новостей "Диапазон" делали статью про нас, уже не ошиблись. Написали правильно - Новоуральск.



Ну, вот и всё. Праздник окончен. Юрты разберут и закинут в голубой автомобиль, который тоже называется "Урал". А мы поедем на автобусе обратно в Россию. В Орск.



О празднике всё, а с Казахстаном я не прощаюсь. Ещё напишу  про музей, тот самый, что нас пригласил.
Tags: Казахстан
Subscribe

Posts from This Journal “Казахстан” Tag

  • В государстве Казахстан теперь есть город Нурсултан.

    Вот стоит отъехать на три дня в Тюмень и остаться там без телевизора и компьютера, как в мире может произойти всё, что угодно. Вернулись мы домой…

  • Как в Казахстане охотятся на волков.

    Когда я недавно искал материалы о волках, то встретил и этот текст. Об охоте на волков рассказывает тот, кто сам охотится на них каждую зиму.…

  • ЖЖ вернулся в Казахстан.

    Когда мы были в Актюбинске, мы у многих молодых людей спрашивали, а есть ли у них ЖЖ. Кто-то из них знал, что это за штука. Но большинство были в…

  • Ночной музей.

    Я ведь не выложил ещё весь Актюбинск. У меня ж музей остался невыложенным. Тот самый музей, что нас пригласил. Вот он кстати. Ночь, улица, музей,…

  • Воробьи купаются.

    В городе Актюбинске перед "Нурдаулетом" стоят два вот таких полосатых купола, чем-то напоминающие собор Василия Блаженного в Москве. Это примерно…

  • Актюбинский жираф.

    Что-то забросил я писать про Актюбинск. Надо бы продолжить. Продолжаю. Идём мы от того места, где нас кормили к тому месту, где мы жили и вдруг…

  • Деревня Алимбетовка.

    Надо бы писать о Казахстане дальше, писать-стараться про праздник, на котором мы были и прочие радостные вещи. Но. Недавно мама позвонила. У её…

  • Мы в Актюбинске.Первые впечатления.

    Начало здесь. А в этом посте будет про сам город Актобе и наш быт в нём. Мы сидим возле автовокзала и ждём, когда же за нами приедут.…

  • Ура! Мы едем в Казахстан.

    Однажды нас пригласили приехать в Казахстан, в город Актобе. Ну, об этом я уже писал. Получив приглашение, мы стали усиленно работать, делать…

promo guriny june 5, 2014 01:25 10
Buy for 10 tokens
На днях мы ездили в нижний Тагил в музей "Демидовская дача". Ездили мы с Семейным клубом "Кедр". Это мы на балконе той самой дачи. На заре туманной юности я конечно же бывал здесь. Пропустить такое место, как дача самих Демидовых я не мог. От тех времён остались воспоминания. Запущенный,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments