guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

Стекло и сыр Маннура Гильмиярова.




    Как делаются витражи? Из чего? Какими инструментами? Сегодня мы получили ответы на все эти вопросы, касающиеся того вида искусства, который сначала казался нам принадлежностью готических европейских соборов и только.
    Мы посетили с дружественным блогерским визитом студию "Витраж" Маннура Хаснияровича Гильмиярова. Было нас пятеро. Эдуард Иванович Яхов, Сергей Васильевич Зорин, Маша Свалухина и мы с Алей.





    С творчеством Маннура Хаснияровича мы познакомились ещё в сентябре. Тогда же и возникло у нас желание увидеть, как же рождаются витражи. Искусство витража в городе Новоуральске не было известно совсем. Оно казалось бесконечно далёким от нашего уральского города, от наших привычных уральских видов прикладного искусства. И поэтому было для нас особенно интересным.
    И вот мы наконец договорились, наконец собрались. Мы стоим на пороге уютной мастерской. Именно здесь и кабинет мастера, и рабочий стол, где рождаются витражи и всё оборудование, нужное для их изготовления.



Сам Маннур Хасниярович приболел и просил нас его не фотографировать. Поэтому в кадре в качестве главного героя будет его сын Алексей.  Отец и сын Гильмияровы работают над витражами вместе.
     Здесь Алексей держит  в руках ту самую рыбку, которая уже упоминалась в моём блоге.



Но чтобы не оставлять пост без фотографии главного героя, вставлю сюда его фото из "Фейсбука".
 


     Многие новоуральцы знают Маннура Хаснияровича не как мастера прикладного искусства, а как депутата городской Думы от ЛДПР, как руководитея фракции ЛДПР в Думе. Вообще биография его разнообразна и богата на разные крутые повороты. О том, как он начинал заниматься витражом, мастер рассказал нам вот что.
-Раньше я занимался чеканкой.
Чеканил он оклады для икон, потом дарил знакомым священникам. И что-то вдруг повело его в сторону стекла. Оклады для икон - это металл и живопись, а витражи - это металл и цветное стекло. Хотя вроде и неблизко, но что-то общее есть.
      Свои витражи мастерская Гильмияровых делает в технике Тиффани. Луис Тиффани - американец французского происхождения. Однажды он с отцом поехал на свою историческую родину. И там был просто очарован витражами готических соборов.
     А витражи соборов, витражи традиционные - это довольно сложные сооружения из множества кусочков цветного стекла, соединённые П-образным свинцовым профилем. Стекло входит в в выемку свинцового "П" и так держится.  Каждый кусочек стекла нужно окружить свинцовой рамкой. Потом точно также окружить кусочек соседний. И спаять воедино эти две рамки так аккуратно, чтоб шов был незаметен. И так тысячи раз. Получалось сложно, громоздко, да ещё и работа со свинцом вредна для здоровья.
       Луис Тиффани упростил создание витражей, сделал их доступными не только для соборов и дворцов, но и для более камерного употребления, для интерьеров попроще. В чём состоит техника Тиффани я вам потом расскажу.
     В мастерской можно увидеть самые разные работы Гильмияровых. Они тут повсюду. Солнечный свет проходит через цветные стёклышки, причудливо переливается на гребнях стеклянных волн. Практически всё стекло на этих витражах -волнистое. Это ловушка снов.



А эта работа называется "Сакура".



"Руки". Эти руки взяты из фресок Сикстинской капеллы. Рука Бога и рука Адама. Рука Адама ещё безвольна, безжизненна. Прикосновением руки Господь оживит сейчас своё творение.



А вокруг как будто струится чистый как хрусталь воздух райского  сада.



Белые орхидеи.



А мы все, столпившись перед рабочим столом, рассматриваем ещё незаконченную работу.



Это Гейша. А на катушке - оловянный припой.



-Что ж за гейша такая, если у ней губки не накрашены? - спрашивает кто-то из нас.
Мы ж привыкли, что гейша должна быть размалёвана как расписная матрёшка. Лицо, покрытое слоем штукатурки, губки, намалёванные самым неестественным образом, румяна.
А здесь работа выдержана всего в трёх цветах, среди которых совсем нет красного. Сделано это для того, чтоб весь акцент был на глаза, чтоб ничего не отвлекало.
    И именно на этой "европейской красавице с японской причёской" я попробую показать вам, "как всё устроено". Сначала берётся рисунок и делается разбивка по цветам. Каждому участку - свой цвет. Большие участки одного цвета если нужно тоже разбиваются на более мелкие. Эскиз вычерчивается на бумаге в натуральную величину. Участки нумеруются. Ниже вы можете увидеть эскиз как раз той части рисунка, где будет причёска. Волосы, бантики, завязочки.
 


   Каждый кусочек-шаблон аккуратно вырезается из бумаги и приклеивается на стекло клеем ПВА. Дальше в дело вступает стеклорез. Нужно вырезать из стекла кусочек, близкий по форме к приклеенной бумажке. Так выглядят уже вырезанные кусочки. Толщина стекла, из которого режут кусочки для витражей - 3 миллиметра.



Стеклорез кстати вот. Не алмаз, просто очень качественный "ролик". С подвижной головкой. И несколько как хитрых, так и совершенно обычных плоскогубцев для обламывания остатков стекла.





Доводка формы кусочков, чтобы они в точности соответствовали бумажным шаблонам происходит вот на этом станке. В центре агрегата видна алмазная головка. Она бешено вращается и спиливает лишнее стекло.



А это алмазные головки, рабочие органы"опиловочного" станка. Они разных форм и размеров.



А это головка с пазом. Зачем паз? Для того, чтоб подгонять толщину краёв стекла под те самые три миллиметра. Стекло-то волнистое, толщина его может слегка колебаться. Почему важно соблюдать толщину краёв, увидите потом.



-А много, наверное, пыли и осколков получается при работе?
-Много. Внук приходит пылесосить три раза в день. И жена постоянно пол протирает.
А когда размеры и форма кусочка доведены до идеальной, в дело вступает фолия. Это лента. Она двухслойна. Первый слой - клейкая плёнка, второй - тонкая медная фольга. Алексей показывает, как это делается. Лента намотана на бобины. Станок освобождает фолию от бумажного покрытия. Её клеят так, чтобы клейкая поверхность намертво приклеилась к торцу стекла, а медная поверхность была снаружи. Этой фолией кусочек стекла оборачивается по периметру.
      Изобретение Тиффани было как раз в том, чтобы заменить толстую свинцовую рамку старинных витражей на тонкую медную плёночку. Когда самоклеящихся плёнок ещё не было медную ленту к стеклу клеили воском.
 

Вот поэтому и толщину краёв стекла подгоняют под три миллиметра, чтоб стекло не было толще, чем ширина фолии.
      Здесь хорошо видны руки Алексея и кусочек стекла. Верхняя сторона фолии - медная, нижняя - чёрная, клейкая. Здесь же можно заметить, что фолия совсем немножко загибается, охватывая не только торец, но и чуть-чуть боковые поверхности стекла сверху и снизу. Получается как бы та же буква "П", как из свинца, только гораздо более тонкая, изящная, почти невесомая.



 Оклеенный кусочек стекла подставляют на предназначенное ему место на картине. И тут в дело вступает паяльник. В баночке "паяльная вода" - бескислотный раствор, нужный для для того, чтобы припой прилипал к медным краешкам фолии. Немного припоя на жало паяльника. А потом нужно провести паяльником по шву между куочками стекла.  Припой растекается идеально. И сразу же спаивает края обернутых фолией стеклянных кусочков. Сам же припой застывает поверх шва ровным, красивым валиком. Этот валик служит границей между двумя цветами. 
     Получается как книжка-раскраска.   
В книжке контур, очерченный чёрным, нужно заполнить цветом. А здесь цвет дан изначально, а оловянный контур наносится потом. Сначала нужно запаять все кусочки с одной стороны картины, а потом, осторожно перевернув, запаять обратную сторону. Потом для придания металлу эффекта состаривания его покрывают патиной.



Гости заворожённо следят за действиями Алексея. Так прямо на наших глазах рождается красота, рождается искусство, незнакомое и прекрасное.



   Рассматриваем образцы стекла. Стекло специальное, двуслойное и довольно дорогое. Его везут сначала из Америки в Москву, потом из Москвы в Новоуральск.
-А наши не умеют такое стекло делать?
-Умеют, но наше, русское стекло получается менее качественным. Оно имеет значительный разброс по толщине. Здесь толще, там тоньше.



-Когда я впервые стал это стекло резать, так волновался, что с меня семь потов сошло - говорит нам Маннур Хасниярович.
      Вон на том стеллаже - сырьё. Куски стекла. Самого разного. А в коробках - кусочки и остатки помельче. Они тоже идут в дело. 



Когда на эти куски падает свет, они начинают как бы сами светиться изнутри.



-А какого размера можно сделать витраж?
-Метра полтора в высоту можно сделать спокойно. Он не развалится.
-А если выше?
-А вот если выше, то тогда для усиления фолии нужно добавлять специальную железную ленту-арматуру.
    Лента продаётся вот в таких коробках. Её вставляют между кусочками стекла и потом также пропаивают. С помщью подобной ленты можно делать витражи и на потолках.



-А выставки у вас были? - спрашиваем мы.
-Были. Одна в нашей художественной школе, потом ещё одна в городе Лесном и скоро будет выставка в Невьянске.
Выставка будет 18 февраля в здании детской художественной школы Невьянска. Гильмиярова пригласила на эту выставку директор школы Оксана Жидкова. Выставка будет называться "Музыка стекла".



   Власти города "Н" проявили известный интерес к витражам мастерской Гильмияровых. Существуют намерения украсить этими витражами учреждения культуры. Ту же художественную школу, школу искусств (музыкальную). А ещё  говорят, что в городе может появиться новое здание музея, для которого тоже понадобятся красивые витражи. Хотят выстроить с нуля большое здание в Южном районе. И в следующем году начнут работать над проектом. Намерения конечно благие, но...



 -А стоит это всё сколько? - поинтересовались мы.
Оказалось, что цена на самые большие работы - 30-50 тысяч рублей. Например, на ту же "Рыбку", "Сакуру", "Руки", "Белую орхидею". На работы размером поменьше и соответственно менее трудоёмкие и цена поменьше. 
-А сколько времени они делаются?
-Две-три недели.
-А где вы учились?
Оказалось, что учился Маннур Хасниярович в военном училище в Выборге. На вертолётного бортмеханика. Вот его фото в курсантской форме вместе с женой.



   А потом кем он только ни был. Служил в армии, в милиции, был предпринимателем. Занимался деревообработкой.  Руководил филиалом "Уралэлектромеди". Теперь вот депутат Новоуральской  городской думы и мастер витражей. Можно только восхититься неуёмной энергией и деловой хваткой этого человека.
    Мы спросили про портрет Петра Первого, висящий на стене.



-Это эскиз.
Козицыну, руководителю УГМК и тогдашнему начальнику Маннура Хаснияровича, всегда нравился царь Пётр. И вот он нашёл художника и заказал ему портрет Петра. Художник написал эскиз, а потом по нему большую картину, метра полтора высотой.
-Занёс я  ему в кабинет картину, а Козицына в это время в кабинете не было. Я сказал сектретарю, чтоб он описал мне его реакцию.
Реакция была предсказуемой, Козицын пришёл и обалдел. А эскиз остался здесь.
     А под конец Маннур Хасниярович поделился с нами своими планами. Он уже два года вынашивал идею фермерского сыроварения. Сыр получается очень вкусный, ведь он приготовлен из жирного молока 5-6 процентов жирности. Такое жирное молоко специально покупают в деревне Конёво. В сыроварении помогает вся семья. Изготовляют два сорта сыра - филадельфия и качотта. Оба этих сыра мы с удовольствием попробовали.



     Подобный сыр мы использовали для приготовления роллов. Только этот полностью натуральный и гораздо вкуснее. Сейчас сыр, который продаётся в магазинах состоит почти наполовину из наполнителей, консервантов и усилителей вкуса.  Жуёшь его, жуёшь и не понимаешь, сыр ли это.
     Владельцы суши-баров начинают уже заказывать сыр именно у Гильмияровых. Аля вспомнила, что её мама раньше тоже готовила самодельный сыр.  Вкус детства.



На прощание Гильмияровы подарили нам вот такую сверкающую феечку с фонарём. Кто-то, увидев её крылья, вдруг сказал:
-Совсем как настоящие.



    
    А теперь мне хочется от всего сердца поблагодарить Маннура Хаснияровича и всю его семью за  гостеприимство, за экскурсию и интересный рассказ. И пожелать им удачи и процветания в делах. Чтобы витражи были всегда такими же красивыми, а сыр вкусным. И чтобы все их творческие планы успешно реализовались. Спасибо вам огромное от всех нас. Все находятся под впечатлением от посещения вашей витражной мастерской.
Tags: Новоуральск, мастера, творчество
Subscribe

Posts from This Journal “творчество” Tag

  • Дерево для макета.

    https://instagram.com/p/CMvAjbEjTJd

  • Одна фотка из Тобольска.

    Сегодня опять перебирал "закрома". Нашёл вот такую фотку. Это экспонат одного из музеев Тобольска. Часы в корпусе из серебра и мамонтовой кости.…

  • Горнозаводск стоит на трёх слонах.

    Не верите, что Горнозаводск стоит на трёх слонах? А у меня и фотка есть в качестве доказательства.Видите вон то чудище трёхслоновое? Тут даже не…

  • Какой на ощупь одноглазый лев?

    Сегодня мы посетили выставку «От модерна к русскому авангарду». Она проходила в нашем Музейно-выставочном центре. Проводила её некоммерческая…

  • "Советская" икона.

    Однажды, уже довольно давно, один мой знакомый священник сказал: -Пришли ко мне люди, принесли икону и спрашивают, это старинная икона или…

  • Самый дорогой туесок.

    Сел писать про Тобольск, да вот навалились на меня всякие неотложные бумажные дела. И пришлось писание поста отложить. А пока пусть будет…

  • В башне Лунёва уже можно жить

    Наверное, все знают про башню Александра Лунёва. Кто не знает, тому расскажу. Живёт в Томске Алексендр Лунёв. И однажды он купил у города старую…

  • Макеты.

    Выложу немного фоток макетов. Снято недели две назад в "Ельцин-центре". Макеты разных екатеринбургских домов. И не только екатеринбургских. Все…

  • Радость моя.

    Недавно закончился Седьмой Всероссийский конкурс мастеров народных промыслов "Урал Мастеровой" в Челябинске. Для меня он закончился…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments