guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Categories:

Выставка уральской росписи.



    Позавчера, в субботу в студии "Акварель" на улице Первомайской открылась небольшая выставка уральской росписи. Организатором выставки стала Маша Свалухина klava_petrovna.
     Что такое уральская, вернее урало-сибирская роспись, все, наверное, знают. Это двойной мазок. То есть на кисть набирают краску двух цветов - основного цвета, например, красного и белого. И мазок получается с растяжкой цвета. Здесь посветлее, там потемнее. Если написать одним мазком лепесток, то он будет казаться объёмным, живым.
      Роспись возникла в наших краях во времена догорнозаводские, в 17-м веке. Во время второй волны переселения людей из центральной России на Урал, когда осваивать уральские и зауральские земли стали крестьяне. Это искусство по происхождению крестьянское.
     Самыми крестьянскими районами Среднего Урала всегда были районы восточные - Алапаевск, Ирбит, Туринск. Они считаются уже за Уралом, ближе к Зпадной Сибири. Поэтому роспись и называется урало-сибирской. Скорее всего приёмы этой росписи были привезены из центра России или с Русского Севера, откуда были и сами крестьяне-переселенцы. А уже здесь на Урале роспись приобрела свой нынешний вид. 
 



   Человека старых времён тянуло к красоте. Он стремился украсить любой предмет, к которому прикасались его руки. Так люди и стали украшать свои дома росписью. Сначала миски, солонки, туески, потом стены, шкафы и потолки. Из крестьянской среды выделились мастера, которые зимой ездили по деревням и расписывали и вещи, и интерьеры.
     А когда на Урал пришла первая индустриальная, демидовская  эпоха, крестьянская роспись перекочевала в заводские города и посёлки. Люди подметили, что уральское железо хорошо тянется и гнётся, и из него можно штамповать изделия довольно сложной формы. Так появились железные подносы. Постепенно их стали расписывать. Так и появились тагильские расписные подносы, их стали покрывать лаком. Вскоре роспись подносов приобрела классические черты и стала одним из главных народных промыслов Урала.
    О расписных подносах написал свой сказ Бажов. Сказ называется "Хрустальный лак". Он про какого-то шустрого иностранца, который хотел выведать у тагильских старообрядцев секретную информацию о том, как они варят прочный и надёжный "хрустальный" лак. Практически детективная история про мастера, обманувшего иностранцев и подсунувшего им обманку вместо подлинной технологии и про флакон с лаком, спрятанный в бороде.



    Промысел то развивался, то переживал длительные периоды спада. И во время первых пятилеток сошёл на нет совсем. Все кустарные мастерские позакрывали, а мастера состарились. И всё. Люди на Урале  просто забыли, как писать цветочки двойным мазком. Возродили промысел только в пятидесятых годах.
      Об этом нам и рассказала Маша на открытии выставки.
 

    А в наш город промысел пришёл так. Однажды преподаватель уральской росписи из Нижнего Тагила Светлана Парышева проводила мастер-класс в Екатеринбурге. И Маша пришла к ней на этот мастер-класс и в первый раз своими руками написала свой первый узор. Маша решили пригласить Светлану в Новоуральск, чтобы провести  мастер-класс уже здесь. Постепенно эти мастер-классы стали регулярными и вокруг них сложилось сообщество людей, увлечённых уральской росписью. Эти люди и стали мастерами, чьи издели выставляются сейчас.



Конечно, это всего лишь небольшая часть изделий. Здесь мы можем видеть расписные железные коробки, туески, шкатулки, небольшие подносы и разделочные доски.





Работы более крупные выствлены отдельно.



А вон тот деревянный расписной жёлоб - это горка, чтоб катать яйца на Пасху.



Были представлены работы четырнадцати мастеров. Все их имена есть в этом списке.



    Расписанная банка стоит здесь не случайно. Дело в том, что мастеру сначала нужно отработать технологию. Технология двойного мазка - это тот фундамент, азы, на которых стоит всё творчество. Не освоишь их - не создашь чего-нибудь стоящего, не сможешь проявить свою фантазию. А чтобы отработать технологию, мастеру требуется немало часов посвятить тренировкам.
     Вот мастера и тренируются,  расписывая всё, что попадётся под руку каждую свободную минуту. В том числе и обыкновенные стеклянные банки. Аля жила в общежитии вместе со студентками с отделения художественной росписи. В их комнате было расписано буквально всё, вплоть до баночек из-под майонеза. Светлана Борисовна (а банка - это её работа) несомненно прошла подобную же школу совершенствования мастерства.



Маша и Аля. Маша по оборазованию ювелир, окончила УГАХА и на открытие выставки пришла в серебряном гарнитуре собственной работы.



   Наталия Овчинникова с табуретом своей работы. Она рассказала, как появилось это изделие. Была у них старая бабушкина табуретка, выкрашенная страшненькой голубой краской. Эту мебель хотели выкинуть, но... Как-то неудобно выбрасывать память о бабушке. Тогда Наташа с мужем вооружились шкуркой и целую неделю скребли табуретку, очищая её от краски. А потом грунт, новая краска, уже чёрная. И роспись. Получилось вот что.


Сидя на табуретке собственной работы, Наташа спела нам песню. А вот какую песню - это извините из головы вылетело.



Прозрачный расписной зонтик - работа Лады Овчинниковой.



На открытии присутствовала съёмочная группа городского телевидения, а ещё музыкант Джон Глюк, который брал интервью у Маши, записывая её слова на диктофон.






Вот он снимает Наталью и Ладу со своими работами.



   Надо сказать спасибо Маше за то, что она сама организовала эти курсы уральской росписи, по сути привезла в город новое для него направление декоративно-прикладного творчества. И именно благодаря ей роспись в городе стала развиваться. Можно сказать, что она создала ещё один центр народного промысла. И выставку эту организовала тоже она. Организаторский талант,как говорят, встречается гораздо реже всякого другого.
    А я пока заканчиваю. Не переключайтесь.
Tags: Мастера, Новоуральск, творчество
Subscribe

Posts from This Journal “творчество” Tag

  • Горнозаводск стоит на трёх слонах.

    Не верите, что Горнозаводск стоит на трёх слонах? А у меня и фотка есть в качестве доказательства.Видите вон то чудище трёхслоновое? Тут даже не…

  • Какой на ощупь одноглазый лев?

    Сегодня мы посетили выставку «От модерна к русскому авангарду». Она проходила в нашем Музейно-выставочном центре. Проводила её некоммерческая…

  • "Советская" икона.

    Однажды, уже довольно давно, один мой знакомый священник сказал: -Пришли ко мне люди, принесли икону и спрашивают, это старинная икона или…

  • Самый дорогой туесок.

    Сел писать про Тобольск, да вот навалились на меня всякие неотложные бумажные дела. И пришлось писание поста отложить. А пока пусть будет…

  • В башне Лунёва уже можно жить

    Наверное, все знают про башню Александра Лунёва. Кто не знает, тому расскажу. Живёт в Томске Алексендр Лунёв. И однажды он купил у города старую…

  • Макеты.

    Выложу немного фоток макетов. Снято недели две назад в "Ельцин-центре". Макеты разных екатеринбургских домов. И не только екатеринбургских. Все…

  • Радость моя.

    Недавно закончился Седьмой Всероссийский конкурс мастеров народных промыслов "Урал Мастеровой" в Челябинске. Для меня он закончился…

  • "Птичьи" двери.

    Много чего можно увидеть, если идти по улице Челюскинцев в Екатеринбурге. На ней есть даже танк, который служит рекламой для магазина. А ещё на…

  • С Днём Котиков!

    Сегодня у нас местный День Котиков. Поэтому сегодня новые железобетонные, супер-мага-свирепые котики ближних территорий. Снято там же, где и все…

promo guriny december 16, 19:19 1
Buy for 10 tokens
Я тут в ЖЖ вычитал, что Путин оставил треть населения России в нищете и сделал всех соседей России её врагами. Ну... Подразумевается что Навальный, если он таки придёт к власти, то со всеми соседями России немедленно опять подружится. И обеспечит трети населения России невиданное процветание. А…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments