guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

"Серебряная стрела" или два процента импорта.



  Ползая по "Фликру" я как-то обнаружил вот такой поезд. Построен он был в 1963-ем году в Югославии. Это чудо техники имело обыкновеннейший серийный номер 611, а люди назвали его "Серебряная стрела" или "Аллюминиевый поезд". Называли его так потому, что на бортах поезда был оставлен естественный цвет аллюминия. Он ослепительно сверкал под южным средиземноморским солнцем.





     Строили этот поезд в железнодорожных мастерских Загреба в широкой кооперации с другими предприятиями социалистической Югославии. Всю электрическую начинку поезда изготовило народное предприятие "Раде Кончар". Оно кстати существует и сейчас и даже имеет сайт на русском языке.    
    Непременным условием тех, кто давал предприятиям задание на раработку было то, чтобы поезд был изготовлен полностью из отечественных, югославских деталей. Допускалось применение только двух процентов импорта. Кто именно настоял именно на двух процентах импорта - это я уж не знаю. Но вполне вероятно, что это был сам маршал Тито. Не хотел маршал ни от кого зависеть  - ни от западников, ни от советских или восточноевропейских товарищей.



   Поезд был дизель-электрическим и состоял из четырёх вагонов - два моторных и два прицепных. Дизели и генераторы располагались в моторных отсеках перед кабинами машинистов. Мощность каждого из двух дизелей составляла сначала 735, а затем и 800 лошадиных сил.



Вместимость нового поезда составляла 192 человека, а скорость - 120 километров в час.



  Поезд был разрекламирован как чудо техники, первый в Европе облегчённый аллюминиевый состав. Он был выставлен на международной ярмарке в Загребе в  том же 1963-ем году. На снимке ниже запечатлён как раз этот самый момент. Посетители ярмарки осматривают необычный экспонат.





Интерьеры поезда были соответствующими его статусу.



Пассажиры сидели лицом друг к другу. Чтобы они друг у друга в ногах не путались, поезд сделали довольно просторным. Расстояние от спинки одного сиденья до спинки противоположного было около двух метров.



В одном из вагонов был буфетный отсек.



Естественно, новые поезда были направлены на главную линию страны. Они начали ходить из Загреба в Белград. После электрификации этой линии "Серебряные стрелы" стали обслуживать линию, соединяющую Загреб с приморскими городами Задар и Сплит.



    Наверное, у тех, кто разрабатывал конструкцию этого поезда были честолюбивые мечты о том, что их детище пойдёт на экспорт в разные страны. Поезд занимал призовые места на каких-то конкурсах в Аргентине и Китае. Узнать бы поподробнее, но гуглопереводчик опять же переводит с сербохорватского на русский не сказать, чтоб уж очень хорошо. На русском же языке ничего про этот поезд я не нашёл. Предполагаю, что и в советской прессе упоминаний о нём не было. Время тогда было конфликтное. СССР и Югославия не могли договориться между собой, чей вариант социализма лучше.



     На страничке, посвящённой этому поезду я разобрал только то, что у нового подвижного состава начались проблемы с электрооборудованием, а может и не только с ним. Тяговые электродвигатели постоянно перегорали. И в пути "Серебряную стрелу" всегда сопровождали инженеры. Один из разработчиков поезда сетовал на те самые пресловутые два процента. Вот если бы импортных деталей было не два, а хотя бы двадцать процентов, уж мы бы тогда бы...
     В общем, судьба поезда была незавидной. Было построено то ли три, то ли четыре состава. Несколько лет они с грехом пополам ходили, а потом долго стояли где-то на запасном пути. В середине семидесятых их распилили.



     Хотя, как мне кажется, подобные облегчённые аллюминиевые поезда в то время успеха не имели нигде. Построенный чуть позже на тех же принципах американский UAC Turbotrain, тоже не стал эпохой в железнодорожном транспорте. "Турботрейн"  был облегчённым и аллюминиевым и даже внешне немного походил на своего югославского собрата.



Ну и последняя картинка - рекламный проспект поезда 611. "Спроектирован нашими кадрами, произведён на югославских предприятиях".

Tags: железная дорога
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Недавнее железнодорожное прошлое.

    Сегодня, просматривая "Рэйл Пикчерс", вдруг обнаружил много интересных фото. Делал их Даниэль Симон, не знаю уж, из какой страны он родом. Вот…

  • Минеола.

    Однажды, просматривая фотки в «Рэйл Пикчерс», я обнаружил вот это фото. Вроде, ничего необычного. Потрёпанный частный вагон, каких было много в…

  • Дизель в Среднеуральск.

    Сегодня в новостях читаю: "Из Екатеринбурга в Среднеуральск пустили рельсовый автобус". Ого! Я был удивлён и обрадован. Но, оказывается, пустили…

  • Привет от "мафии глухонемых".

    Недавно увидел вот такой календарь со Сталиным. Небольшой такой чёрно-белый календарик за 1976-й год, помещающийся на ладони. Довольно скверного…

  • Только потрогать.

    Мне было года четыре. Или пять. Мы с мамой возвращались из Рудянки в город. Я стоял на платформе рудянского вокзала и смотрел на мчащийся поезд.…

  • Мы вернулись из Сибири.

    Сегодня утром вернулись из Тобольска. Вчера ещё были на диком бреге Иртыша,а сегодня на утином бережку нашего пруда. Уток на вокзале стало,…

  • Советский железнодорожный мега-проект.

    Давно я не заглядывал во "Фликр" в поисках чего-то старинного и железнодорожного. И вдруг... Я нашёл одного американского коллекционера старых…

  • Сегодня в России ещё и День Железнодорожника.

    Сегодня в один день сразу три праздника. Один праздник громкий - День Десантника. Второй потише - День Пророка Илии. И самый тихий из сегодняшних…

  • Сюрприз, однако.

    Недавно мы ездили в Екатеринбург. И на нашем Верх-Нейвинском вокзале, прямо на столбе вдруг видим вот такое объявление: "Фото и видеосъёмка…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments