guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

"Сороконожка" отрпавляется в первый рейс.




    Это будет как бы продолжение того поста, где я писал об американских газотурбовозах. Там я упоминал о "сороконожке". Это была экспериментальная машина, которую железная дорога "Юнион Пасифик" построила в начале шестидесятых. Работала "сороканожка" на угольной пыли. Если перетереть уголь в мельчайшую пудру, то смесь угля и воздуха будет гореть точно так же, как жидкое топливо или газ.
    С пылеугольным топливом начинал работать ещё Рудольф Дизель. В то время инженеры считали это топливо довольно перспективным. Особенно в Германии, где своей нефти не было. Только вот экспериментальный двигатель, в котором пылеугольная смесь поступала в цилиндры подобно смеси бензина с воздухом вдруг взорвался, чуть не погубив своего создателя. А абразивные свойства угольной пыли приводили к тому, что трущиеся поверхности цилиндров и поршней быстро изнашивались.
      Новая эра в использовании пылеугольного топлива наступила сразу после того как придумали газовую турбину. Именно такая турбина и была основным двигателем "сороканожки". Перспективы у подобной машины были большие. Она ведь работала на угле, который был дешевле как дизельного топлива, так и мазута, на котором работали обычные газотурбовозы. 
       Устроена "сороканожка" была примерно так же, как газотурбовозы третьего поколения. В передней секции стоял вспомогательный дизель, на котором можно было ехать без нагрузки, например при маневрах.. В основной секции находилось всё остальное. То есть сама турбина и генератор. И третья секция - это тендер. Ну, и конечно, тяговые электродвигатели как обычно в тележках локомотива.
     Много ли их было? Основой для турбинной секции, как я уже писал стал списанный электровоз "Маленький Джо", в котором их было восемь . И ещё шесть на передней секции.  Так я и не узнал, стояла ли угольная мельница на самом локомотиве или в тендер его загружался уже размолотый уголь.
     Открываю я сегодя "Рэйл пикчерс" и там сразу вижу вот этот снимок. Снимок по всей видимости очень редкий.  Октябрь 1962-го года. Омаха, штат Небраска. В этом городе и сейчас расположена штаб-квартира "Юнион Пасифик". Новый локомотив готов уйти в первый свой рейс с грузовым составом. На соседнем пути стоят какие-то господа. Наверное, это начальники и инженеры. Стоят, переживают. Ведь этот рейс может стать началом новой эпохи в железнодорожном транспорте.
    А "сороканожка" уже запустила свой главный двигатель. Повалил дым. Стоит жуткий рёв и свист, подобный звуку реактивного самолёта. За "сороконожкой" подцеплены  для подстраховки два тепловоза, а за ними вагончик-камбуз, в котором, несомненно, полно ещё инженеров. 
     И кто-то лезет в кабину. Интересно, кто это? Наверняка, посыльный от господ начальников. Стараясь перекричать грохот двигателей, он орёт.
-Ну как?
-Да всё нормально- отвечает ему машинист.
-Тогда трогайтесь!
Ещё секунда, и "сороканожка" набирая скорость, уйдёт в неизвестность.



     Только вот новая эпоха на транспорте так и не наступила. Угольная пыль так и осталась абразивом. Она съедала лопасти турбинных лопаток, точно так же, как раньше разъедала цилиндры. И работы с пылеугольными турбинами на железной дороге прекратили. Правда сама тема не сходила с повестки дня в США ещё долго. Был даже создан автомобиль с турбиной, работающей на подобном топливе. Но продолжения этот проект не имел.
      Может быть, в будущем, на новом витке технологий люди к нему вернутся.
Tags: железная дорога, история
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Минеола.

    Однажды, просматривая фотки в «Рэйл Пикчерс», я обнаружил вот это фото. Вроде, ничего необычного. Потрёпанный частный вагон, каких было много в…

  • Дизель в Среднеуральск.

    Сегодня в новостях читаю: "Из Екатеринбурга в Среднеуральск пустили рельсовый автобус". Ого! Я был удивлён и обрадован. Но, оказывается, пустили…

  • Привет от "мафии глухонемых".

    Недавно увидел вот такой календарь со Сталиным. Небольшой такой чёрно-белый календарик за 1976-й год, помещающийся на ладони. Довольно скверного…

  • Только потрогать.

    Мне было года четыре. Или пять. Мы с мамой возвращались из Рудянки в город. Я стоял на платформе рудянского вокзала и смотрел на мчащийся поезд.…

  • Мы вернулись из Сибири.

    Сегодня утром вернулись из Тобольска. Вчера ещё были на диком бреге Иртыша,а сегодня на утином бережку нашего пруда. Уток на вокзале стало,…

  • Советский железнодорожный мега-проект.

    Давно я не заглядывал во "Фликр" в поисках чего-то старинного и железнодорожного. И вдруг... Я нашёл одного американского коллекционера старых…

  • Сегодня в России ещё и День Железнодорожника.

    Сегодня в один день сразу три праздника. Один праздник громкий - День Десантника. Второй потише - День Пророка Илии. И самый тихий из сегодняшних…

  • Сюрприз, однако.

    Недавно мы ездили в Екатеринбург. И на нашем Верх-Нейвинском вокзале, прямо на столбе вдруг видим вот такое объявление: "Фото и видеосъёмка…

  • Ещё немного железнодорожных фото.

    Давно не находил ничего нового и интересного железнодорожного. А тут вдруг на "Фликре "обнаружил. Центр железнодорожной фотографии. "Центр" этот…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments