guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

"Серебряная стрела" или два процента импорта.



  Ползая по "Фликру" я как-то обнаружил вот такой поезд. Построен он был в 1963-ем году в Югославии. Это чудо техники имело обыкновеннейший серийный номер 611, а люди назвали его "Серебряная стрела" или "Аллюминиевый поезд". Называли его так потому, что на бортах поезда был оставлен естественный цвет аллюминия. Он ослепительно сверкал под южным средиземноморским солнцем.





     Строили этот поезд в железнодорожных мастерских Загреба в широкой кооперации с другими предприятиями социалистической Югославии. Всю электрическую начинку поезда изготовило народное предприятие "Раде Кончар". Оно кстати существует и сейчас и даже имеет сайт на русском языке.    
    Непременным условием тех, кто давал предприятиям задание на раработку было то, чтобы поезд был изготовлен полностью из отечественных, югославских деталей. Допускалось применение только двух процентов импорта. Кто именно настоял именно на двух процентах импорта - это я уж не знаю. Но вполне вероятно, что это был сам маршал Тито. Не хотел маршал ни от кого зависеть  - ни от западников, ни от советских или восточноевропейских товарищей.



   Поезд был дизель-электрическим и состоял из четырёх вагонов - два моторных и два прицепных. Дизели и генераторы располагались в моторных отсеках перед кабинами машинистов. Мощность каждого из двух дизелей составляла сначала 735, а затем и 800 лошадиных сил.



Вместимость нового поезда составляла 192 человека, а скорость - 120 километров в час.



  Поезд был разрекламирован как чудо техники, первый в Европе облегчённый аллюминиевый состав. Он был выставлен на международной ярмарке в Загребе в  том же 1963-ем году. На снимке ниже запечатлён как раз этот самый момент. Посетители ярмарки осматривают необычный экспонат.





Интерьеры поезда были соответствующими его статусу.



Пассажиры сидели лицом друг к другу. Чтобы они друг у друга в ногах не путались, поезд сделали довольно просторным. Расстояние от спинки одного сиденья до спинки противоположного было около двух метров.



В одном из вагонов был буфетный отсек.



Естественно, новые поезда были направлены на главную линию страны. Они начали ходить из Загреба в Белград. После электрификации этой линии "Серебряные стрелы" стали обслуживать линию, соединяющую Загреб с приморскими городами Задар и Сплит.



    Наверное, у тех, кто разрабатывал конструкцию этого поезда были честолюбивые мечты о том, что их детище пойдёт на экспорт в разные страны. Поезд занимал призовые места на каких-то конкурсах в Аргентине и Китае. Узнать бы поподробнее, но гуглопереводчик опять же переводит с сербохорватского на русский не сказать, чтоб уж очень хорошо. На русском же языке ничего про этот поезд я не нашёл. Предполагаю, что и в советской прессе упоминаний о нём не было. Время тогда было конфликтное. СССР и Югославия не могли договориться между собой, чей вариант социализма лучше.



     На страничке, посвящённой этому поезду я разобрал только то, что у нового подвижного состава начались проблемы с электрооборудованием, а может и не только с ним. Тяговые электродвигатели постоянно перегорали. И в пути "Серебряную стрелу" всегда сопровождали инженеры. Один из разработчиков поезда сетовал на те самые пресловутые два процента. Вот если бы импортных деталей было не два, а хотя бы двадцать процентов, уж мы бы тогда бы...
     В общем, судьба поезда была незавидной. Было построено то ли три, то ли четыре состава. Несколько лет они с грехом пополам ходили, а потом долго стояли где-то на запасном пути. В середине семидесятых их распилили.



     Хотя, как мне кажется, подобные облегчённые аллюминиевые поезда в то время успеха не имели нигде. Построенный чуть позже на тех же принципах американский UAC Turbotrain, тоже не стал эпохой в железнодорожном транспорте. "Турботрейн"  был облегчённым и аллюминиевым и даже внешне немного походил на своего югославского собрата.



Ну и последняя картинка - рекламный проспект поезда 611. "Спроектирован нашими кадрами, произведён на югославских предприятиях".

Tags: железная дорога
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Советский железнодорожный мега-проект.

    Давно я не заглядывал во "Фликр" в поисках чего-то старинного и железнодорожного. И вдруг... Я нашёл одного американского коллекционера старых…

  • Сегодня в России ещё и День Железнодорожника.

    Сегодня в один день сразу три праздника. Один праздник громкий - День Десантника. Второй потише - День Пророка Илии. И самый тихий из сегодняшних…

  • Сюрприз, однако.

    Недавно мы ездили в Екатеринбург. И на нашем Верх-Нейвинском вокзале, прямо на столбе вдруг видим вот такое объявление: "Фото и видеосъёмка…

  • Ещё немного железнодорожных фото.

    Давно не находил ничего нового и интересного железнодорожного. А тут вдруг на "Фликре "обнаружил. Центр железнодорожной фотографии. "Центр" этот…

  • Прогресс?

    Наши Российские железные дороги не перестают удивлять нас несколько неожиданными нововведениями. Я говорю прежде всего о нас, жителях Новоуральска…

  • Игрушечная железная дорога и её владелец.

    Я хочу рассказать об одном человеке. Наверное, в нашем городе он такой один. Как-то давно я писал об игрушечных железных дорогах. И даже говорил,…

  • Паровоз "Левиафан".

    Сегодня и завтра у нас будут два "железнодорожных" поста. Сегодня - про блестящий паровоз, завтра - про игрушечную железную дорогу. В…

  • Португальские вагоны в Щербинке.

    В 1983-м году я, будучи школьником, приехал с родителями в Москву к тётке. В гости. Я был уже достаточно взрослым, классе в седьмом. И меня никто…

  • Музыка для облегчения.

    На втором этаже Екатеринбургского вокзала, сразу же после зала с "историческими " росписями потолков есть небольшое помещение. Там сувениры и…

promo guriny january 19, 2014 19:44 7
Buy for 10 tokens
Недавно у нас в городе проходила диагностическая контрольная работа по русскому языку среди 9-х классов. Одним из заданий было изложение. Давался небольшой текст о нравственности. Нужно было через какое-то время изложить прочитанное на бумаге. Написать, как ты это понял. Сам текст вот.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments