guriny (guriny) wrote,
guriny
guriny

Category:

Ещё одно дитя энергетического кризиса.




   Однажды я выкладывал фотку американского электровоза, построенного благодаря энергетическому кризису 70-х годов. Когда арабские страны перестали поставлять свою нефть тем государствам, которые поддерживали Израиль. Нефть, мазут, бензин, керосин и дизельное топливо тогда сильно взлетели в цене. И железнодорожные компании на Западе стали крепко подумывать о переходе на электровозы. 
    Этот французский агрегат называется Z7001 или "Зебулон". Снято на вокзале в Бордо в 1975-м году. Автор снимка Жан-Марк Фрибур.  
      Сотворили "Зебулона" из головного вагона попавшей в аварию электрички. Приварили обтекаемые переднюю и заднюю часть. В общем-то ничего особенного. Чем-то подобным в те же годы и чуть раньше занимались и в СССР, и в США. Тоже брали обычные вагоны и приваривали обтекаемый передок для экспериментов с высокими скоростями. Правда использовали не электрическую, а реактивную тягу.
     Только вот потомкам "Зебулона" была суждена жизнь долгая и счастливая в отличии от экспериментальных разработок как советских, так и американских.     





     Французская программа строительства высокоскоростных поездов началась в конце шестидесятых. Тогда же был придуман и первый поезд TGV. Правда в те годы аббревиатура TGV обозначала немножечко не то, что сейчас. Сейчас это звучит как Train de grand vitesse (поезд высокой скорости). А тогда, в конце 60-х было Turbine de grand vitesse (турбина высокой скорости). И первый высокоскоростной поезд был газотурбинным. 



       Он имел пять вагонов - два моторных и три пассажирских.  А также скруглённую клиновидную форму передней части, оранжевый цвет, и был артикулированным. То есть тележка приходилась на стык между вагонами. За счёт этого уменьшается масса поезда, зато становится труднее его обслуживать. Потому что уже нельзя взять и просто отцепить один вагон от состава. Нужно сначала приподнять край вагона, потом поставить на рельсы другую тележку и подкатить её под вагон.



    Франция в то время имела уже опыт строительства газотурбинных поездов RTG. Эти поезда поставлялись в Египет и США. А один из них мельком показали в фильме "Тутси", который был в прокате и в СССР. В школьные годы чудесные я смотрел этот американский фильм и обратил внимание на странный поезд, на котором ехали главные герои.
     В общем первый TGV был дальнейшим развитием темы скоростных газотурбинных поездов. Просто скорость решили увеличить. Со ста шестидесяти километров у RTG до двухсот и более.

 А таким был интерьер первого газотурбинного TGV.

       И вот тут в мире разразился энергетический кризис. Топливо стало стоить дорого, что для прожорливого газотурбинного поезда было очень и очень плохо. Эксплуатация высокоскоростных газотурбинных поездов могла стать запредельно дорогой. И французским инженерам пришлось думать о проектированиии совершенно нового подвижного состава.
     Так в 1974-м году появился "Зебулон". Имя это было взято у какого-то телевизионного персонажа тех лет. Его построили исключительно для экспериментов. Поэтому над дизайном мудрить не стали. Никто не хотел придать ему запоминающийся и уникальный облик. Вагон от электрички с приваренными обтекаемыми концовками и всё. Вероятно Зебулон был каким-нибудь забавным персонажем вроде Шрека. И кто-то из инженеров, глядя на простоватую мордочку нового изделия, просто решил пошутить. Под этим именем он и вошёл в историю.



   На "Зебулоне" обкатывали всё, что могло пригодиться при строительстве новых, уже электрических, "поездов высокой скорости". Тележки, подвеску, тяговые электродвигатели, тормоза и специальные скоростные пантографы. Испытывали его на прямом участке дороги между Бордо и городом Дакс.



    Разгоняли "Зебулона" до максимальной скорости в 309 километров  в час, что кстати было на десять километров меньше, чем максимальная скорость газотурбинного TGV. Почти за два года испытаний "Зебулон" прошёл миллион километров, 25 тысяч километров были пройдены со скоростями около 300 километров в час.
      Эксперименты, проводившиеся на "Зебулоне" стали основой для создания новых электрических поездов TGV. И через два года после завершения экспериментов из заводских ворот выехали два поезда, очертания которых скоро стали известны всему миру. Им дали уже более "человеческие" собственные имена - "Патрик" и "Софи". А в 1981-м году была открыта первая во Франции высокоскоростная магистраль Париж-Лион.



    Первый поезд TGV001, тот самый газотурбинный, расцепили. Голову и хвост его поставили на вечную стоянку в качестве памятников в двух разных городах Франции. Чтоб люди знали, с чего началась эра высокоскоростных магистралей в Европе. Только вот о "Зебулоне", вклад которого в создание подвижного состава для ВСМ был огромен, не подумал никто. И от родоначальника всего огромного и блестящего семейства поездов TGV остались одни фотографии.

Tags: железная дорога, история
Subscribe

Posts from This Journal “железная дорога” Tag

  • Минеола.

    Однажды, просматривая фотки в «Рэйл Пикчерс», я обнаружил вот это фото. Вроде, ничего необычного. Потрёпанный частный вагон, каких было много в…

  • Дизель в Среднеуральск.

    Сегодня в новостях читаю: "Из Екатеринбурга в Среднеуральск пустили рельсовый автобус". Ого! Я был удивлён и обрадован. Но, оказывается, пустили…

  • Привет от "мафии глухонемых".

    Недавно увидел вот такой календарь со Сталиным. Небольшой такой чёрно-белый календарик за 1976-й год, помещающийся на ладони. Довольно скверного…

  • Только потрогать.

    Мне было года четыре. Или пять. Мы с мамой возвращались из Рудянки в город. Я стоял на платформе рудянского вокзала и смотрел на мчащийся поезд.…

  • Мы вернулись из Сибири.

    Сегодня утром вернулись из Тобольска. Вчера ещё были на диком бреге Иртыша,а сегодня на утином бережку нашего пруда. Уток на вокзале стало,…

  • Советский железнодорожный мега-проект.

    Давно я не заглядывал во "Фликр" в поисках чего-то старинного и железнодорожного. И вдруг... Я нашёл одного американского коллекционера старых…

  • Сегодня в России ещё и День Железнодорожника.

    Сегодня в один день сразу три праздника. Один праздник громкий - День Десантника. Второй потише - День Пророка Илии. И самый тихий из сегодняшних…

  • Сюрприз, однако.

    Недавно мы ездили в Екатеринбург. И на нашем Верх-Нейвинском вокзале, прямо на столбе вдруг видим вот такое объявление: "Фото и видеосъёмка…

  • Ещё немного железнодорожных фото.

    Давно не находил ничего нового и интересного железнодорожного. А тут вдруг на "Фликре "обнаружил. Центр железнодорожной фотографии. "Центр" этот…

promo guriny january 6, 2015 20:57 9
Buy for 10 tokens
Вчера написал я пост про слово-замануху. В качестве заманухи были использованы две известных фамилии - Навальный и Ройзман. Я просто вставил несколько раз повторяющиеся фамилии в свой пост. Одни фамилии и только. И что ж я получил в результате? Число посещений моего журнала выросло, но…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments