Продолжаем про башню. Начало здесь. Конечно возникал у нас вопрос к экскурсводу, для каких целей эта башня была построена. Науке это, как оказалось, неизвестно. Но я как-то давно где-то слышал, что каждый

Отворяем древнюю дверь и лезем ввверх по узенькой лестнице, пробитой в толще стены. Это живо напомнило мне, как мы лезли на колокольню Троицкого собора в Верхотурье.

Хорошо, хоть тут лестница не спиральная, как в Верхотурье. Эта лестница идёт вдоль граней четверика.

Вдруг небольшая дыра в стене, за которой виднеется что-то железное, наверное стяжка.

Такие железные стяжки держат стены и своды башни.

И заканчиваются они мощными железными клиньями, торчащими снаружи. Иногда кажется, что стоит выбить такой клин, и башня распадётся на кусочки.
А ещё в башне есть шахта. Эта шахта для гирь. Помните часы-ходики с гирями. Башенные часы устроены точно так же. Одна гиря опускается, другая поднимается. И ходят они вверх-вниз по этой самой шахте. Видите справа от окна кирпичный "короб". Это и есть шахта. Она идёт сквозь всю башню, поднимаясь до яруса, где стоит часовой механизм.

В этот короб ведёт дверь. Она была чуть приоткрыта. Что ж, я дурак, не догадался залезть туда полностью. Где-то там, за дверью тросы, на которых висят гири. И сами гири. А ещё этот короб служил дымоходом. В лабораторияи ведь плавили металл, испытывали образцы руд, присланные из разных месторождений. Дым был неизбежен. Без дымохода никак. Именно здесь, в этом коробе в советское время брали анализы сажи. Именно здесь, в этой саже нашли небольшую, просто микроскопическую примесь серебра. Это и позволило думать, что легенда о серебряных деньгах, которые чеканил Демидов, имела под собой реальное основание.

Кстати, вот что странно. Первых Демидовых обвиняют в том, что они баловались с серебром. В играх с золотом их никто не обвиняет. Но на Урале серебра нет, а золото как раз есть. И если при Демидове велись геологические изыскания на территории Среднего Урала, то он вполне мог найти и золото. Золото ведь лежит в непосредственной близости от Невьянска. Но все говорят о "демидовском серебре", но никто не говорит о "демидовском " золоте.
А мы входим в лабораторию.

Здесь стоит небольшой плавильный горн, но это тоже скорее всего реконструкция. Триста лет - всё же большой срок. Столько никакие машины, механизмы и технологические приспособления не выдержат.


Подсвечник под старину.

Как-то так он и плавил своё серебро, злодей-фальшивомонетчик Демидов. На переднем плане форма для отливки кружочков.


Нуа мы покидаем лабораторию и спускаемся обратно по той же лестнице. Сейчас нам нужно подняться под самую крышу пристройки.
Одна винтовая лестница.

Затем другая. Нам вон туда, в дверь под самой крышей.

А здесь довольно интересный балкончик под шатром. Сама крыша кстати титановая. Листы для неё были сделаны в Верхней Салде. Железные стропила - подлинные, 18-го века, а саму крышу заменили на более лёгкий, прочный, нержавеющий и прогрессивный "космический" материал.

Во времена Демидова все соединения стропил друг с другом были на заклёпках. Но за прошедшие века многие заклёпки разболтались, выпали. Поэтому в ходе реконструкции их заменили болтами. Не везде конечно, но это заметно.
Демидовское железо и советский болт.

Истинно космическое сооружение.

Входим. Здесь комната, посвящённая разным знаменитым посетителям башни. Кого-то из них вы узнаете. Кстати вон Медведев, но на башне он не был. Зато бывал Ельцин. Ну, и конечно великая княгиня Куликовская-Романова. Та самая, что приезжает на Крестный ход в Царские дни.

А мне запомнилась история, рассказанная экскурсоводом. В тридцатых годах решили Невьянскую башню снести. Ну, не должен стоять на территории передового социалистического предприятия по выпуску снарядов такой вот памятник злодею, крепостнику и убийце Демидову. В общем - решили башню срыть. Если собор можно было приспособить под заводской цех, то эту громадину куда денешь?
И тут вмешался Бажов. Павел Петрович. Он написал Сталину. Написал, что не гаду-Демидову это памятник, совсем не ему. А памятник это народу уральскому, мастеровому, талантливому, работящему. Металлургам, каменщикам и кузнецам. И зодчим, чьи имена нам неведомы. Сталин доводам писателя внял. Кстати Бажов слова эти "не Демидов, а народ уральский" потом вставил в один из сказов.
Надо же. Бажов спас башню. Ему бы памятник поставить. Прямо тут же, под башней. Может быть, когда-нибудь люди догадаются.
Тут же материалы о подвалах, о других наклонных башнях (в том числе в Усолье и Соликамске).

Говорят, что непосредственно под башней подвалов никаких нет. Башня стоит на четырёхметровой "подушке" из бутового камня, а ниже скорее всего забиты сваи из лиственницы. Так ли это, никто проверять сейчас не хочет. Нужно ведь бурить. Просверлят землю, попадёт в отверстие воздух. Как бы чего не вышло.

Но говорят, что подвалы всё же есть. И они начинаются в пятидесяти метрах отсюда. Вероятно на территории завода. Всё советское время люди на заводе боролись со старинными подвалами. Их засыпали битым кирпичом и мусором, замуровывали входы. Завод-то был военный. Вдруг кто вылезет из-под земли. Ребята из Лэнгли бомбу за пазухой принесут и взорвут что-нибудь стратегическое. Никто ведь точно не знал, где начинались эти подземелья и где кончались. Подобная война была характерна не только для Невьянска. Так же нещадно засыпали подземные храмы в Сарове.
Теперь раскопать эти подвалы конечно можно. Но потребуется гигантское количество денег. И труда. Квалифицированного труда специалистов-археологов. И труда ручного, с лопатами и тачками. Технику ведь в подземелья не загнать.

Спросили мы про "Искателей". Они ведь снимали здесь один из своих фильмов. Помню эффектный ход. Полез водолаз в затопленный подвал здесь, в Невьянске, а вынырнул уже на Алтае (там тоже были демидовские заводы).
Так вот. Нам сказали, что никаких "Искателей" в Невьянске не было. Хотя дам вам ссылку на этот фильм. Посмотрите сами http://www.youtube.com/watch?v=TgQO_mgJrgM
Лезем дальше, лезем выше.

На этих лестницах сохранились ступеньки девятнадцатого века.

Лестницы круто, почти отвесно уходят вверх.

А внизу сиротливо маячит то, что осталось от цехов военного завода.

И наконец вылезаем на нижний ярус восьмерика, на площадку, где стоят часы.Четыре ступеньки вниз и дверь. Мы только что вылезли из этой двери.

Перегородка со стеклом, часовой механизм за ней.

Длинный латунный барабан со шпеньками. Шпенёк задевает за рычаг, соединённый проволокой с колоколом. Один колокол - одна нота. Все ноты составляют мелодию "Славься, славься, родная земля". Эту мелодию поставил на часах, наверное, сам Саканцев. Раньше они наигрывали народные английские песенки.
Когда в середине семидесятых было принято решение восстановить часы, то хотели сначала вызвать реставраторов из Москвы. Но потом решили - справимся сами. Саканцев умел чинить настольные старинные часы. Часы башенные были усторены хоть похоже, но по-другому. Справится ли он?
Саканцев справился. И возрождённый из пыли веков механизм заиграл новые песни.

Проволочки уходят в отверстие в потолке. Там верхний ярус, там колокола. Туда уходит деревянная труба-лестница. Только вот зимой площадку с колоколами для посещений закрывают.

Каждый день сюда приходит мастер-часовщик. Проверяет точность хода. Раз в два дня заводит часы. Вон его кресло виднеется за стеклом. Эх пустили б меня туда, увидеть бы, как заводят старинные часы. Но не больно важная я персона, вряд ли пустят туда обыкновеннейшего блогера.

Часовой механизм передаёт вращение на четыре стороны. Валы идут к четырём циферблатам.

Вот за этим чёрным железным щитом - цифры и стрелки.


Своеобразный латунный подшипник над дверью. Сквозь него проходит вал привода стрелок.

А ещё на этом ярусе стоят трёхслойные железо-чугунные балки. Они сделаны такими для прочности и эластичности. Этот пакет металлов одинаково хорошо работает как на сжатие, так и на растяжение.

Ну, вот и всё, выше не пускают. Там скользко и холодно. На балкон тоже не пускают. Там тоже холодно. Сквозь стёкла окрестности видны не очень хорошо. Осталось одно - идти обратно, вниз. Постараемся прийти сюда летом.

Journal information