guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

"Сороконожка" отрпавляется в первый рейс.




    Это будет как бы продолжение того поста, где я писал об американских газотурбовозах. Там я упоминал о "сороконожке". Это была экспериментальная машина, которую железная дорога "Юнион Пасифик" построила в начале шестидесятых. Работала "сороканожка" на угольной пыли. Если перетереть уголь в мельчайшую пудру, то смесь угля и воздуха будет гореть точно так же, как жидкое топливо или газ.
    С пылеугольным топливом начинал работать ещё Рудольф Дизель. В то время инженеры считали это топливо довольно перспективным. Особенно в Германии, где своей нефти не было. Только вот экспериментальный двигатель, в котором пылеугольная смесь поступала в цилиндры подобно смеси бензина с воздухом вдруг взорвался, чуть не погубив своего создателя. А абразивные свойства угольной пыли приводили к тому, что трущиеся поверхности цилиндров и поршней быстро изнашивались.
      Новая эра в использовании пылеугольного топлива наступила сразу после того как придумали газовую турбину. Именно такая турбина и была основным двигателем "сороканожки". Перспективы у подобной машины были большие. Она ведь работала на угле, который был дешевле как дизельного топлива, так и мазута, на котором работали обычные газотурбовозы. 
       Устроена "сороканожка" была примерно так же, как газотурбовозы третьего поколения. В передней секции стоял вспомогательный дизель, на котором можно было ехать без нагрузки, например при маневрах.. В основной секции находилось всё остальное. То есть сама турбина и генератор. И третья секция - это тендер. Ну, и конечно, тяговые электродвигатели как обычно в тележках локомотива.
     Много ли их было? Основой для турбинной секции, как я уже писал стал списанный электровоз "Маленький Джо", в котором их было восемь . И ещё шесть на передней секции.  Так я и не узнал, стояла ли угольная мельница на самом локомотиве или в тендер его загружался уже размолотый уголь.
     Открываю я сегодя "Рэйл пикчерс" и там сразу вижу вот этот снимок. Снимок по всей видимости очень редкий.  Октябрь 1962-го года. Омаха, штат Небраска. В этом городе и сейчас расположена штаб-квартира "Юнион Пасифик". Новый локомотив готов уйти в первый свой рейс с грузовым составом. На соседнем пути стоят какие-то господа. Наверное, это начальники и инженеры. Стоят, переживают. Ведь этот рейс может стать началом новой эпохи в железнодорожном транспорте.
    А "сороканожка" уже запустила свой главный двигатель. Повалил дым. Стоит жуткий рёв и свист, подобный звуку реактивного самолёта. За "сороконожкой" подцеплены  для подстраховки два тепловоза, а за ними вагончик-камбуз, в котором, несомненно, полно ещё инженеров. 
     И кто-то лезет в кабину. Интересно, кто это? Наверняка, посыльный от господ начальников. Стараясь перекричать грохот двигателей, он орёт.
-Ну как?
-Да всё нормально- отвечает ему машинист.
-Тогда трогайтесь!
Ещё секунда, и "сороканожка" набирая скорость, уйдёт в неизвестность.



     Только вот новая эпоха на транспорте так и не наступила. Угольная пыль так и осталась абразивом. Она съедала лопасти турбинных лопаток, точно так же, как раньше разъедала цилиндры. И работы с пылеугольными турбинами на железной дороге прекратили. Правда сама тема не сходила с повестки дня в США ещё долго. Был даже создан автомобиль с турбиной, работающей на подобном топливе. Но продолжения этот проект не имел.
      Может быть, в будущем, на новом витке технологий люди к нему вернутся.
Tags: железная дорога, история
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Тень вокзальной мечты.

    ,Сегодня нашёл на просторах Интернета вот такую фотографию. Такими хотели сделать платформы нашего вокзала. И платформа высокая, и всё стильненько.…

  • Белый вертолёт и чёрный паровоз.

    Где-то между этажами музея «Крылья Победы» в Пышме есть небольшой зрительный зал. Экран, кресла и десятка два фотографий на деревянных мольбертах.…

  • Встреча на вокзале.

    Бывает, что мы в эти новогодние дни куда-нибудь ездим. Один раз даже в Енисейскую Сибирь ездили. И ничего особенного на вокзалах не встречали. А…

  • Чудесное фото.

    Только что обнаружил на «Одноклассниках». Фото 1924-го года. Маленький кусочек узкоколейного вокзала в Нейво-Рудянке, на моей малой Родине. И очень…

  • Железнодорожная лавочка.

    Снято на станции Буй в Костромской области. Ещё две фотки оттуда же. Вид на станционный храм с пешеходного мостика.…

  • Шикарный макет железной дороги.

    Встретил на «Ютубе» вот такое видео. Весь второй этаж дачи у автора видео занят огромным, сложным макетом железно дороги. Тут есть всё. Вообще всё,…

  • Поворотный круг.

    Помню, ещё в марте писал о поездке в Верхнюю Пышму и о ретро-поезде «Уральский экспресс». И мелькнула у меня тогда мысль, что надо бы сделать для…

  • Идея имела продолжение.

    Недавно я где-то нашёл вот такую железнодорожную фотку. Рига, шестидесятые годы уже прошлого века. Из цеха по разработке новой техники РВЗ выкатили…

  • Ой, а в Рыбинске...

    Сегодня залез в топ ЖЖ посмотреть. И вижу вот такой пост. https://alena-73.livejournal.com/466140.html Он коротенький, поэтому приведу его тут…

promo guriny february 14, 2021 00:49 7
Buy for 10 tokens
Недавно увидел вот такой календарь со Сталиным. Небольшой такой чёрно-белый календарик за 1976-й год, помещающийся на ладони. Довольно скверного качества. И вспомнил я детство. Раньше мы часто ездили в поездах. И почти в каждой поездке попадался нам какой-нибудь глухонемой торговец. Он ходил по…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments