Только что приехали из Усолья. Ещё недавно мы тряслись и качались в поезде. Спали вполглаза, чтоб не проспать родной Верх-Нейвинск и не уехать е Екатеринбург.
Путь на поезде что туда, что обратно -ночной. Это раньше мы приезжали на березниковский вокзал, крытый красной металлочерепицей. И уезжали с него же. Ехали мимо громадных отвалов, которые здесь в Березниках в шутку называли "Уральскими горами".
Вокзал. Я довольно хорошо его помню. Росписи на потолке, часовня, огромные стёкла касс и металлические рельефы над ними. Большие плакаты. На них нарисованы диковинные поезда, каких не существовало в природе. И подписи: "Наш транспорт экономичный" и "Наш транспорт надёжный". Я бы, конечно, предпочёл другую подпись: "Наш транспорт быстрый". Но быстрым этот транспорт никогда не был. Из-за сложного рельефа местности, как нам сказал наш попутчик.
Теперь всё это ушло в прошлое. Провал поглотил железную дорогу http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=141505&LNG=RU#picture и березниковским вокзалом перестали пользоваться. Сначала свердловский поезд приходил на станцию Березники-Сортировочные, бывшие Шиши. А теперь и вовсе останавливается только в Яйве. От Яйвы до Березников пассажирам приходится добираться своим ходом. На автобусах или машинах. А это больше тридцати километров.
Итак путь наш начинается в Яйве, посёлке энергетиков. Говорят, что именно здесь в незапамятные времена снимали советский фильм "Девчата".
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%E2%F7%E0%F2%E0_%28%F4%E8%EB%FC%EC%29
А мы стоим на вокзале. Вечереет. Кстати, вокзал только кажется большим. Посмотрите. Он состоит из трех частей. Так вот, пассажиры только в центральной части. В той, которая сайдингом не прикрыта. То есть бОльшая часть вокзала предназначена для чего угодно, только не для пассажиров.
Для людей только коридорчик между дверями. Одна дверь в город, другая на платформу. Этого коридорчика хватало бы для самой Яйвы, но совершенно недостаточно для довольно большого горда Березники.
Сама станция Яйва выглядит вполне пристойно. Даже старинную водонапорную башню отделали тем же сайдингом. И покрасили.
Где-то там, за горой дорога раздваивается. Прямо - старая дорога на Шиши, Калийную и Березники (прямо в провал), направо -обходной путь на Соликамск. Его построили недавно. Оставлять без железной дороги этот район было нельзя. Отсюда вывозят удобрения, лес и титан. В том числе и на экспорт.
По обходному пути и ходит теперь свердловский поезд. Раньше поездов было гораздо больше. Два на Пермь, один даже на Москву. Теперь всё в прошлом.
В Пермь стало гораздо удобнее и быстрее ездить на автобусе. И лишь свердловский поезд остался неизменным. Его не заменишь никаким автобусом. Потому что автобус из Березников в Екатеринбург идёт то ли десять часов, то ли двенадцать. С ума сойдёшь пока доедешь до Екатеринбурга в сидячем положении. В поезде же можно поспать.
А вот та же Яйва ночью. Такая вереница машин выстраивается перед вокзалом.
А это ГРЭС.http://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%E9%E2%E8%ED%F1%EA%E0%FF_%C3%D0%DD%D1
Как оказалось, она принадлежит каким-то иностранцам. Да уж... Электростанция, которая снабжает энергией очень важные для России предприятия, управляется "откуда-то там". Захотят "добрые дяденьки" сделать России большую чучу, и им стоит только повернуть рубильник. А мы останемся без удобрений, то есть без хлеба. И без титана. Ненадолго, конечно, но всё-таки.
Ну ладно, не будем о грустном. Зато здесь в Яйве можно купить свежего осетра. Как там в песне поётся:
А что я ем. Парную осетрину,
Простую русскую еду,
Её ловлю в своём пруду.
А между тем показался наш поезд.
А вот мы уже смотрим на мир из его окна. Садовые домики. Такие же крошечные, как и везде в России.
За окном пролетает лес.
Показались довольно большие дома. Но поезд здесь не останавливается. Что это? Оказалось посёлок с поэтическим названием Карьер Известняк. Расстрелять бы кислым молоком всех тех деятелей, которые придумывали подобные названия. Все эти торфопродукты, шпалорезки и тому подобные шахты-сорок. Если уж не хватает фантазии, то обратились бы к тем, у кого она есть.
А вот нечто индустриальное в том же посёлке. Правда наполовину заброшенное.
На улице темнеет и снимать становится всё труднее. В кадр лезет отражение. Белые простыни, полки, перегородки, поручни. И лица попутчиков.
Город Александровск.http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%F1%EA_%28%CF%E5%F0%EC%F1%EA%E8%E9_%EA%F0%E0%E9%29 Вон там, на вершине невысокой горы стоит храм. Летом его было бы видно вполне отчётливо. А теперь уж не обессудьте. Как получилось. А станция в городе Александровске называется Копи.
Ещё один вид Александровска.
Ну. вот и всё. С фотофиксацией нашего пути покончено. Стемнело так, что ничего уже не видно. Мимо меня во тьме летят скалы и пещеры Расика, живописный, но почти мёртвый город Кизел. Огни и газовые факелы Губахи. Мост над рыжей рекой Усьвой. Станция Грузди и старинный туннель, выложенный рустованным камнем.
Встречная электричка.
Мы едем по тем местам, которые первыми на Урале "подверглись" электрификации. http://www.parovoz.com/thisday/comment.php?ID=988 А ездили тогда в этих местах вот на чём. Это электровоз Сс, Сурамский Советский.
А вот и Чусовская. Наверное, самая большая станция здешних мест.
Здесь поезд стоит сорок минут. Мы идём в ларёк за соком и сухариками.
А люди перед нами берут пиво. По пять бутылок. Скучно им ехать по Уралу зимней ночью.
Вот так выглядит чусовской вокзал с городской стороны. А вокруг горы, горы. Жаль, что их сейчас не видно.
Я знаю, что после Чусовской будет музей деревянного зодчества.
ttp://www.roadplanet.ru/home/articles/87
А наши попутчики говорят вот о чём.
:-А ты знаешь, где находится граница между Ближним и Дальним Востоком?
Этот вопрос задаётся мальчику лет тринадцати, который читает "Затерянный мир". Ответа на него мальчик не знает. Не знаю и я. А вы знаете?
Ну вот и всё. Теперь нужно спать. До самого Тагила или чуть дальше.
А вот мы и приехали. Верх-Нейвинск. Аля вырисовывается чёрным силуэтом на фоне зеленоватого снега.
А при свете дня это место выглядит вот так.
Ну вот, мы и приехали.
Journal information